Организация и диагностика здоровьесберегающего урока математики Никифорова И.В., учитель математики МОУ-СОШ 9 г.Аткарск Саратовской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гигиенические требования к уроку Критерии рациональной организации урока Благоприятный психологический климат Учебная мотивация Фазы работоспособности.
Advertisements

Проведение урока математики с позиции технологии здоровьесбережения. Костромина Татьяна Дмитриевна -руководитель ШМО учителей математики, информатики.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Выполнила: Л.А.Дроздова, учитель биологии МОУ СОШ 16 г.Воркуты.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
чистота; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; наличие или отсутствие неприятных монотонных звуковых раздражителей.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения Мамонтова Л. Г., учитель химии ГОУ Лицей 1523 Москва.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности Подготовила: учитель русского языка и литературы Емельянова Наталья Анатольевна.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
1. Правильная организация урока 2. Использование каналов восприятия 3. Учет зоны работоспособности 4.Распределение интенсивности умств енной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Материал подготовлен.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения (выступление на семинаре для молодых педагогов) Автор: Рыбкина Н.И., учитель русского языка и литературы.
«Использование здоровьесберегающих методов и приемов на уроках»
«Здоровьесберегающие технологии на уроках физики» учитель физики высшей квалификационной категории Рожкова Ольга Александровна МОУ «СОШ 15 г. Балашова.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Выполнила:Бикчураева.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка Выступление на муниципальном семинаре учителей английского языка Лазутиной Светланы.
Учитель физической культуры: Карпова Ирина Петровна.
Транксрипт:

Организация и диагностика здоровьесберегающего урока математики Никифорова И.В., учитель математики МОУ-СОШ9 г.Аткарск Саратовской области

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным- сделайте его крепким и здоровым Жан Жак Руссо

Требования к уроку с позиции здоровьесбережения Гигиенические условия в кабинете ( чистота, свежесть, освещение …) Число видов учебной деятельности, используемых учителем (норма 4-7 за урок) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности ( норма минут) Число использованных учителем видов преподавания (норма- не менее 3 за урок ) Чередование видов преподавания (не позже чем через 10 – 15 минут) Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (беседа, дискуссия, семинар, ролевая игра, обсуждение в группах, выбор действия ) Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы (чередуется в соответствии с видом работы ) Физкультминутки и физкультпаузы ( на мин. урока по 1 мин. из 3-х упр.) Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (демонстрация примеров ) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности ( не ранее чем за мин. до окончания урока) Итоговая плотность урока ( не менее 60% и не более 75-80%) Темп и особенности окончания урока.

Этапы урока ВремяНагрузка на учащихся Деятельность учащихся 1 этап«Врабатывание» Не более 5 минут 1-5 мин. урока Относительно небольшая Репродуктивная, пере- ходящая в продуктивную, повторение программного материала предыдущего урока 2 этап «Максимальная работоспособность» 20 минут 5-25 мин. урока Эффективность умственной деятельности – 80%; Максимальное снижение нагрузки на 15 минуте Продуктивная, знакомство с новым материалом 3 этап«Конечный прорыв» 10 минут мин. урока Эффективность умственной деятельности-40-60%; Нагрузка- небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, Отработка узловых моментов пройденного материала 4 этап«Рефлексия» 5-10 минут (45) мин. урока Эффективность умственной деятельности-10%; Нагрузка- минимальная Подведение итогов урока, анализ (оценка) собственной деятельности

Этап урока Анализ с позиции здоровьесбережения Организационный момент. 1) Упражнения на «выдох» : «Надувание воздушного шарика», «Сдувать пушинку с ладони». 2) Упражнения на «вдох»: «Нюхать что-нибудь приятное». Успокоить перевозбуждённый класс, создать благоприятный настрой. «Разбудить» вялый класс, настроить на работу, создать бодрое, рабочее настроение 3) «Минута настроения»: стихотворение, афоризм, цитата 4) Упражнение «Мои ожидания» Создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся. Снять усталость после предыдущих уроков. Опрос. 1)«Математическое лото». Решите примеры и закройте ячейки с правильными ответами. Сколько ячеек остались открытыми? Из оставшихся букв составьте слово. 2) «Математический диктант». Дидактическая игра «Веришь – не веришь». 3) «Графический диктант». Дидактическая игра «Да – нет». Нетрадиционно сформулированные вопросы и задания позволяют снять стресс перед проверкой знаний, сосредоточиться и сконцентрировать внимание.

Объяснение нового материала. 1)Использование компьютерной презентации. 2)Использование загадок 3)Создание проблемной ситуации 4)Использование творческих заданий 5)Применение игровых технологий Происходит чередование видов деятельности. При закреплении изучаемого материала можно разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал. Поддерживает интерес учащихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Отработка узловых моментов пройденного материала. 1)Вопросы и задачи, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 2)Выполнение практических работ, моделирование. 1)Хоровое проговаривание правил, отдельных сложных терминов. Знания, полученные на уроке, позволят бережнее относиться к своему здоровью, выработать индивидуальный способ безопасного поведения. Проведение простых опытов, создание моделей позволяет снять динамическую усталость, расслабить зрительный нерв, сконцентрироваться на дальнейшую работу. Антистрессовый момент для некоторых учащихся, испытывающих боязнь при произнесении сложных понятий. Динамические паузы. Потраченное время окупается усилением работоспособности, укреплением здоровья учащихся

Критерии оценки качества и эффективности здоровьесберегающего урока Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Баллы Рациональный 2 балла Недостаточно рациональный 1 балл Нерациональный 0 баллов 1 Санитарно-гигиенические условия урока: воздушно-тепловой режим; освещенность; - соответствие мебели росту учеников; - чистота и эстетика кабинета; - цветовая гамма кабинета. Соответствуют нормам Сан ПИНа Не соответствуют нормам Сан ПИНа по одному из факторов. Несоответствие нормам Сан ПИНа по нескольким факторам 2 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90%Более 90% 3 Количество видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин.11-15Более 15 5 Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Через минут Через минут

6 Количество видов преподавания Не менее 3-х 21 7 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин. Через мин.Не чередуются 8 Наличие динамических физкультурных пауз На мин. урока по 1 мин. из 3-х разных упражнений 1 с неправильным содержанием и продолжительностью отсутствуют 9 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции. 10 Наступление утомления учащихся Не ранее 40 минут Не ранее минут До 35 минут 11 Взаимоотношения «учитель-ученик», стиль общения Демократический Демократический с проблемами организации сотрудничества Авторитарный попустительский

Эффективность урока рассчитывается по формуле : Если % - урок оптимального уровня; 84-65% - урок достаточного уровня; 64-46% - урок недостаточного уровня; Ниже 45 % - урок не реализован с позиции здоровьесбережения

Вопросы анкеты : 1. Назовите кабинеты, которые регулярно проветриваются. 2. Назовите кабинеты, в которых вам достаточно светло. 3. В каких кабинетах вы чувствуете себя комфортно? 4. На уроках каких учителей вы регулярно делаете физминутки? 5. На уроках каких учителей никогда не проводятся физминутки? 6. На каких уроках вы более половины времени смотрите на экран компьютера или мультимедийный экран? 7. На каких уроках вы не устаете?

Ф.И.О. учителя Ф.И.О. учителя Кирьянчук М.Г.1. Кирьянчук М.Г Волкова Л.П.2. Волкова Л.П Короткова С.Н.3. Короткова С.Н Салькова С.И.4. Салькова С.И Карпова Н.С.5. Карпова Н.С Трущелева В.В.6. Трущелева В.В Никифорова И.В.7. Никифорова И.В Орлова О.А.8. Орлова О.А Тихонова О.В.9. Тихонова О.В Григорьев А.Б.10. Григорьев А.Б Ермакова О.М.11. Ермакова О.М Антипенков В.П.12. Антипенков В.П Тарасова Л.М.13. Тарасова Л.М Локотинова Т.Ф.14. Локотинова Т.Ф.-+ Выводы: Положительные результаты по здоровьесбережению показали педагоги :

Предложения: 1. В каждом классе назначить ответственных за проведение физминуток на каждом уроке, классным руководителям озадачить физруков разработкой комплекса упражнений, чтоб проводить физминутки для разных групп мышц. 2. Сократить до минимума время работы на компьютерах во время уроков. 3. В каждом классе назначить ответственных за проветривание классов перед каждым уроком (учителям не закрывать кабинеты во время перемен). 4. Больше уроков проводить на свежем воздухе: в школьном дворе, на спортплощадке. Для этого необходимо двор оборудовать скамейками или беседками. 5. Чаще организовывать подвижные перемены: в холодное время года – танцевальные в школьном вестибюле, в теплое время года – на улице.

АНКЕТА КАЧЕСТВА УРОКА Отметить кружком номера проявлений на уроке __________________учителем _____________________ __________ (предмет, класс) (Фамилия И.О. учителя) (дата) 1. Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развивать личностные качества учащихся на уроке (например – мышление, речь, волю, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие) и осуществляет их средствами учебного предмета. 2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом. 3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, умственную, логичную, этикетную речь. 4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения). 5. Устанавливает и использует связи с другими предметами. 6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин). 7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы. 8. Использует динамичные дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.д.) 9. Дает разноуровневые домашние задания. 10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания. 11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся. 12. Поощряет индивидуальные учебные достижения. 13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие. 14. Обращает внимание на качество речи обучаемых. 15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок. На уроке использует приемы, методы: 16.Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.) 17. Проблемного обучения ( проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук). 18 Диалоговое обучение (свободное обсуждение и дискуссии). 19. Рефлексивного обучения (оценки учениками полезности урока, своего психологического состояния). 20. Коллективной мыслительной деятельности. 21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Выделяем 6 показателей здоровьесберегающей направленности урока: 1 – учет особенностей аудитории; 2 – создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 – использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 – создание условий для самовыражения учащихся; 5 – инициация разнообразных видов деятельности; 6 – предупреждение гиподинамии.

пункта анкеты Показатели здоровьесбережения сумма пункта анкеты Показатели здоровьесбережения 1. Учёт особенностей аудитории 2. Создание благоприятного климата на уроке 3. Использование приёмов для появления и сохранения интереса к уроку 4. Создание условий для самовыражения учащихся 5. Инициация разнообразных видов деятельности 6. Предупреждение гиподинамии сумма

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу – какая бабочка у меня в руках: живая или неживая. Если он скажет «неживая», я выпущу её. Если он скажет «живая», я ее задавлю, и он будет неправ».Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?» И мудрец ответил : «Все в твоих руках!»