Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства.
Advertisements

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства.
МБОУ Одинцовская гимназия 13 Радченко Ольга Владимировна учитель изобразительного искусства.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности.
А) Санитарно-гигиенических: Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся.
МОУ СОШ 20 г. Черногорск Учитель начальных классов Лысенко С.Г.
Чубенко Лариса Валентиновна учитель-дефектолог. Сухомлинский Василий Александрович …забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно- гигиенических.
Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовании Руденок Татьяна Степановна, преподаватель начальных классов МОУ Рождественская ООШ.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности Автор: Поваляева Людмила Викторовна учитель физической культуры Муниципальное общеобразовательное учреждение.
З ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ОУ Сарагашева И. В. зам директора по СПВ педагог-психолог МОУ гимназия 5 г Кызыла.
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СБО. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках истории. МБОУ СОШ 1 (с углубленным изучением отдельных предметов) города.
«Развитие творческих способностей через здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образовательного процесса».
Вот такие мы непоседы! Программа «Радуга» авторы: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон. Программа в целом направлена на формирование.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
Тема проекта: «Здоровьесберегающие компоненты математического образования младшего школьника в свете стандарта второго поколения». Подготовлен слушателем.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Транксрипт:

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе. А. Шопенгауэр

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что …забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. Задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к конструированию собственного здоровья.

Урок ИЗО осуществляется в условиях комфортности: А) Санитарно-гигиенических Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. Рабочее место у учащихся на уроке ИЗО Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время урока. Комфортный для человека уровень шума Использование видео экранных средств обучения с учетом гигиенических правил. Б) Психологических Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

Здоровьесберегающие компоненты на уроке ИЗО: Динамические паузы, физкультминутки для глаз, например, рисуем глазами Применение игровых моментов с движениями учащихся (нач. школа) Элементы релаксации (например, использование аудио записей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй») Свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы ( налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки; выбросить бумажки и т. д.) Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока) Чередование видов учебной деятельности Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности

Здоровьесберегающие компоненты на уроке ИЗО: Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др. Темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь возможность задать вопросы Коментирование домашнего задание ( объем, «опасные места». Наличие выбора.) Система оценивания. Стрессогенная ситуация. Три варианта оценивания: 1. Ученик (самооценка) 2. Ученик- ученик (взаимооценка) 3. Ученик – учитель (корректирующая оценка)

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на уроках изобразительного искусства. Петербургский учитель А.А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдёт», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока). Поэтому на уроках изобразительного искусства я стараюсь использовать разные формы:

Начинаем урок с упражнения «Комплимент». Метод «цветописи Лутошкина», представленный в книге Н.Н. Куинджи «Валеология. Пути формирования здоровья школьников». При использовании метода «цветописи Лутошкина», я использую разные задания: «Оцените цветом своё настроение», «Нарисуйте урок». Так, восторженное, праздничное, радостное настроение дети выражают выбором красного, оранжевого, жёлтого цветов; пасмурное – фиолетовым или коричневыми цветами; грустное – синим; спокойное зелёным; подавленное (самое плохое) выбором чёрного цвета. Пинтограммы (При выполнении таких заданий дети должны понять, что каждый человек может управлять собственными эмоциями и бережно относиться к чувствам и переживаниям других людей, что очень важно в современном обществе).

Тем и хорош урок ИЗО, что он соединяет воедино многие искусства. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет Лунная соната Л. Бетховена, Времена года П.И.Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать Полонез Огинского, а улучшит работу сердца Элегия С. Рахманинова Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

В процессе занятий изобразительным искусством я часто использую разные техники: монотипия, граттаж и т.д. Они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. В качестве примера при изучении темы Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла в 5 классе по программе Неменского Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд использую при создании импровизации по мотивам гжельской росписи следующую технику печати:

Задание Печать цветка 1. Раскатайте колбаску из пластилина 2. Скрутите колбаску 3. Положите на дощечку для лепки, сверху прикрепите шарик ручку из пластилина

Печать листа 1. Скатайте шарик из пластилина, превратите его в овал, затем слегка сожмите его между пальцами и заострите концы. 2. Продавите на листе жилки. 3. Переверните лист жилками вниз, прикрепите сверху шарик–ручку из пластилина

Рассмотри варианты гжельской росписи. Выполни роспись волшебными гжельскими узорами