Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка Презентация подготовлена учителем русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью.
Advertisements

Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление.
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода © Зайцева Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры начального образования ГОАУ.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов. Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода Деятельностный.
Системно - деятельностный подход. 2 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихся 1. Организацион ный момент. Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Учебная ситуация : понятие, виды. Определение УС Учебная ситуация - такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают.
Способы создания проблемных ситуаций на уроке преднамеренное столкновение учителем жизненных представлений учащихся (достигнутого уровня знаний) с научными.
Мастерская "Галактика внеурочной деятельности". Системно-деятельностный подход-методология внеурочной деятельности ФГОС Я слышу – я забываю, я вижу –
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС.
Технология «Учебная ситуация». Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Я слышу, и я забываю, Я вижу, и.
С ТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
Транксрипт:

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы М Б ОУ « Тарасинская С ОШ» Сахаровой В.А.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. Сухомлинский В.А.

Современное педагогическое понятие «урок» является исконно русским. Корень слово – «рок»: судьба, участь, предопределение, важное в жизни событие (Даль В.И.). Судьба человека и предопределение её в уроке есть: каков урок, такова настоящая и будущая жизнь пока маленького человека, растущего школьника, а также того, кто ведёт его.

Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколений Стандарты первого поколения Линии сравнения Стандарты второго поколения Усвоение знаний, умений, навыков Цели обучения Формирование универсальных учебных действий Ориентация на учебно-предметное содержание Содержание образования Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач Учебная деятельность определялась учителем стихийно Организация учебного процесса Создание индивидуальных образовательных программ Основная - фронтальная Формы обучения Признание решающей роли учебного сотрудничества

Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер

Системно-деятельностный подход в обучении Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Цель деятельностного подхода – развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии материала развития не происходит.

Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Новое понятие, вводимое стандартами второго поколения – учебная ситуация.

Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуя его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, н-р, переформулируют, или предлагают своё описание и т. д., частично – запоминают. Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей её полный замкнутый круг.

Творчество педагога должно быть направлено на: создание учебной ситуации; разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и её «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.

Способы и приёмы создания проблемной ситуации проблемный вопрос проблемные задачи и задания «ловушки» (так называемые познавательные противоречия) загадки гипотезы

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Тема урока «Имя существительное как часть речи» Кто? Что? Нет братьев нет учебников Вижу братьев вижу учебники Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут дать объяснение новому факту в учебной ситуации, т. е. тогда, когда учащиеся осознают недостаточность своих знаний для объяснения нового факта.

Тема урока «Чередование гласных О-А в корне слова» кланяется - наклонился; загар – загорелый; зорька - заря Природа сотворила множество разнообразных тварей. плавучий – пловец Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут ответить на проблемный вопрос, не знают способа решения поставленной задачи. Тема урока «Безударные гласные, проверяемые ударением» благосл…влиять слава? или слово? Интеллектуальное затруднение возникает, если необходимо использовать полученные знания на практике, при этом учащиеся осознают их недостаточность.

2. Противоречие между житейскими представлениями учащихся и научными понятиями о фактах. Тема урока «Наклонение глагола» Говорите держите учите ? ? Говорите держите учите Проблемная ситуация создаётся при столкновении учащихся с явлениями, требующими теоретического осмысления.

3. Выдвижение гипотез, формулировка выводов. Тема урока «Вид глагола» наклеивать наклеить прибегать прибежать печь испечь Тема урока «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик» ключик замочек нет ключика нет замочка Проблемная ситуация появляется тогда, когда у учащихся отсутствуют знания для теоретического обоснования учебного задания. Затруднение возникает при сопоставлении языковых фактов и постановке гипотезы.

4. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений. Тема урока «Имя существительное как часть речи» Мертвец, кукла, снеговик кто? или что? Толпа, человечество, народ Интеллектуальное затруднение может быть создано с помощью противоположных мнений вымышленных лиц, сказочных героев. Интеллектуальное затруднение у учащихся возникает в связи с выяснением, кто прав.

5. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Тема урока «Имена существительные общего рода». - Мой друг – молодчина! А ваша подруга? - Тоже молодчина! Тема урока «О – Ё после шипящих в именах существительных». Девчонка, речонка – О Почему? Тушёнка, сгущёнка - Ё Учащимся необходимо сравнить факты, явления, находящиеся в новом материале, с известными и сделать самостоятельное обобщение. Такие задания вызывают затруднения, так как сравнение обнаруживает незнакомые учащимся до этого момента свойства и признаки новых фактов.

Мороз, зима, озеро, иней, одеяло, каток, вьюга, серебро, метель, позёмка, снегирь, пороша, солнце, окно, лёд. - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определённому признаку. Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать своё решение. (Постановка проблемы. Открытие нового) - Исходя из слов, которые мы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам сегодня на уроке. Допишите ещё по одному слову в каждый из столбиков на данную тему (Включение нового в систему знаний)

Не надо давать рыбу, надо научить ловить её (притча)

Благодарю за внимание!