Экономика Тема: рыночная конкуренция и ее виды. Основные вопросы Рынок и его структура конкуренция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономика Тема: рыночная конкуренция и ее виды. Основные вопросы Рынок и его структура конкуренция.
Advertisements

ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Рынок и конкуренция Кондратьева Дарья. Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке Рыночная структура отражает все наиболее.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Транксрипт:

Экономика Тема: рыночная конкуренция и ее виды

Основные вопросы Рынок и его структура конкуренция

Модель экономического круговорота РЫНОК ПРОДУКТОВ ГОСУДАРСТВО РЫНОК РЕСУРСОВ ДОМОХОЗЯЙСТВА ИЛИ НАСЕЛЕНИЕ ФИРМЫ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Товары, услуги Национальный продукт Национальный доход Потребительские расходы Издержки производства Факторы производства Доходы от продаж

Рынок - это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. - система формирования и движения воспроизводственных связей, базирующихся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования; совокупность актов купли-продажи

Теория рынков - направление в экономической теории, различающее типы рынков в соответствии с их рыночной структурой. Главное структурное отличие – степень концентрации продавцов и относительные размеры рынков. Другие структурные особенности, которым уделяется внимание, относятся к характеру предлагаемого товара и к условиям входа в эту отрасль. Выделяя эти структурные различия, теория исследует, каким образом рыночная структура во взаимодействии с рыночным поведением порождает конкретные формы действенности рынка.

эволюция Изначально: рынок – место розничной торговли, базар, рыночная площадь французский экономист-математик Огюстен Курно ( ) считал, что под термином рынок следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются О.Курно – основатель теории олигополистического ценообразования

Адам Смит Адам Смит ( гг.) «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Условия возникновения рынка Ограниченность ресурсов Разделение труда

Структура рынка – способ организации рынка Структура рынка Степень концентрации продавцов и концентрации покупателей Условия входа на рынок Характеристики производимого продукта Степень участия фирм в производстве ресурса для своей продукции или в организации ее продажи Способность фирм действовать не на одном, а на нескольких рынках

Исторически выделяли Неразвитый рынок ( в основном бартер) Свободный (классический рынок) Регулируемый рынок

Классификации рынков По экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак). По степени ограничения конкуренции. По географическому положению (местный, региональный национальный и мировой рынки). По отраслям (автомобильный рынок, рынок компьютерной техники и т.д.). По характеру продаж, (оптовый рынок, розничный рынок

Классификации рынка По товарному признаку Рынок товаров и услуг Рынок факторов производства Финансовый(денежный рынок) Рынок интеллектуальной собственности

конкуренция От лат. Конкуриро – сталкиваться – торьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли

Конкуренция По самому общему определению, конкуренция это соперничество между участниками рынка. роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Функции конкуренции Эффективное распределение ограниченных ресурсов Стимулирование эффективности производства Распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства Установление равновесной цены

Предпосылки конкуренции равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей) характер производимой ими продукции (степень однородности продукта). свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Прибыль – нормальная и сверх Нормальная прибыль – уровень прибыль, который достаточен для того, чтобы фирма оставалась в данной отрасли в долгосрочном периоде, но недостаточно высок для привлечения в отрасль новых фирм. Если у фирмы прибыль меньше нормальной, то она покинет отрасль в долгосрочном периоде

Классификации рынка Конкурентный рынок Рынок совершенной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции Монополистическа я конкуренция олигополия Отсутствие конкуренции (чистая монополия монопсония

Рынок совершенной конкуренции – рынок с большим количеством продавцов и покупателей, причем никто из них не может влиять на цену реализуемого товара. В итоге на данном рынке в определенный момент времени устанавливается единая цена.

Совершенная конкуренция Производимые товары примерно одинаковы Товары на рынок предлагают многие фирмы, и объемы их поставок не очень различаются Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения Вход на рынок и выход с него не связаны с большими трудностями Продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж

Совершенная конкуренция Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода. Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль.

График предельного и совокупного дохода.

Поведение фирмы АС – средние издержки (валовые издержки/произведенное количество) АС=ТС/Q МС - Предельные издержки (разность между издержками производства n и n-1 единиц продукции MR – предельный доход

Поведение фирмы Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства: 1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль:. 2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости. 3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков). 4. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии ; фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Максимизация прибыли и равновесие в длительном периоде

. Минимизация издержек Выход фирмы из отрасли в короткий период

Теоретические обоснования «Laizer fair» - принцип экономического невмешательства и свободной конкуренции выдвинут П.Буагильбером Теоретическое обоснование дано А.Смитом Теория совершенной конкуренции Л.Вальраса: производственная функция имеет линейный и однородный вид, т.е. изменение затрат факторов прямо пропорционально влияет на выпуск продукции

рынок несовершенной конкуренции рынок с ограниченным числом конкурентов. В условиях рынка несовершенной конкуренции даже отдельный продавец может повлиять на уровень цены товара

Рыночные структуры несовершенной конкуренции модель К-во фирм в отрасли Хар-р продукции Входные барьеры Контроль над ценой Чистая монополия Одна фирма Однородная, не имеющая субститутов высокие полный дуополия Две фирмыоднороднаявысокиечастичный олигополия Малое количество фирм Однородная или сне значитдифференциацией высокие Частичный слабый Монополистч.конкуренция с дифференциацией продукта Множество фирм разнородная низкие

Монополистическая конкуренция тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Примеры монополистической конкуренции Парикмахерские Рестораны Бензоколонки Строительные фирмы

Теория монополистической конкуренции Эдвард Чемберлен ( ) 1933 – теория монополистической конкуренции - доказал, что на реальных рынках одни товары нередко являются частичными заменителями других, так, что даже на рынках с большим количеством продавцов кривая спроса для отдельной фирмы может иметь отрицательный наклон, вывел факторы, определяющие объем рыночного предложения и рыночную цену

олигополия (от греч. oligos немногий и poleo продаю) предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Дуополия Рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объем производства в отрасли и рыночную цену Кривая реагирования показывает, каким, каким образом объем выпуска одной фирмы зависит от объема выпуска другой фирмы.

Равновесие при дуополии равновесие Равновесие Курно Равновесие Бертрана Равновесие Штакельберга

Равновесие Курно Равновесие Курно – достигается когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования других фирм

Равновесие Бертрана Описывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска. Стабильность достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т.е. достигается конкурентное равновесие

Равновесие Штакельберга Описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти. Одна фирма – лидер (по цене, по объему и или и по тому и другому одновременно), а другая приспосабливается

Теория олигополистического ценообразования Выводы Курно: Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара Цена равновесия зависит от числа продавцов

Модели олигополии модель сущность Ценовое лидерство (барометрическое или доминирующей фирмы) Одна фирма устанавливает цену, остальные ее принимают Картели (открытый и формальный характер) и сговоры (скрытый неформальный характер) Формы соглашения по вопросам цен, объемов производства, раздела рынка, использования мощностей, расходов на рекламу и использование ресурсов Модель с ломаной кривой спроса Если олиголистическая фирма снизит цену, то конкуренты последуют ее примеру, а если повысит – не последуют Модель рыночной доли Цены на рынке на товары олигополистов имею тенденцию у выравниваю несмотря на различие в уровне затрат конкурирующих фирм

Показатели монопольной власти Индекс Лернера – показатель монопольной власти, определяемой по формуле Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель концентрации траслевого рынка или распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка

Индекс Лернера Абба Лернер(английский экономист) предложил в 1934 г. I l - индекс монопольной власти P M - Монопольная цена MC - Предельные издержки E D - Эластичность спроса по цене I l = (P M - MC ) / P M

Индекс Лернера Если фирма максимизирует прибыль в условиях равновесия, то I l = 1 / E D вариант - в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный доход Лернер: высокая прибыль – признак монопольной власти. Индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы

Индекс Херфиндаля-Хиршмана - показатель концентрации отраслевого рынка или распределение «рыночной власти между всеми участниками рынка» Основан на данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли Расчет: сумма квадратов индивидуальных долей рынка каждой фирмы

расчет I HH = S j 2 j=1 …n S 1 - удельный вес самой крупной фирмы S 2 – удельный вес следующей по величине фирмы S n – удельный вес наименьшей фирмы

примеры Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то доля каждой 1%, а I HH = 100 Если доля первой – 90,1%, а доля каждой из последующий 99 – 0,1%, то I HH =90, *0.1 2 = 8119,1 В США высокомонополизированная отрасль, в которой I HH > 1800

Условия равновесия фирмы на конкурентном рынке MR = MC В долгосрочном периоде MR = MC = AC = P, где MR - предельный доход MС - предельные издержки AC - средние издержки P - прибыль

задача Две фирмы обладают равными долями рынка, выпускают однородный товар, устанавливают одинаковые цены. Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма определяя цену, уверена, что конкурент выберет такую же? Если сохранится данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

Информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы Цена (д.е.) Объем спроса (ед) Объем выпуска (ед) Общие издержки (д.е)

решение Цена = 9 (Цена*объем спроса – общ.издержки) max 10*5 -45 = 5 9*6 – 47 = 7 8*7 – 50 = 6 7*8 – 55 = 1 6*9 – 65 = -11

Чистая монополия Монополия – один продавец (от греч. monos один и poleo продаю). одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы Монопсония – один покупатель (от греч. monos один и opsonia закупка). Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он – создатель цены

сверхприбыль У условиях монополиста – сверхприбыль Йозеф Алоиз Шумпетер ( ) (ключевая роль предпринимателя, осуществляющего инновации. Копирование действий вызывает подъем производства, а депрессия представляет собой процесс адаптации к изменившимся условиям, вызванным бумом. Монопольная прибыль- награда за роль пионеров технического прогресса.

Гипотеза Шумпетера Совершенно конкурентные фирмы, получающие лишь нормальную прибыль в долгосрочном периоде, не в состоянии осуществлять технический прогресс и способствовать развитию общества

Естественные монополии Виды деятельности, эффективность которых определяется масштабом производства, при котором экономнее и выгоднее всего, чтобы одна фирма производила весь необходимый продукт и продавала его по определенной цене (регулируемой государством) примеры: РЖД, ГАЗПРОМ

двусторонняя монополия В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик государство, поставщик единственная фирма).

Кривая спроса Тип структуры рынка Форма кривой спроса для фирм Совершенная конкуренция Горизонтальная (фирмы являются ценополучателями) Монополистисческая конкуренция Наклонена вниз, но относительно эластична. Фирмы обладают некоторым контролем над ценами Олигополия Наклонена вниз, относительно неэластична, но зависит от реакции соперников на изменение цен монополия Наклонена вниз, более неэластична, чем для олигополии. Фирма имеет значительный контроля над ценами

Защита конкуренции В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от г. 135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

ФАС РФ Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ФАС Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России 314 от 9 марта Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

история В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.

ФАС России выявила в действиях компания «Эльдорадо» недобросовестную конкуренцию 16 марта 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала в действиях компании «Эльдорадо», выразившихся в некорректном сравнением предлагаемых к продаже товаров с товарами, предлагаемыми к продаже компанией «М.Видео» недобросовестной конкуренцией. Компании «Эльдорадо» выдано предписание о прекращении распространения некорректной информации. Обе компании специализируются на оказании услуг по продаже непродовольственных товаров на территории Российской Федерации.

Контроль за ценами В 2008 году центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, наложено штрафов на сумму свыше 6 миллиардов рублей. В том числе ФАС России признал, что летом 2008 года крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании установили монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов. По результатам рассмотрения дел: На ОАО «Газпром нефть» наложен штраф в размере млн.рублей; На ОАО «ТНК-ВР Холдинг» наложен штраф в размере млн.рублей; На ОАО «НК «Роснефть» наложен штраф в размере млн.рублей; На ОАО «ЛУКОЙЛ» наложен штраф в размере млн.рублей.

Важно! 17 февраля 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) приняла решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-BP Холдинг». Об этом заявил руководитель ФАС России И. Артемьев на заседании Президиума коллегии ФАС России.

Вмешательство ФАС В соответствии с законодательством РФ, на основе фед.закона 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», в процессы свободного рыночного ценообразования имеет право вмешаться только ФАС в следующих случаях: 1. если имеет место установление монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%;

продолжение 2. если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен; 3. если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен.

продолжение Согласно статье 6 закона «О защите конкуренции», монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, если имеют место два признака: (1) - эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции; (2) - эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации соответствующего товара расходов и прибыли.

Освобождение от ответственности за участие в картеле Антимонопольное законодательство запрещает картельные сговоры (соглашения или согласованные действия ограничивающие конкуренцию - статья 11 закона «О защите конкуренции» 135-ФЗ от ). В соответствии со статьей КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена административная ответственность: - для должностных лиц - в виде административного штрафа в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трёх лет; - для юридических лиц - в виде административного штрафа в размере от 1 до 15 % размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (т.н. «оборотный» штраф). Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган о фактах соглашений или согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, освобождается от административной ответственности (см. примечание к статье КоАП РФ).