«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
МОУ «Новоильинский агротехнический лицей» Свершок Г.И. Тема ОЭР: Роль природосообразной технологии А.М.Кушнира в воспитании любви к книге. «Информационно-ценностный.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Педагогические взгляды Толстого прослеживаются не только в его преподавательской деятельности, но и в художественных произведениях. Толстой-учитель остается.
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ПЕРВОМУ КЛАССУ. ВАШ РЕБЕНОК – ПЕРВОКЛАССНИК.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
НАГОРНОВА М.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ГИМНАЗИИ 26 Г. ТОМСКА Формирование умственных действий.
Личностно- ориентированное обучение и воспитание школьника.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Подготовка ребенка к школе рекомендации для родителей Педагог-психолог Романова Светлана Львовна.
Транксрипт:

«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения» Л. С. Выготский

Традиционная методика, разворачивающая утомительную цепь артикуляционно- моторно логических операций на пути к развитому чтению базовому образовательному навыку, создает мощнейший динамический стереотип медленной внутренней речи, блокирующей на долгие годы природные механизмы образного «мгновенного» познания. Медленная развернутая внутренняя речь это медленное думание, медленное понимание, медленная память это одна жизнь вместо десяти или ста в одной. А. М. Кушнир

1. Андреев, О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. – Минск, – 204 с. 2. Андреев, О.А. Техника быстрого чтения / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – Минск, – 159 с. 3. Кларк, Ли. Техника быстрого чтения / Ли Кларк. – Минск, – 351 с. 4. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева – М., – 240 с. 5. Кушнир, А.М. Азбука чтения / А.М. Кушнир // Школьные технологии. – – 1–2. 6. Кушнир, А.М. Не спрашивай, а делай / А.М. Кушнир // Школьные технологии. – – Кушнир, А.М. Технологическая карта развития навыка устного высказывания / А.М. Кушнир // Школьные технологии. – – Кушнир, А.М. Что сказать родителям о домашнем обучении чтению / А.М. Кушнир // Школьные технологии. – – 3.

9. Кушнир, А.М. Педагогика грамотности / А.М. Кушнир // Школьные технологии. – – 4– Кушнир, А.М. Народный проект: человек читающий / А.М. Кушнир // Народное образование. – – 2. – С Нелипович, З.И. Новый подход к обучению детей чтению и письму / З.И. Нелипович, Е.В. Овчинникова // Пачатковая школа. – – 4. – С. 14– Нелипович, З.И. Методика использования звукового ориентира в обучении чтению / З.И. Нелипович // Пачатковае навучанне. Сямья, дзіцячы сад, школа. – – 4. – С. 41– Нелипович, З.И. Учимся быстро читать: индивидуальная тетрадь по чтению для учащихся начальной школы / З.И. Нелипович, Е.В. Прокопук. – Мозырь, – 31 с. 14. Нелипович, З.И. Читайте как мы! Инновационная технология использования звукового ориентира в обучении чтению / З.И. Нелипович. – Брест, – 25 с. 15. Нелипович, З.И., Прокопук Е.В. Словарная копилка. 1-4 кл.

Проблемы чтения в современном мире…

ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Подавляющее преобладание в коммуникационном пространстве личности информационных технологий. Дополнительные, кроме книги, источники информации (СМИ). Низкий уровень читательской культуры в обществе, в семье. Низкий уровень мотивации учащихся. Недостатки чтения (ошибки при чтении и затруднение восприятия прочитанного). Неэффективные средства обучения чтению (методики, технологии, формы обучения).

Проблемы чтения в современном мире… НЕДОСТАТКИ ЧТЕНИЯ

Регрессивные движения глаз Регрессии – это частые непроизвольные, механические фиксации глазами одного и того же участка текста – фраз, слов, предложений, то есть постоянный возврат к уже прочитанному.

Излишняя артикуляция Движения губ, языка и других органов речи во время чтения про себя затормаживаются лишь внешне. На самом деле они находятся в постоянном движении: таким образом, человек не может читать молча быстрее, чем он читает вслух, так как читает все равно со скоростью движения органов речи ( слов в минуту).

Малое поле зрения Поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок, а в итоге чтение эффективнее.

Отсутствие гибкой стратегии чтения (Установка «Как буду читать») Интегральный алгоритм чтения: 1. Наименование (книги, статьи). 2. Автор. 3. Источник и его данные. 4. Рассматриваемые проблемы. 5. Фактографические данные. 6. Особенности излагаемого материала, критика. 7. Новизна.

Неустойчивое внимание Внимание – катализатор процесса чтения. У медленно читающего внимание быстро переключается на посторонние мысли, предметы и интерес к тексту снижается. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое тренируется в процессе освоения техники быстрого чтения.

Информационно-ценностный подход в обучении чтению Метод звукового ориентира при обучению чтению

Принцип природосообразности. Гарантируется использованием природной готовности ребенка к восприятию ценностного отношения к чтению, учетом возрастных физических, физиологических и психических особенностей. Принцип субъектности. Гарантируется позиция ученика как субъекта учебной деятельности с его потребностями, интересами, переживаниями. Принцип выращивания способностей. Гарантируется созданием максимально благоприятных условий для внутренней мотивации чтения как самостоятельной деятельности с наименьшей целостной функцией – извлечением информации.

Древнегреческий философ Аристотель. Важно воспитывать то, чего человеку не достает от природы, но и не возникает помимо природы. Французский просветитель Жан Жак Руссо. В основе системы воспитания лежит идеализация природы ребенка, внимание к его личности, учет возрастных особенностей. Французский педагог и философ Иоганн Генрих Песталоцци. Основная цель воспитания – развитие природных способностей человека, заложенных в нем, постоянное их совершенствование. «Учитель немецких учителей» Адольф Дистервег. В основе воспитание три принципа: природосообразность – развитие хороших задатков, заложенных в ребенке природой; самодеятельность; культуросообразность.

Испанский философ, психолог и педагог Хуан Луис Вивес. Ему первому принадлежит обоснование принципа природосообразности. Процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учета психофизических особенностей роста ребенка. Чешский педагог и философ Ян Амос Коменский. Природа – единство человека и окружающей действительности. Человек – частица природы и должен следовать законам ее развития. В природе все совершается не по принуждению, а свободно, само по себе. Так же должно идти и становление личности человека, процесс ее воспитания, потому что «самой человеческой природе присуще желание быть свободной при избрании истины и блага». Поскольку, природа и человек познаваемы. Значит должны быть познаваемы законы воспитания и обучения.

Русский писатель, философ Лев Николаевич Толстой. Ребенок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому недопустимо грубое вмешательство взрослых в его духовный мир. Основоположник отечественной научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Обучение необходимо строить на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.

Природосообразность - соответствие образовательной технологии природным закономерностям; необходимость эко психологического подхода; обращение к этническим культура образующим истокам личности

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори. Суть реформы воспитания – изменение социальной школьной среды, создание «простора свободным и естественным проявлениям личности ребенка». Функция учителя – наблюдать и направлять в положительную сторону эти естественные стремления. Американский философ, социолог, психолог, педагог Джон Дьюи. «Ребенок – солнце, вокруг которого вращаются средства обучения; он – центр, вокруг которого они организуются». Задачи обучения и воспитания надо решать исходя из потребностей и интересов учащихся. Взамен давления и принуждения ребенка со стороны педагогов следует создать условия для самовыражения собственной личности учащихся. Учение ребенка должно опираться на собственный опыт, а не на учителя и не на учебники, учение – это не тренировка навыков, а их развитие. Школа – не подготовка к жизни, а максимальное использование всех возможностей школьной жизни и самого педагога для развития личности ученика.

Французский педагог-практик Селестьен Френе. «Школа на всех ступенях должна стать огромной мастерской, где дети получают возможность познавать окружающий мир и трудиться с пользой для общества». «Воспитание – прежде всего деятельный труд, требующий терпения. Активная деятельность самого ребенка поможет стать ему решительным и самостоятельным человеком». Французский просветитель Жан Жак Руссо. Необходимо предоставлять свободу ребенку, не подменять его собственный опыт и развитие разума своим опытом и авторитетом.

Советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн. Чтобы научить человека занимать собственную позицию, учитель должен сам обладать такой позицией. Чтобы у ребенка появилась субъектность как критерий развития личности, он должен встретиться с ее носителем - учителем. Советский педагог-практик Василий Александрович Сухомлинский. «Учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения». Учитель должен обладать умением организовать общение не от себя, а от детей. Ориентируясь лишь на педагогические задачи и устремления, теряем живую личность ученика.

Основной целью обучения должно быть формирование субъекта учения – учащего себя индивида. Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоятельности, положительной Я-концепции, нравственно- волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение.

Целевые ориентации Воспитание читателя и более широко – воспитание автономной самообучающейся личности. Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в последующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др. Развитие прежде всего эйдетического чтения – способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением.

Целевые ориентации Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя. Отрыв от артикуляции. Отказ от промежуточных – учебных и подготовительных моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов.

По А. М. КушнируВ традиционном обучении Обучение опирается на наиболее развитую к началу школьной жизни эмоционально- образную сферу личности Обучение опирается на абстрактно-логическое мышление, которое еще пребывает в зародыше

По А. М. КушнируВ традиционном обучении Чтение является одной из основных форм познания и общения. Чтение – активный процесс, побуждаемый и регулируемый целями, мотивами, установками, ценностными ориентациями. Одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельности, это проявление личности как читателя. Чтение – вид речевой деятельности; процесс воссоздания звукового образа слова по графической модели.

По А. М. КушнируВ традиционном обучении Обучение чтению – формирование ценностного отношения у чтению, формирование соответствующего образа жизни; практика информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей; развитие соответствующих психомоторных навыков. Обучение чтению – это этап подготовки читателя.

По А. М. КушнируВ традиционном обучении Лозунги «Читаем здесь и сейчас!», «Книга за книгой!» Задача: отрыв чтения от артикуляции и формирование образного чтения. Путь развития чтения: смысл – слово – смысл. Лозунг «Учимся читать, чтобы потом читать». Задача: совершенствование артикуляции и развитие чтения как формы речи. Путь развития чтения: буква – звук – слог – предложение – смысл.

По А. М. КушнируВ традиционном обучении Развитие чтения – это развитие понимания. Это создание и поддержка актуального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологически обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к пониманию письменной. Традиционная методика фокусируется на верхушке айсберга: развитие речи – вопросы – ответы – пересказы.

Чтение – мощный информационный поток с развитой способностью его восприятия и осмысления, активная мотивация, высокая скорость, свернутая (редуцированная) артикуляция, отсутствие регрессий глаз. Базовые категории

Интенсивный информационный поток и адекватное его восприятие. Высокий уровень мотивации. Чтение высокохудожественных оригинальных произведений или научно-популярных текстов. Высокая интенсивность информационного потока, участие в восприятии текста образных функций. Редуцированная и непроизвольная артикуляция, возникающая в процессе аудирования в режиме «артикуляционного эха». Отсутствие регрессии глаз, глаза двигаются постоянно в заданном направлении и темпе. Что дает звуковой ориентир?

Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надводная часть которого – активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, - понимание речи.

Развитие эффективного извлечения-восприятия информации и формирование отношения к ней ставит в центр проблемы субъекта учения личность учащегося с ее потребностями, интересами, переживаниями в широком контексте жизнедеятельности, далеко за рамками речевых функций и учебной деятельности. В этих условиях содержанием и предметом урока оказывается содержание текста и его воспитывающий, развивающий потенциал, а функцией активное восприятие информации во всем многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний.

Основные параметры результативности новой технологии обучения чтению по Кушниру Дети любят читать, любят урок чтения, много читают самостоятельно. Дети читают с полным пониманием, при этом критерием понимания является глубокое эмоциональное переживание сюжета. Снижается общая учебная нагрузка за счет изменения психофизиологического режима работы глаз. Объем прочитанного на уроке увеличивается в раз. Темп чтения с полным пониманием вслух и «про себя» в два раза превышает действующие нормативы

А. Кушнир: «… к завершению начальной школы у детей сформированы: любовь к книге и пению, «техника чтения» и объем прочитанного на уровне десятиклассников к концу четвертого класса, снижение общей учебной нагрузки». «… быстрочтение – это естественный результат быстромыслия и многомыслия»

МА-ШИ-НА Графический модель Воспроизведение графической модели Осмысление

Графическая модель Воспроизведение графической модели Осмысление

К А П У С Т А Артикуляцион ный аппарат Зрительный аппарат Мозг

Есть только один, столь универсальный феномен, участвующий в процессе развития человека тотально во всех без исключения формах организации общества, во всех цивилизациях и культурах это доминантное присутствие взрослого, более развитого. Даже если взрослый не прилагает для воспитания специальных усилий, его роль активна. Выполнение любых действий в присутствии ребенка присваивается им более или менее интенсивно как социальный опыт. Чем органичнее вписана активность ребенка в жизнедеятельность взрослого, тем интенсивнее это присвоение, тем успешнее процесс становления личности, формирование интеллекта.

Звучащий текст есть не что иное, как взрослый, участвующий в процессе считывания ребенком информации. Развитие способности извлекать информацию будет происходить как постепенное вытеснение опосредующего участия взрослого в чтении.

I. Изучение букв и слогов блочным методом (1 класс); II. Следование детьми с помощью пальчика за медленным чтением диктора (1 класс) ; III. Следование детьми с помощью пальчика за убыстряющимся чтением диктора (2 класс); VI. Следование глазами по строке за убыстряющимся чтением диктора (2-3 классы); V. Следование глазами за убыстряющимся чтением диктора с синхронным проговариванием шёпотом того же текста (2-3 классы); VI. Чтение вслух и про себя одновременно с подчеркнуто выразительным чтением диктора в оптимальном темпе (3-4 классы); VII. Чтение про себя и в темпе, соответствующем цели чтения и виду текста (4-5 классы).

Вводный урок Типичный технологический урок Урок тихого чтения Урок поэзии Итоговый урок

1. Знакомство с автором книги. 2. Контакт с книгой. 3. Словарная работа. 4. Подготовка зрительного и артикуляционного анализатора к чтению. 5. Предварительная постановка цели чтения (вид контроля). 6. Концентрация внимания. 7. Непосредственное чтение текста. 8. Экспресс-опрос. 9. Домашнее задание.

1. Экспресс-опрос домашнего задания. 2. Словарная работа. 3. Подготовка зрительного и артикуляционного анализатора к чтению. 4. Предварительная постановка цели чтения (вид контроля). 5. Непосредственное чтение текста. 6. Экспресс-опрос. 7. Домашнее задание

1. Экспресс-опрос домашнего задания. 2. Словарная работа. 3. Подготовка зрительного и артикуляционного анализатора к чтению. 4. Предварительная постановка цели чтения (вид контроля). 5. Концентрация внимания. 6. Индивидуальное чтение текста «про себя». 7. Экспресс-опрос. 8. Домашнее задание.

Цель: развитие личностных качеств, рефлексивных способностей. Устное эссе – мини-выступление по итогам прочитанного произведения по алгоритму (что дала книга, чему научила). Письменное эссе – мини-сочинение по итогам прочитанного произведения. Создаем условия для рефлексивного осмысления прочитанного.

Проверяем: содержание; причинно-следственные действия; описание; словарный запас (синонимы, омонимы, понимание пословиц); характеристика героев.

Собственное чтение учителя (задается темп); Жужжащее чтение – хоровое чтение с учителем; Синхронное чтение учителя и 1 ученика (дети класса следят и тихо читают); Индивидуальное чтение (тихое чтение).

1. Зрительный аппарат. 2. Артикуляционный аппарат. 3. Внимание.