Развитие логического мышления младших школьников. Федосова Ольга Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово) Игра (шахматы, игроки,
Advertisements

1 6-й класс Урок Тема урока 3 Разминка Кровать – лежать; стул – Волк – пасть; птица – День – ночь; смелый – Человек – ребёнок; собака – Огонь.
Методы диагностики мыслительных процессов Способность классифицировать Тест «Аналогия» Логическое мышление Скорость протекания мыслительных процессов.
Познавательная игра Познавательная игра СЕМЬ БЕД СЕМЬ БЕД ОДИН ОТВЕТ ОДИН ОТВЕТ Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ 102» Яковлева Ирина Владимировна.
Презентация развивающего занятия по программе «Учимся мыслить логично» 4 класс Выполнила: педагог – психолог МБОУ НОШ 3 города Балея Вагина Юлия Дмитриевна.
Упражнения на развитие навыка осознанного чтения Первая группа Первая группа Логические упражнения.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates УРОК 20 На тему: «Редактирование текста. Работа с фрагментами» 5 класс МБОУ «Буторлинская оош»
Психологические тесты. Какое понятие является лишним? Дуб Дерево Ольха Ясень.
Правила игрыВойти в игру. На станции «Информашка» за мин пассажирам предлагается решить предложенный вариант. Затем, если останется время пребывания.
Роль развивающих упражнений в учебном процессе.. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка,
Фундаментальные знания по математике выпускника начальной школы.
Развитие логического мышления младших школьников на уроке и во внеурочное время Голикова Лариса Валентиновна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 70 г. Тула.
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
Воспитатель : Данилова А.Г. 2013г. Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее.
Мыслительные операции Анализ и синтез Анализ –делит целое на части или элементы; Синтез – составляет из частей единое целое.
Игра-конкурс «Занимательная грамматика» Акентьева Анастасия 4 класс «Б»
Диагностика анализа и синтеза 1. Треугольник (углы, бумага, чертеж, стороны, дерево) 2. НЛИАД, ТРЕМ, ЛГУО, МЗАИ, ЗЯЛЕМ, КЕЛН, ЗСАККА.
1 Опыт использования информационно - коммуникативных технологий для развития логического мышления на уроках в начальной школе.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ вВ воспитатель: Тарасенко Наталия Валерьевна:
Упражнение «Найди слова». смех, волк, столб, коса, оса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Транксрипт:

Развитие логического мышления младших школьников. Федосова Ольга Викторовна

Развитие логического мышления Введение Введение Введение Особенности логического мышления младших школьников. Особенности логического мышления младших школьников.Особенности логического мышления младших школьников Особенности логического мышления младших школьников Методика «Четвёртый лишний» для определения логического мышления учащихся. Методика «Четвёртый лишний» для определения логического мышления учащихся. Методика «Четвёртый лишний» для определения логического мышления учащихся. Методика «Четвёртый лишний» для определения логического мышления учащихся. Приёмы развития логического мышления младших школьников. Приёмы развития логического мышления младших школьников. Приёмы развития логического мышления младших школьников. Приёмы развития логического мышления младших школьников. Вывод Вывод Вывод

Введение Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. назад назад

Особенности логического мышления младших школьников младший школьный возраст - переход от мышления наглядно-образного, к словесно-логическому, понятийному мышлению. младший школьный возраст - переход от мышления наглядно-образного, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления назад назад

Для определения уровня развития логического мышления учащихся можно использовать методику «Четвёртый лишний». ботинки, сапоги, шнурки, валенки; ботинки, сапоги, шнурки, валенки; - молоток, топор, пила, гвоздь; - молоток, топор, пила, гвоздь; - трамвай, автобус, трактор, троллейбус; - трамвай, автобус, трактор, троллейбус; - берёза, сосна, дерево, дуб; - берёза, сосна, дерево, дуб; - самолёт, телега, человек, корабль; - самолёт, телега, человек, корабль; - Василий, Фёдор, Семён, Иванов; - Василий, Фёдор, Семён, Иванов; - сантиметр, метр, килограмм, километр; - сантиметр, метр, килограмм, километр; - токарь, учитель, врач, книга; - токарь, учитель, врач, книга; - дедушка, учитель, папа, мама. - дедушка, учитель, папа, мама.

Приёмы развития логического мышления младших школьников Подбор родовых понятий Подбор родовых понятий Подбор родовых понятий Подбор родовых понятий Назвать причины событий Назвать причины событий Назвать причины событий Назвать причины событий Назвать следствия событий Назвать следствия событий Назвать следствия событий Назвать следствия событий Назвать понятия, которые имеют отношение «последовательности» Назвать понятия, которые имеют отношение «последовательности» Назвать понятия, которые имеют отношение «последовательности» Назвать понятия, которые имеют отношение «последовательности» Назвать понятия, которые находятся в функциональных отношениях Назвать понятия, которые находятся в функциональных отношениях Назвать понятия, которые находятся в функциональных отношениях Назвать понятия, которые находятся в функциональных отношениях Назвать одним словом группы слов Назвать одним словом группы слов Назвать одним словом группы слов Назвать одним словом группы слов По образцу найти нужное слово По образцу найти нужное слово По образцу найти нужное слово По образцу найти нужное слово Сказать одним словом Сказать одним словом Сказать одним словом Сказать одним словом Составить новое слово из данных Составить новое слово из данных Составить новое слово из данных Составить новое слово из данных Составление предложений Составление предложений Составление предложений Составление предложений Подбор противоположных понятий Подбор противоположных понятий Подбор противоположных понятий Подбор противоположных понятий Назвать целое по данной части Назвать целое по данной части Назвать целое по данной части Назвать целое по данной части математика математика назад назад

Подбери родовое понятие к следующим словам: Подбери родовое понятие к следующим словам: щука – …, липа – …, ромашка картофель – …, грач – …. глаз – ….осень – …, оса – …, вилка – …. деление – …, метр – …, серебро –…, озеро – …, скрипка –…. щука – …, липа – …, ромашка картофель – …, грач – …. глаз – ….осень – …, оса – …, вилка – …. деление – …, метр – …, серебро –…, озеро – …, скрипка –…. назад назад назад назад

Назови вероятные причины следующих событий: насморк – … синяк – … насморк – … синяк – … авария – … ошибка – … авария – … ошибка – … наказание – … наводнение – наказание – … наводнение – опоздание – … драка – … опоздание – … драка – … назад назад

Назови возможные следствия следующих событий: Назови возможные следствия следующих событий: засуха –… праздник – … засуха –… праздник – … сражение – … молния – … сражение – … молния – … осень – … опасность – … осень – … опасность – … переедание – … болезнь – … переедание – … болезнь – … назад назад

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности: К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности: февраль – … февраль – … вторник – … вторник – … первый – … первый – … вечер – … вечер – … назад назад

К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях: К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях: ложка – …(серебряная, есть) ложка – …(серебряная, есть) бумага – …(белая, писать) бумага – …(белая, писать) врач – … (детский, лечить) врач – … (детский, лечить) калькулятор – …(электронный, считать) калькулятор – …(электронный, считать) библиотека – … (городская, книги) библиотека – … (городская, книги) назад назад

Назови одним словом следующие группы слов: Назови одним словом следующие группы слов: мак, ромашка, роза мак, ромашка, роза чашка, тарелка, миска чашка, тарелка, миска рубашка, брюки, платье рубашка, брюки, платье морковь, капуста, свекла морковь, капуста, свекла кукла, мишка, мячик кукла, мишка, мячик назад назад

Подбери нужное слово: Подбери нужное слово: кровать – лежать, стул - … кровать – лежать, стул - … малина – ягода, девять – … малина – ягода, девять – … человек – ребенок, собака - … человек – ребенок, собака - … овца – стадо, буква - … овца – стадо, буква - … воробей – птица, окунь - … воробей – птица, окунь - … волк – пасть, птица - … волк – пасть, птица - … растение – семя, птицы - … растение – семя, птицы - … бежать – стоять, кричать- … назад бежать – стоять, кричать- … назад

Скажи одним словом: Скажи одним словом: обвести вокруг пальца – обмануть обвести вокруг пальца – обмануть намылить шею - … намылить шею - … развесить уши - … развесить уши - … прикусить язык - … прикусить язык - … бить баклуши - … бить баклуши - … назад назад

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово: Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово: автомобиль, тормоз – автор автомобиль, тормоз – автор колос, роза, вата - … колос, роза, вата - … кора, лото, боксер - … кора, лото, боксер - … баран, рана, банка - … баран, рана, банка - … назад назад назад назад

Составь предложение, в котором бы были эти три слова: Составь предложение, в котором бы были эти три слова: медведь, озеро, карандаш медведь, озеро, карандаш мальчик, клен, пень мальчик, клен, пень лиса, варенье, лавка лиса, варенье, лавка назад назад

Укажи целое, частью которого являются: Укажи целое, частью которого являются: карман – … крыло – … карман – … крыло – … плавник – … ветка – … плавник – … ветка – … рукав – … ножка – … рукав – … ножка – … окно – … кабина – … окно – … кабина – … лепесток – … циферблат – … лепесток – … циферблат – … ступень – … ручка – … ступень – … ручка – … назад назад

Подбери противоположные понятия: Подбери противоположные понятия: большой – … свет – … большой – … свет – … радость –… храбрость – … радость –… храбрость – … быстрый – … тусклый – … быстрый – … тусклый – … день – … сладкий – … день – … сладкий – … печальный – … начало – … печальный – … начало – … длинный – … ложь – … длинный – … ложь – … победа – … смерть – … победа – … смерть – … молодость – … бодрый – … молодость – … бодрый – … назад назад назад назад

Найти закономерность и продолжить ряд чисел (ряд фигур) 2, 4, 8, … 2, 4, 8, … 1, 2, 4, 7, … 1, 2, 4, 7, … 1, 3, 2, 4, 3, 5, … 1, 3, 2, 4, 3, 5, …

Поиск «девятого» ??

Задачи, требующие нешаблонного мышления 1. У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно? 1. У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно? 2. Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно? 2. Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно? 3. Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно? 3. Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно? 4. У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Как это возможно? 4. У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Как это возможно? Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда внучка, у дочери отец, в последней задаче у сестры брат. Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда внучка, у дочери отец, в последней задаче у сестры брат.

Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Необходимо найти это слово. 1) Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень. 1) Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень. 2) Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг. 2) Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг. 3) Дождь, снег, осадки, иней, град. 3) Дождь, снег, осадки, иней, град. 4) Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание. 4) Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание. 5) Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень. 5) Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень. 6) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён. 6) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён. 7) Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша. 7) Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша. 8) Секунда, час, год, вечер, неделя. 8) Секунда, час, год, вечер, неделя. 9) Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий. 9) Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий. 10) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 10) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 11) Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 11) Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 12) Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль. 12) Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль. 13) Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник. 13) Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник. 14) Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 14) Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Составить обратные задачи. Составить обратные задачи. К условию задачи выбрать подходящий вопрос. К условию задачи выбрать подходящий вопрос. Найти схему, соответствующую условию задачи. Найти схему, соответствующую условию задачи. Числовые выражения разделить на группы разными способами. Числовые выражения разделить на группы разными способами. Найти закономерность и продолжить ряд выражений. Найти закономерность и продолжить ряд выражений. Игры со спичками. Игры со спичками.

С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счёте, может привести к личным победам в развитии ума. назад назад

Источники информации: Успенский Л. В. Слово о словах. М., С. 56. Успенский Л. В. Слово о словах. М., С. 56. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., Засобина Г. А., Кабыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике. М., Засобина Г. А., Кабыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике. М., Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996