Школа-интернат 18 ОАО «РЖД» Исследовательская работа по психологии Влияние гендерных стереотипов старшеклассников на выбор профессии Шевелева Кристина,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Advertisements

Социальное партнерство. «Образование не есть подготовка к жизни, образование и есть сама жизнь» Джон Дьюи ШКОЛА «Социальное партнерство школы, как условие.
Эпиграф «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь. Для него ни один ветер не будет попутным» Сенека Профориентационный клуб «В поисках своего.
Учитель правоведения С.П.Фёдоров. Рождаясь, человек реализует себя в четырех сферах бытия – социальной, психологической, физической, духовной. Социальный.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
С ОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА : Ф ОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ЫПОЛНИЛА : СТУДЕНТКА ГРУППЫ СР – 22 М АМЕДОВА Е КАТЕРИНА.
Гаврилов Алексей Мигунов Влад 9 Б. Данные центра социально- профессионального самоопределения 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
ЛИЧНЫЙ КАРЬЕРНЫЙ ПЛАН Фамилия Имя Отчество Дата написания: чч.мм.гггг.
Тема урока Работа над проектом «Моя будущая профессия»
Социологическое исследование на тему: «Ценностные ориентации современной молодёжи» Выполнила: студентка группы СР-22 Пехенько Наталья.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Тема исследования: У политики «не женское лицо»? Тема исследования: У политики «не женское лицо»?
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 9 «Б» КЛАССА «ПРОФЕССИЯ И КАРЬЕРА» АВТОР: СЫЧЕВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ СОШ 1 ИМ. М. ГОРЬКОГО Г. АРЗАМАСА.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Новосибирский государственный педагогический.
Транксрипт:

Школа-интернат 18 ОАО «РЖД» Исследовательская работа по психологии Влияние гендерных стереотипов старшеклассников на выбор профессии Шевелева Кристина, ученица 11 класса Руководитель: Педагог-психолог Кузнецова Н.В.

ЭПИГРАФ: - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? – спросила Алиса. - А куда ты хочешь попасть? – ответил Чеширский Кот Мне все равно…-сказала Алиса Тогда все равно,куда и идти,-заметил Кот - Только бы попасть куда- нибудь, - пояснила Алиса - Куда- нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. -Нужно только достаточно долго идти. Л.Керрол, « Алиса в Стране Чудес»

Выбор профессии - такой же естественный этап развития человека, как первые шаги, как первые слова… Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии зависит от многих факторов НО: Поиск красивых и правильных жизненных стратегий приводит к размышлению о том, что

Я учусь в одиннадцатом классе и задумываюсь о том, кем быть. Ведь выбор профессии – выбор жизненного пути.

Я мечтаю поступить в железнодорожный университет

Несколько лет я занимаюсь в военно – патриотическом клубе «Барс» на базе нашей школы

Получить профессию,связанную с железнодорожным транспортом Заниматься в военно- патриотическом клубе В Школе-интернате 18 у меня есть возможность Поступить в СГУПС В будущем работать на железной дороге Это определит высокий социальный статус в обществе, стабильность. Это мой осознанный выбор! Обучаться в соответствии с выбранным профилем Развивать такие качества, как ответственность, дисциплинированность

НЕ женское это дело- железнодорожник! Немало женщин добились успеха в профессиях, считавшихся мужскими. Немало женщин трудится в отделах внутренних дел, на железной дороге, являются депутатами районных, областных советов, государственной думы, министрами. Ангела Меркель- канцлер Германии Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс, Хилари Клинтон – гос. Секретари США Армия государства Израиль на 50% состоит из девушек. Ангела Меркель- канцлер Германии Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс, Хилари Клинтон – гос. Секретари США Армия государства Израиль на 50% состоит из девушек. Таким образом, женщины в полной мере представлены во всех областях профессиональной деятельности.

Валентина Матвиенко является председателем Совета Федерации. Ольга Голодец- вице премьер Правительства Эльвина Набиулина- министр экономического развития Елена Скрынник Елена Скрынник- бывший министр сельского хозяйства Хиллари Клинтон- гос. секретарь США

Для меня важно выяснить, как влияют гендерные стереотипы на профессиональный выбор сверстников Цель: выяснить влияние гендерных стереотипов на выбор профессии Предмет исследования: гендерные стереотипы учащихся Объект исследования: учащиеся лет ГИПОТЕЗА: гендерные стереотипы влияют на выбор будущей профессии

1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме 2. Подборка диагностических методик для получения информации о влияние стереотипов 3. Изучение отношения учащихся к гендерным стереотипам 4. Анализ данных, полученных в результате исследования

Определение понятий Словарь русского языка С.И. Ожегова Психологический словарь Советская энциклопедия Гендер- совокупность социальных, культурных норм, которые в обществе предписываются людям Стереотип социальный- схематический, стандартный образ о социальном объекте, эмоционально окрашенный и устойчивый Стереотип- копия типографского набора, употребляющаяся для печатания изданий большим тиражом

Сущностью гендера является противопоставление Мужчины 1.Мужское(маскулинное) поведение считается первичным 2. Стремление быть «выше», лучше всех 3. Отсутствие эмоций 4.Честолюбие,способность к лидерству 5.Уверенность,проявление агрессии 1.Мужское(маскулинное) поведение считается первичным 2. Стремление быть «выше», лучше всех 3. Отсутствие эмоций 4.Честолюбие,способность к лидерству 5.Уверенность,проявление агрессии Женщины 1.Женское(феминное) поведение считается вторичным 2. Женственность 3. Желание занимать «второстепенные» роли 4.Эмоциональность, скромность 5. Отсутствие агрессии 1.Женское(феминное) поведение считается вторичным 2. Женственность 3. Желание занимать «второстепенные» роли 4.Эмоциональность, скромность 5. Отсутствие агрессии

С раннего возраста ребенку внушают стереотипы разных гендерных ролей Эти стереотипы поддерживают представления о том, что естественно для каждого из полов, а что нет (игрушки, цвет коляски, одежды) Формируется разный образ- Я ( определенные правила поведения и представления о том, какими должны быть мужчины и женщины)

Мужская и женская социализация Во всех современных обществах мужчины доминируют! Женское профессиональное преуспевание рассматривается общественным мнением, как ситуация нежелательная! Высококомпетентные специалисты- женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин, поскольку высокая компетентность женщины опровергает существующие в обществе стереотипы! Женщины, чтобы успешно конкурировать в «мужском обществе» принимают мужскую систему ценностей, меняя свой психотип! На пути женщин к «мужским», высоким по статусу и высокооплачиваемым работам поставлено множество барьеров!

Современными психологическими исследованиями установлено, что уровень задатков и способностей к активности и интеллектуальной деятельности (по усредненным показателям) не различаются у мужчин и женщин!

Практическая часть ( исследования) Методика «Жизненные ценности» (Ранжирование по степени значимости) Наличие хороших и верных друзей- Уверенность в себе- Престижная, высокооплачиваемая, интересная профессия- Творчество- Счастливая семейная жизнь- Материально обеспеченная жизнь- Здоровье- Свобода как независимость в действиях и поступках- Любовь- Познание, стремление к новому- Активная, деятельная жизнь- Красота природы и искусства -

Результаты исследования Юноши Девушки 1.Здоровье 1. Любовь 2. Материально обеспеченная жизнь 2. Счастливая семейная жизнь 3.Престижная, высокооплачиваемая, интересная профессия. 3. Здоровье 4. Счастливая семейная жизнь 4. Материально обеспеченная жизнь 5. Наличие хороших и верных друзей 5.Престижная, высокооплачиваемая, интересная профессия.

Жизненные ценности Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос профессионального самоопределения моими сверстниками рассматривается, как одна их главных ценностей, как фактор на пути к успеху, к самореализации, материальному благополучию. Но у юношей и девушек несколько отличное ранжирование ценностей, и для юношей профессия является важней, чем для девушек ( у юношей на 3 месте, у девушек на 5 месте)

Было опрошено 30 человек, 16 чел(52%) из которых юноши и 14 чел(48%) девушки Существуют ли индивидуальные черты характера у мужчин и женщин? Нет - (52%). Это демонстрирует понимание того, что личные характеристики присущи как мужчинам, так и женщинам, являются общечеловеческими. Да -(48%). Школьники привели варианты таких характеристик : -исключительно мужскими названы: самостоятельность, целеустремлённость. -исключительно женскими названы: скромность, застенчивость, непостоянство.

УСТОЙЧИВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ % юноши % девушки 1. Мужчины должны быть целеустремленными 93% 95% 2. Женщины должны уметь вести хозяйство 90% 93% 3. Женщина должна заботиться о мужчине 89% 87% 4. Мужчина – защитник женщины 89% 86% 5. Мужчины должны уметь починить кран, утюг 78% 87% 6. Мужчины должны завоевывать женщин 72% 78% ДИНАМИЧНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ 7. Мужчинам не важно, выглядят ли они привлекательно 20% 14% 8. Семья для мужчины – не главное 25% 25% 9. Мужчины если занимаются женской профессией, сами становятся женственными 26% 25% ДИСКУССИОННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ 10. Ответственность за финансовое благополучие лежит на мужчине 77% 58% 11. Материнство – основа жизни женщины 73% 57% 12. Женщины не должны зарабатывать больше мужчин 29% 17% 13. Женщины не должны служить в армии 83% 45%

«Нет» - ответили 43 % юношей и 32 % девушек «Да» –ответили 57 % юношей и 68 % девушек, приведя в качестве примера типично женские профессии «продавец», «уборщица», «швея», «медсестра», «няня»,причем примеры низкоквалифицированных работ, с низкой оплатой труда, предполагающие традиционную для женщины сферу деятельности. В качестве мужских названы « машинист», «шахтер», «водитель», «программист», «милиционер». Иногда школьники вместо профессий указывали должности «директор», «начальник», очевидно считая это сугубо мужским делом.

Типично мужской образ ( в силу гендерных стереотипов) включает набор черт, связанных с профессиональной компетенцией рациональным мышлением, активной жизненной позицией. Большинство респондентов не подвергают сомнению статус мужчины и маскулинные характеристики его личности

Женский образ ( в силу гендерных стереотипов) связан с наличием социальных навыков, душевной теплотой и эмоциональной поддержкой. Традиционно важным для женщины представляется забота о семье, о доме.

В результате теоретических и практических исследования я убедилась в том, что выбирая профессию, связанную с железнодорожным транспортом (дежурного по станции, начальника станции, ревизора движения), являющуюся в сознании большинства людей сугубо «мужской», имею все шансы добиться успеха на профессиональном поприще, наравне с мужчинами. Понятие «мужских «или «женских» профессий - это лишь устойчивые стереотипы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: гендерные стереотипы влияют на выбор будущей профессии, что и подтверждает гипотезу. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: гендерные стереотипы влияют на выбор будущей профессии, что и подтверждает гипотезу.