«Педагогика любви» Педагогическая деятельность заслуженного учителя ЯССР, отличника образования РСФСР, Почетного учителя школы, старшего учителя Макарова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
Advertisements

Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Приоритетные проблемы школы. 1. Проблема повышения мотивации учащихся: недостаточный уровень познавательных интересов учащихся, недостаточный уровень.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Константин Дмитриевич Ушинский Ушинский (Константин Дмитриевич, ) - знаменитый русский педагог; родился в Новгород- Северске; в родной семье.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Мотивация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе на основе использования проектных и информационно- коммуникационных технологий (психолого-
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Я и моя семья Prezentacii.com Соц. проект. Актуальность проблемы Семья-это самое главное в жизни ребенка. Человеку необходимо знать, что он не один, что.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Деятельностный подход в обучении младших школьников «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно.
«Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»
Транксрипт:

«Педагогика любви» Педагогическая деятельность заслуженного учителя ЯССР, отличника образования РСФСР, Почетного учителя школы, старшего учителя Макарова Михаила Петровича.

М.П.Макаров родился 19 сентября 1933 года в Бэрэ (Кордугэннээх алаас) Сыланского наслега Чурапчинского улуса. Его детство прошло в предвоенные и военные годы. Жили впроголодь, но дети учились. С наступлением грозного военного 1942 г. поступил в 1 классе Сыланской средней школы, затем после окончания 7 класса в классах 3 года учился во 2 школе г. Якутска и сразу поступил на биологическое отделение пединститута. На его формирование как учителя большое влияние оказали кроме преподавателей, его однокурсники, его родители, родные, подавшие пример организованности, добросовестного отношение к учебе, труду. Должно быть, первые ростки будущей педагогической работы и гражданской жизни появились в те годы детства и юношества, которые прошли в постоянной нужде, в труде и заботе.

Мать Михаила - Степанида Степановна Макарова отец Михаила - Петр Иванович Макаров Родители Михаила Петровича

Методика организации уроков М.П.Макарова: В уроках географии неукоснительно выполнял следующие задачи: 1) Отобрать научный материал, нужный 1) Отобрать научный материал, нужный и годный для школы, проделав соответствующую генерализацию : и годный для школы, проделав соответствующую генерализацию : 2) Привести этот материал в определенную последовательность, распределить его по классам школы, согласовав его с возрастом учащихся и с учебными программами прочих дисциплин. 2) Привести этот материал в определенную последовательность, распределить его по классам школы, согласовав его с возрастом учащихся и с учебными программами прочих дисциплин.

Выработал систему способов изложения, проработки и усвоения отобранного и в известном порядке расположенного материала. Выработал систему способов изложения, проработки и усвоения отобранного и в известном порядке расположенного материала. Выработал систему способов закрепления, повторения и проверки знаний учащихся : сигнальная лампочка, пульт управления, самодельный пункт наблюдения за измерением природы, метеослужбы, частые экскурсии, походы. Выработал систему способов закрепления, повторения и проверки знаний учащихся : сигнальная лампочка, пульт управления, самодельный пункт наблюдения за измерением природы, метеослужбы, частые экскурсии, походы.

Формы школьной краеведческой работы в практике М. П Макарова: экскурсии учителя с учащимся в ближайшие окрестности школы; экскурсии учителя с учащимся в ближайшие окрестности школы; более далекие и продолжительные экскурсии, имеющие целью осмотр каких – либо местных достопримечательностей, сбор старинной утвари и т.д. более далекие и продолжительные экскурсии, имеющие целью осмотр каких – либо местных достопримечательностей, сбор старинной утвари и т.д. краеведческие походы в каникулярное время, рассчитанные на несколько дней и связанные с определенными практическими целями и участием молодежи в общественно полезном труде ( сбор материалов, гербарий, наблюдение за растениями, сбор кормов, аhыналааhын ). краеведческие походы в каникулярное время, рассчитанные на несколько дней и связанные с определенными практическими целями и участием молодежи в общественно полезном труде ( сбор материалов, гербарий, наблюдение за растениями, сбор кормов, аhыналааhын ).

сбор коллекций минералогических, ботанических и т.д. сбор коллекций минералогических, ботанических и т.д. производство глазомерной съемки (составление карты земель, ближайших к школе, пришкольного усадебного хозяйства ). производство глазомерной съемки (составление карты земель, ближайших к школе, пришкольного усадебного хозяйства ). проведение организованных под руководством учителя бесед на краеведческие темы с местными старожилами и знатоками края. проведение организованных под руководством учителя бесед на краеведческие темы с местными старожилами и знатоками края. выполнение заданий за каникулярное время индивидуальных заданий краеведческого порядка. выполнение заданий за каникулярное время индивидуальных заданий краеведческого порядка.

Принципы обучения, которыми руководствовался Михаил Петрович, организуя процесс обучения : принцип научности ( усвоения учащимися научной терминологии, приобщение учащихся к методам науки ; исследования в ходе изучения учебного материала ; соотношение фактологического и теоретического материала ) принцип научности ( усвоения учащимися научной терминологии, приобщение учащихся к методам науки ; исследования в ходе изучения учебного материала ; соотношение фактологического и теоретического материала ) принцип воспитывающего обучения (Л.Н. Толстой «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно.» Формирование убеждения учащихся, чувство патриотизма ; формирование у учеников личного отношения к жизни; воспитание сознательного отношения к учебе ). принцип воспитывающего обучения (Л.Н. Толстой «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно.» Формирование убеждения учащихся, чувство патриотизма ; формирование у учеников личного отношения к жизни; воспитание сознательного отношения к учебе ). принцип наглядности ( использование различных видов наглядности с учетом цели обучения ). принцип наглядности ( использование различных видов наглядности с учетом цели обучения ).

принцип систематичности и последовательности ; принцип систематичности и последовательности ; 1.последовательность изучения учебного материала 1.последовательность изучения учебного материала 2.использование правил дидактики : 2.использование правил дидактики : -от конкретного к абстрактному; -от конкретного к абстрактному; -от близкого к далекому ; -от близкого к далекому ; -от простого к сложному ; -от простого к сложному ; -от легкого к трудному -от легкого к трудному 3.преемственность ( опора на пройденное ) 3.преемственность ( опора на пройденное ) 4.внутрипредметные связи 4.внутрипредметные связи 5.межпредметные связи 5.межпредметные связи 6.система требований к учащимся. 6.система требований к учащимся.

5) принцип связи обучения с жизнью 5) принцип связи обучения с жизнью 1.Жизненность и актуальность учебного 1.Жизненность и актуальность учебного материала. материала. 2.Научное применение знаний на практике 2.Научное применение знаний на практике 3.Психологическая подготовка школьников к 3.Психологическая подготовка школьников к труду труду 4.Связь изучаемых знаний с личным 4.Связь изучаемых знаний с личным опытом опытом и наблюдениями учащихся и наблюдениями учащихся 5.связь обучения с окружающей жизнью, 5.связь обучения с окружающей жизнью, с практикой. с практикой. 6) принцип прочного усвоения знаний. 6) принцип прочного усвоения знаний. 7) принцип сознательного усвоения знаний. 7) принцип сознательного усвоения знаний. 8) принцип доступности, посильности : 8) принцип доступности, посильности : 1.связан с учетом возрастных особенностей 1.связан с учетом возрастных особенностей школьников школьников 2.держит ориентир на потенциальные 2.держит ориентир на потенциальные возможности в развитии учащихся возможности в развитии учащихся 3.требует соблюдения индивидуального 3.требует соблюдения индивидуального обучения. обучения.

Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. В практике обучения биологии у Михаила Петровича получили распространение следующие методы : лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа с микроскопом, просмотр экранных пособий, практическая работа, в более старших классах применил практическое моделирование : изготовление модели клетки, одноклеточной водоросли, бактериальной клетки и ее споры и др.

Для курса биологии исполнял активные методы : проблемные беседы, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа с книгой. Так беседа должна заставлять учащихся думать, а не воспроизводить знания тех или иных фактов. Шире исполнял специфические для биологии методы : наблюдения, эксперименты, практические работы на учебно- опытном участке, в кабинете биологии в сочетании с беседой, рассказом, работой с учебником.

Применял адаптивные технологии (технологии взаимодействия) т. е. развивал веру в успех у всех учеников. Работая в группе, все его члены участвуют в решении вопроса, и даже слабые ученики чувствуют, что знают не меньше остальных, могут решить проблему, поставленную перед группой. Учение в условиях адаптивной систему обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью : решение задач разного уровня, выполнение лабораторных и практических работ. При такой системе обучения предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы : самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.

Михаил Петрович еще в те годы умело применял на уроках тестовую технологию, особенно при оценивании ЗУН учащихся, которая обеспечивала объективность контроля (сигнальные лампочки), еще технологию опорных сигналов, принципами которой являются многократное повторение, гуманизм (все дети талантливы), учение без принуждения, соединение учения и воспитания, материал вводится крупными дозами, поблочное компоновка материала; оформление информации в виде опорных схем – конспектов.

В практической деятельности Михаил Петрович руководствовался принципами народной педагогики в работе с детьми: - ценности духовной культуры; - ценности духовной культуры; - ценности природы; - ценности природы; - ценности социума - ценности социума Такие воспитательные ценности как воля к жизни, здоровый образ жизни, внимательность и рассудительность в поведении. Такие воспитательные ценности как воля к жизни, здоровый образ жизни, внимательность и рассудительность в поведении. Другим ценным источником порождения воспитательных ценностей для Михаила Петровича являлся мир Природы. Человек - часть природы, и его взаимоотношения с ней во многом предопределяют человечность, целостность и нормальность каждого индивида. Другим ценным источником порождения воспитательных ценностей для Михаила Петровича являлся мир Природы. Человек - часть природы, и его взаимоотношения с ней во многом предопределяют человечность, целостность и нормальность каждого индивида.

Моральная чистота, принципиальность, знание истории и культуры родного народа, традиций, обычаев предков, любовь к детям и педагогическому труду, постоянное творческое горение, неустанная работа мысли, духовная щедрость, самообладание и настойчивость, умение удивить, восхитить и вдохновить учеников в соответствии с педагогическим опытом, устанавливать тесный контакт с учащимися, с их родителями-таковы личностные качества учителя- этнопедагога, которые в полной мере были присущи М. П. Макарову.

В последние годы в республике большое внимание уделяется разработке механизмов интеграции школьного и дополнительного образования - проблеме, поставленной в середине 20 века « Якутским Ушинским» Парфением Никитичем Самсоновым. Цель и задача которой заключается в том, чтобы дать конкретные знания и привить интерес к предмету познания ; заложить фундамент целостного видения мира во всем его многообразии ; быть направленной на реализацию разнообразных потребностей, на их социальную защиту, адаптацию и оздоровление ; позволить подросткам приобрести новый социальный опыт ; способствовать профориентации и жизненному самоопределению, воспитанию творчески развитой, самостоятельно думающей личности ; обеспечивать возможность ее получения всеми детьми, давать право сочетать различные направления и формы занятий. А Михаил Петрович, учитель – новатор, еще в 60 – 70 гг уделял серьезное внимание проблеме взаимосвязи школьного и внешкольного ( дополнительного ) образования. С первых лет работы вел кружки, секции, занятия ГПД, те. создал единую систему обучения и воспитания детей. В последние годы в республике большое внимание уделяется разработке механизмов интеграции школьного и дополнительного образования - проблеме, поставленной в середине 20 века « Якутским Ушинским» Парфением Никитичем Самсоновым. Цель и задача которой заключается в том, чтобы дать конкретные знания и привить интерес к предмету познания ; заложить фундамент целостного видения мира во всем его многообразии ; быть направленной на реализацию разнообразных потребностей, на их социальную защиту, адаптацию и оздоровление ; позволить подросткам приобрести новый социальный опыт ; способствовать профориентации и жизненному самоопределению, воспитанию творчески развитой, самостоятельно думающей личности ; обеспечивать возможность ее получения всеми детьми, давать право сочетать различные направления и формы занятий. А Михаил Петрович, учитель – новатор, еще в 60 – 70 гг уделял серьезное внимание проблеме взаимосвязи школьного и внешкольного ( дополнительного ) образования. С первых лет работы вел кружки, секции, занятия ГПД, те. создал единую систему обучения и воспитания детей.

В своей педагогической деятельности он, как и Самсонов, твердо придерживался идеи природосообразности обучения и воспитания личности и идеи индивидуального подхода к учащимся, идеи раскрытия потенциальных интеллектуальных и человеческих возможностей учащихся. На наш взгляд, эти идеи - проблемы всегда будут стоять в нашем обществе, какого бы развития оно не достигло. (Природосоообразное воспитание - ноосферное воспитание, индивидуальный подход - личностно - ориентированное образование). В своей педагогической деятельности он, как и Самсонов, твердо придерживался идеи природосообразности обучения и воспитания личности и идеи индивидуального подхода к учащимся, идеи раскрытия потенциальных интеллектуальных и человеческих возможностей учащихся. На наш взгляд, эти идеи - проблемы всегда будут стоять в нашем обществе, какого бы развития оно не достигло. (Природосоообразное воспитание - ноосферное воспитание, индивидуальный подход - личностно - ориентированное образование).

Всем известно, что школьный кабинет- это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Это первым осознал именно Михаил Петрович, поэтому в каждой школе, где он сам проработал в первую очередь создавал удобный, богатый материалами, техсредствами, учебный кабинет. Значит, в нашей школе это был 4-й им созданный кабинет.

Создание кабинета- это сложный и трудоемкий процесс, проходящий в несколько этапов, и где большую роль сыграет самооборудование. Самооборудование, т.е. деятельность, направленная прежде всего на изготовление самодельных учебных пособий, имеет большое воспитательное значение. Поэтому в процесс создания оборудования кабинета Михаил Петрович обязательно вовлекал своих воспитанников. В результате такой совместной работы углублялись знания, умения учащихся, развивались их творческие способности. Учащиеся включались в полезный труд и с особой бережливостью относились к кабинету.

По примеру и при помощи самого Михаила Петровича наши учителя с большим увлечением работали по созданию учебных кабинетов. Работали до 12 часов ночи. И в результате на смотре учебных кабинетов в улусе наша школа занимала несколько лет первые места.

Цель данной работы - изучение педагогического, методического наследия прошлого имеет важное значение для дальнейшего развития методической мысли. Опора на прошлый положительный опыт и осмысление допущенных просчетов – это один из путей совершенствования современной системы образования. Широкая эрудиция и кругозор, интеллектуальность, высокий профессионализм, непревзойденное знание предмета обучения и постоянное совместное с учащимися творчество и поиск Макарова М. П. - яркий пример педагогического мастерства, на который должны равняться мы, все учителя. Цель данной работы - изучение педагогического, методического наследия прошлого имеет важное значение для дальнейшего развития методической мысли. Опора на прошлый положительный опыт и осмысление допущенных просчетов – это один из путей совершенствования современной системы образования. Широкая эрудиция и кругозор, интеллектуальность, высокий профессионализм, непревзойденное знание предмета обучения и постоянное совместное с учащимися творчество и поиск Макарова М. П. - яркий пример педагогического мастерства, на который должны равняться мы, все учителя.