Потребности человека в общении. М.И. Лисина Потребность в общении Изучение потребностей одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивация Мотивация это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации.
Advertisements

"Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой"
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
Презентация по психолого- педагогическому практикуму студентки 231 группы Коноваловой Ирины Александровны.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Щербатюк И. И. воспитатель «д/с 125 к.
Одной из наиболее распространенных форм работы на уроке при системно-деятельностном подходе является игра. В играх проявляется и одна из центральных особенностей.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и.
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Адаптация десятиклассников. Старшеклассник прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен.
Анкета для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии" Подготовила Н.А. Кузнецова.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Возрастные особенности семиклассников Подготовила кл. руководитель 7 « Б » Мироненко О. В.
Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Общение родителей и детей как условие успеха воспитания.
Учебная деятельность и мотивы учения. Что значит «уметь учиться» В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой.
Влияние семьи на становление личности подростка Влияние семьи на становление личности подростка.
Транксрипт:

Потребности человека в общении

М.И. Лисина Потребность в общении Изучение потребностей одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе. Изучение потребностей одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.

Не решен и вопрос о происхождении потребности в общении. Лишь немногие считают ее целиком врожденной. Гораздо чаще выдвигается иная точка зрения, состоящая в утверждении того, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми Не решен и вопрос о происхождении потребности в общении. Лишь немногие считают ее целиком врожденной. Гораздо чаще выдвигается иная точка зрения, состоящая в утверждении того, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми. Анализируя результаты экспериментальных работ, мы пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: это Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми. Анализируя результаты экспериментальных работ, мы пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: это 1) потребность во впечатлениях. 1) потребность во впечатлениях. 2) потребность в активной деятельности. 2) потребность в активной деятельности. 3) потребность в признании и поддержке. Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей. 3) потребность в признании и поддержке. Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.

Ведущие мотивы общения. Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности. Ведущие мотивы общения. Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности.

Диагностика потребности в общении Елисеев О.П. (1986 г.) Елисеев О.П. (1986 г.) Цель теста: проверить потребности человека в общении Цель теста: проверить потребности человека в общении

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. Мне доставляет удовольствие участвовать различного рода торжествах. Мне доставляет удовольствие участвовать различного рода торжествах. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

Мои друзья мне основательно надоели. Мои друзья мне основательно надоели. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав. Мне больше нравятся приключенческие Мне больше нравятся приключенческие

Сцены насилия в кино внушают мне отвращение. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение. Мне жалко брошенных собак и кошек. Мне жалко брошенных собак и кошек. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких. Я люблю бывать среди людей. Я люблю бывать среди людей. Я долго переживаю ссоры с близкими. Я долго переживаю ссоры с близкими. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

КЛЮЧ К ТЕСТУ За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33, Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33, Ответы «нет» на вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29 Ответы «нет» на вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29

Изучение способности к самоуправлению в общении Изучение способности к самоуправлению в общении Назначение теста: Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения. Инструкция к тесту: Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в общении. Все высказывания различны, по смыслу не совпадают, поэтому внимательно вчитайтесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно.

Тестовый материал: 1) Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно. 1) Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно. 2) В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле. 2) В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле. 3) На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим. 3) На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим. 4) Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю. 4) Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю. 5) Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации. 5) Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации. 6) Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их. 6) Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их. 7) Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентироваться на поведение других людей. 7) Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентироваться на поведение других людей. 8) Возможно, из меня получился бы неплохой актер. 8) Возможно, из меня получился бы неплохой актер. 9) Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов. 9) Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов. 10) Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле. 10) Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле.

Ключ к тесту Все баллы суммируются. Все баллы суммируются. Менее 8 баллов - стабильная модель общения, некоторая ригидность. Менее 8 баллов - стабильная модель общения, некоторая ригидность баллов - потребность быть в общении с самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении баллов - потребность быть в общении с самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении баллов - мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению парт нера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации баллов - мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению парт нера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.

ТЕСТ: ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ Цель: Диагностика потребности в общении. Цель: Диагностика потребности в общении.. Инструкция к тесту Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы

Тестовый материал: Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем- то помочь. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем- то помочь. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе. Мои друзья мне основательно надоели. Мои друзья мне основательно надоели.

Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.

Я считаю, что основной радостью в жизни является общение. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение. Мне жалко брошенных собак и кошек. Мне жалко брошенных собак и кошек. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких. Я люблю бывать среди людей. Я люблю бывать среди людей. Я долго переживаю ссоры с близкими. Я долго переживаю ссоры с близкими. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей

Ключ к тесту: Ключ к тесту Ключ к тесту За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33, Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33, Ответы «нет» на вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29. Ответы «нет» на вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.

Источники: Интернет. Интернет. Потребность в общении / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., С Потребность в общении / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., С Изучение способности к самоуправлению в общении / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Изучение способности к самоуправлению в общении / Фетискин Н.П., Козлов В.В.,

Выполнили: Студенты Тюменского педагогического колледжа 1 Суховей Константин Литновский Виталий Литновский Виталий 317 с.п.