Работа с терминами на уроке Корнилова Екатерина Ивановна Учитель химии, изо МБОУ «Павловская СОШ»
Терминология - наука, занимающаяся изучением специальных терминов
Определение понятия у Канта Под понятием Кант разумел любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»представление термином
Определение понятия у Гегеля Понятие для Гегеля «прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта Гегелясозерцанияпредставлениемобъекта
Те́рмин (от лат. terminus предел, граница) слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п. [1] Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.лат.словосочетание понятия [1]
Эту задачу осложняют следующие обстоятельства 1. Огромное количество терминов, предлагаемых для запоминания. 2. Много терминов используются не так часто. 3. Маленький словарный запас у многих учеников.
1) прочитать определение понятия в учебнике; 2) пересказать это определение своими словами; 3)Записать в тетрадь (словарь).
Смысл - информация, которая должна быть обязательно понята Почти все определения терминов обычно даются без выделения основополагающих признаков, их отличают многословие, запутанность, сложность.
Способы работы с терминами: 1. Выведение термина по значимым признакам. 2. Выявление этимологии нового термина. 3. Разбивание термина на логические элементы.
1. Выведение термина по значимым признакам Перед вами ряд химических соединений класса оксидов. Li 2 O, MgO, Na 2 O, P 2 O 5, Fe 2 O 3 Определите существенные признаки. Оксиды – _
1. Выведение термина по значимым признакам Перед вами ряд химических соединений класса оксидов. Li 2 O, MgO, Na 2 O, P 2 O 5, Fe 2 O 3 Определите существенные признаки. Оксиды – сложные соединения, --состоящие из атомов двух химических элементов, -- один из которых – кислород в степени окисления –2.
2. Выявление этимологии нового термина (установить внутри- и межпредметные связи) Термохимические уравнения реакций Экзо термические Снаружи + тепло Эндотермические Внутрь + тепло Гомогенные, гетерогенные системы
3. Разбивание термина на логические элементы Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку признак предмета состояние или действие в предложениях. Смысловой ряд это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание термина. Доминанта - главная составляющая часть термина. Понимание сводится к тому, чтобы схватить основные идеи, значимые слова, короткие фразы. И образовать таким образом единую логическую цепь.
Дифференциальный алгоритм Читая, вы должны подчеркивать ключевые слова текста. Дальше, ключевые слова следует складывать в смысловые ряды. Из смысловых рядов формируем доминанту текста. Переворачиваем лист и записываем определение.
Упражнение следует выполнять до тех пор, пока оно не перейдет на уровень подсознания, и не будет выполняться автоматически.
Ключевые слова (подчеркните в тексте ключевые слова) 2. Содержание образования – система знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Знания умения и навыки, относящиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимися, чтобы те умели жить и действовать в социуме. (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.А. Онищук и др.) Смысловые ряды (запишите здесь) __________________________________________________________ _______________________________________________________ _________________________________________ Доминанта (запишите здесь) __________________________________________________________ __________________
Понятен ли Вам
Я понял, что… Это было актуально, полезно и я буду это использовать в своей работе ….. Информация оказалась ненужной, бесполезной …