Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках посредством использования личностно-ориентированного обучения автор опыта: Георгадзе Елена Петровна учитель химии и биологии МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа»
Коммуникативные способности умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата; умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата; владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков; владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков; ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов; понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства; понимание границы пространств и корректировка в связи с ними своих действий и поведения; ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов; понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства; понимание границы пространств и корректировка в связи с ними своих действий и поведения; ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях изменений этих событий; ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях изменений этих событий; сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы; сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы; умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей. умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.
этапы работы 1 этап – аналитический ( учебный год) 2 этап - практический ( учебный год) 3 этап – обобщающий ( учебный год)
Противоречия и затруднения. Пути решения противоречий между средой и личностью- формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личности школьника между средой и личностью- формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личности школьника между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний- оптимальное сочетание традиционных и активных форм и методов обучения, предусматривающих индивидуальный подход и дифференцированное обучение; использование передовых инновационных технологий между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний- оптимальное сочетание традиционных и активных форм и методов обучения, предусматривающих индивидуальный подход и дифференцированное обучение; использование передовых инновационных технологий между книжным обучением и стремлением детей приблизиться к природе, участвовать в общественной жизни- сочетание уроков и внеклассной исследовательской работы, направленной на развитие коммуникативных способностей старшеклассников между книжным обучением и стремлением детей приблизиться к природе, участвовать в общественной жизни- сочетание уроков и внеклассной исследовательской работы, направленной на развитие коммуникативных способностей старшеклассников
Ведущая педагогическая идея опыта создание организационно-педагогических условий для обучения с целью развития коммуникативных способностей учащихся в условиях малокомплектной сельской школы через использование в педагогической практике личностно- ориентированного обучения
Длительность работы над опытом 5 лет с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся до момента выявления результативности. 5 лет с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся до момента выявления результативности.
Этапы становления опыта 1 этап - аналитический( учебный год) 1 этап - аналитический( учебный год) На этом этапе проводились анализ методической литературы, сбор информации по проблеме, диагностика знаний, умений и навыков детей, организация развивающей среды, изучался и анализировался опыт коллег. На этом этапе проводились анализ методической литературы, сбор информации по проблеме, диагностика знаний, умений и навыков детей, организация развивающей среды, изучался и анализировался опыт коллег. 2 этап - практический ( учебный год) 2 этап - практический ( учебный год) В единой системе разрабатывались и проводились уроки и элективные курсы, велась внеклассная работа В единой системе разрабатывались и проводились уроки и элективные курсы, велась внеклассная работа Педагогическое воздействие осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по перспективным планам, в тесном контакте с педагогами и родителями Педагогическое воздействие осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по перспективным планам, в тесном контакте с педагогами и родителями 3 этап – обобщающий ( учебный год) 3 этап – обобщающий ( учебный год) Подводится итог работы с детьми по проблеме, обобщается опыт, определяется уровень развития коммуникативных способностей учащихся. Подводится итог работы с детьми по проблеме, обобщается опыт, определяется уровень развития коммуникативных способностей учащихся.
Диапазон опыта Диапазон представленного опыта – единая система «урок - внеклассная работа»
Теоретическая база опыта Педагогическая технология – это содержательная техника учебного процесса. техника учебного процесса. (В. П. Беспалько) Комбинация элементов следующих технологий: технологии проектного обучения, модульной технологии, технологии развития критического мышления, информационной и дальтон – технологии.
Новизна опыта создание системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие индивидуальных способностей учащихся создание системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие индивидуальных способностей учащихся
Цели и задачи педагогической деятельности Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательном процессе при изучении химии и биологии посредством использования инновационных технологий. Задачи: введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику предоставлять право выбора индивидуальной работы в изучении химии и биологии, что способствует самообучаемости школьника, его способности к обобщению, рефлексии; введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику предоставлять право выбора индивидуальной работы в изучении химии и биологии, что способствует самообучаемости школьника, его способности к обобщению, рефлексии; использование наряду с традиционными формами групповых и индивидуальных учебных занятий с целью развития умений школьников, новых способов действий в новых ситуациях; использование наряду с традиционными формами групповых и индивидуальных учебных занятий с целью развития умений школьников, новых способов действий в новых ситуациях; создание условий для приобретения учащимися учебно- исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего образования. создание условий для приобретения учащимися учебно- исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего образования.
Организация учебно- воспитательного процесса Организация учебно- воспитательного процесса Нетрадиционные формы учебных занятий Урок-модуль. Урок-модуль. Дальтон – час. Дальтон – час. Урок – путешествие Урок – путешествие Урок – игра Урок – игра Аукцион знаний Аукцион знаний Брей- ринг Брей- ринг
Методы обучения Методы обучения Разноуровневые задания Разноуровневые задания Метод проектов Метод проектов Компьютерные технологии Компьютерные технологии Модули Модули Проблемные вопросы Проблемные вопросы Исследования Исследования
Приемы стимулирования и контроля Приемы стимулирования и контроля Взаимоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Работа по индивидуальным оценочным картам Работа по индивидуальным оценочным картам Педагогические техники, применяемы на разных этапах урока Педагогические техники, применяемы на разных этапах урока
Преобладающие виды деятельности поисковая поисковая проектная проектная организация самостоятельной деятельности организация самостоятельной деятельности
Средства обучения раздаточный материал, раздаточный материал, тексты разноуровневых контрольных и самостоятельных работ, тексты разноуровневых контрольных и самостоятельных работ, - карточки индивидуальные и дифференцированные, - карточки индивидуальные и дифференцированные, - варианты заданий ЕГЭ (демонстрационные и тренировочные), - варианты заданий ЕГЭ (демонстрационные и тренировочные), - тесты, - тесты, - перфокарты, - перфокарты, - сборники задач, - сборники задач, - коллекция творческих работ - коллекция творческих работ
Результативность опыта - развитие коммуникативных способностей учащихся: способность к сотрудничеству, способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях. мобильность в разных социальных условиях. - мотивация учащихся к учебной деятельности и результативность образовательного процесса, т. е. качество знаний и обученность учащихся.
результативность Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по химии и биологии» Т. И. Шамовой показала : у большинства учащихся (56%) сформировалась положительная мотивация к изучению химии и биологии и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, но и к предметам в целом; Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по химии и биологии» Т. И. Шамовой показала : у большинства учащихся (56%) сформировалась положительная мотивация к изучению химии и биологии и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, но и к предметам в целом; - возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся на 20%. - возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся на 20%.
позитивная динамика качества знаний учащихся по биологии и химии г % ; 78.7% г % ; 78.7% г.- 59%; 75,1%; г.- 59%; 75,1%; г. - 71,3%; 53,8%; 28,5%; 55,5%(79,2%);100%;86%; 48,5%; 71%; 69%; 57,1%; 88,8% (88,9%) г. - 71,3%; 53,8%; 28,5%; 55,5%(79,2%);100%;86%; 48,5%; 71%; 69%; 57,1%; 88,8% (88,9%) г. (I полугодие)- 60%;57%;55%;14,2%;100%;100%;100%;40% г. (I полугодие)- 60%;57%;55%;14,2%;100%;100%;100%;40% Год – 50%; 62%; 60%; 57% (57,2%);100%;100% 100%;60%; 55,5%; 80%; 100% (85%) Год – 50%; 62%; 60%; 57% (57,2%);100%;100% 100%;60%; 55,5%; 80%; 100% (85%)
выводы 1. Опыт по данной теме считаю репродуктивно-рационализаторским 2. Работа в этом направлении помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках учебного предмета при объяснении тех или иных явлений или закономерностей.