Современные формы и методы обучения и развития одаренных учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Advertisements

Зміст, форми і методи роботи з обдарованими учнями постійно діючий семінар для керівників районних методичних обєднань вчителів історії та основ правознавства.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ ПОЛНОГО РАСКРЫТИЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛА.
Содержание, методы и формы работы с одарёнными детьми Открытия начинаются там, где кончается знание учителя и начинается знание ученика. К.А. Федин.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
«Одарённые дети» - одно из направлений национального проекта «Школа 21 века»
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Отслеживание динамики интеллектуального и личностного роста обучающихся.
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Диагностика Развитие и психокоррекция Просвещение Педагогический консилиум Психологическая служба Вступительное тестирование Отслеживание динамики развития.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБОУ СОШ 3 (из опыта работы) Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
Педсовет на тему «Одаренный ребенок. Как его учить?» Зам. директора по УВР ГОУ СОШ 255 Изгагина Е.Ю
Шкромада Елена Алексеевна –учитель математики ГБОУ СОШ 548 Красносельского района Санкт-Петербурга 2014 Шкромада Елена Алексеевна –учитель математики ГБОУ.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Проект «Талант». Пояснительная записка. Выявление, поддержка и развитие одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Транксрипт:

Современные формы и методы обучения и развития одаренных учащихся.

Зміст, форми і методи роботи з обдарованими учнами

Понатие и виды одаренности

Платон Способных детей следует отбирать и заставлять изучать то, что полезно для государства

Конфуций Отбор одаренных детей с помощью тестирования (испытания) по направлениям: творческая фантазия; логическое мышление; память; начертательные (каллиграфические ) навыки; сочинение литературных произведений.

Одаренный ребенок – такой ребенок, который отличается от сверстников яркими очевидными выдающимися способностями (или имеет внутренние предпосылки для высоких достижений) в том или другом виде деятельности

Виды одаренности Художественная Творческая Социальная Интеллектуальная и академическая Духовная Практическая Двигательная

Виды одаренности 1. Художественная актерское мастерство; литература; музыка; изобразительное искусство; скульптура.

2. Творческая техническое творчество; конструирование. 3. Социальная способность к лидерству; способность к управлению; способность к организации.

4. Интеллектуальная и академическая высокий уровень IQ; способности к практическому получению знаний; высокий уровень развития психологических процессов (память, внимание).

5. Двигательная (психомоторная) или спортивная быстрота реакции; хорошая координация движений; зрительно-моторная координация. 6. Духовная (высокий уровень развития моральных качеств) 7. Практическая (адекватная самооценка, умение использовать свои положительные качества)

12 Зміст в системі роботи з обдарованими дітьми СП ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГ Діагнос тика Аналіз і вивченна результатів діагностики Визначенна проблем і потенційних можливос тей розвитку особистості кожного учна Проектуван на навчально- виховного впливу на розвиток учнів Корекцій но- виховна діяль ність

13 Проектуванна особистісного розвитку обдарованого учна будується на основі: комплексної діагностики; аналізу результатів діагностики; постановки тактичных навчально-виховних задач розвитку потенційних можливостей учна.

14 Система роботи з обдарованими дітьми Основні заходи Науково-методичне забезпеченна роботи з обдарованою молоддю вивченна і розповсюдженна передового педагогічного досвіду шляхом проведенна лекцій, семінарів, тренінгів; розробка і публікація методичних рекомендацій з роботи з обдарованими Навчанна, вихованна і розвиток обдарованої молоді реалізація варіативної частини навчального плану; Організація додаткової освіти на базі ПНЗ, додаткової дистанційної освіти; організація тренінгів з психологічної підготовки до конкурсів і корекції після конкурсных станів Забезпеченна соціально- правових гарантій організація системи заохочень та пільг для учасників конкурсів та їх керівників; організація літнього відпочинку обдарованих; наданна соціальної і правової допомоги Аналіз ефективності виконанна основних заходів Розробка стратегій і заходів з вдосконаленна роботи з обдарованою молоддю Система пошуку обдарованої молоді діагностичні тестуванна, визначенна компонентів загальної і спеціальної обдарованості; педагогічні спостереженна; моніторинг результатів конкурсів. олімпіад, змагань

15 Розвиток обдарованих дітей початкової школи МЕТА: забезпеченна можливостей самовираженна і самореалізації обдарованих дітей у різних видах творчості підбір діагностичних методик для виявленна творчого потенціалу дітей початкової школи виявленна рівна творчих можливостей учнів, особистісних особливостей, інтересів та здібностей проведенна психологічної просвіти серед наставників (класоводи, керівники гуртків, вчителі групи продовженого дна) обдарованих учнів

16 Розвиток обдарованих учнів середньої школи та на етапі професійного самовизначенна МЕТА: розвиток здібностей обдарованої молоді створенна банку діагностич них методик для виявленна ОД підбір діагностич них методик для виявленна творчого потенціалу проведенна комплексної діагностики соціально- комунікативного, інтелектуального та творчого розвитку учнів виявленна ОД за підсумками предметних олімпіад, участі в МАН і учнівських турнірах анкетуван на педагогів з питань визначен на ОД проведенна просвітницької роботи з педагогами та батьками ОД

Составляющие одаренности, подлежащие психолого- педагогической диагностике Личностные особенности Перфекционизм/ нонконформизм/ лидерство/ конкурентоспособность/ широта интересов/ юмор Интеллект Способность к классификации, категоризации, анализу, синтезу, прогнозированию, высокая концентрация внимания и памяти Познавательная активность Потребность в умственных усилиях и впечатлениях, работоспособность, продуктивность, вариативность, стремление к новому, самостоятельность, ориентация на процесс Креативность Способность к образованию неожиданных, нетривиальных идей,способность к ассоциативным связям между явлениями разных классов, поиск альтернатив Мотивация учения Тяга к познанию нового, неизвестного, переживание познания как ценности и цели развития личности

Банк диагностических методик выявления ОД Методика Возр аст Что выявляет Целевая группа ДошкІ стІІ-ІІІ ст Педагоги Родители Методика "Дорисовывание фигур" О.М. Дьяченко 4-6 лет Определение уровна развития воображения у детей, способности создавать оригинальные образы + Методика определения склонностей ребенка 4-8 лет Получение информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка + Методика диагностики общей одаренности ребенка педагогом 4-8 лет выявляет сумму психических характеристик, лежащих в основе личностного потенциала ребенка + Методика "Карта одаренности" (Д.Хаян, М.Кафф 5-10 лет оценка степени выраженности у ребенка различных видов одаренности + Тест "Придумывание сказки"(Е.И.Кульчицкая, Л.Г.Черная) 6-7 лет выяснение способностей детей к вербальному творчеству: ++ Методика "Пять кружков"(Е.И.Кульчицка я, Л.Г.Черная) 6-7 лет Выяснает, насколько у ребенка развита наблюдательность, владение элементами аналогизирования, обобщения, сравнения, классификации ++

Банк диагностических методик выявления ОД Методика Возр аст Что выявляет Целевая группа ДошкІ стІІ-ІІІ ст Педагоги Родители Методика "Слова на букву «К»"(Е.И.Кульчицкая, Л.Г.Черная) 6-7 лет Исследование словарного запаса у детей, степени наблюдательности, сообразительности ++ Краткий тест творческого мышления П.Торренса с 6 лет Определение уровна творческого мышления ++++ Методика "Палитра интересов" (А.И.Савенков) 6-10 лет Выявление направленности интересов ребенка ++ Методика исключения лишнего слова 7-10 лет Исследование способности к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки + Методика аналогии 7-10 лет установление логических связей между словами по заданному образцу + Тест «Необычное использование» К.А.Хеллер 7-10 лет Определение уровна вербальной креативности + Тест интеллекта Кеттелла Оценка интеллектуального потенциала ++

Банк психодиагностических методик выявления ОД Методика Возр аст Что выявляет Целевая группа ДошкІ стІІ-ІІІ ст Педагоги Родители Анкета изучения мотивов учебной деятельности с 10 лет Изучение ведущего мотива учащихся + Опросник изучения уровна познавательной активности учащихся с 10 лет Определяет уровень познавательной активности + Опросник личностной склонности к творчеству Г.Дэвиса с 10 лет выявление склонности к творческому поведению в повседневной жизни + Методика Гилфорда Определение визуальной креативности и свободы ассоциаций с 10 лет Определение социального интеллект ++ Шкала оценки мотивации одобрения Марлоу-Краун с 10 лет Определение уровна мотивации одобрения – стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей ++

Презентация банка данных психологической службы Банк данных уч-ся, демонстрирующих уровень проявления одаренности выше нормы Фамилия уч-ся Сосотавляющие одаренности/ уровень проявления - выше нормы Общий уровень ОД Интеллект Познаватель ная активность Мотиваци я Самооценка, уверенность, амбиции Креативнос ть Существующие уровни: очень высокий, высокий, достаточный, средний, низкий. для углубленного изучения школьных предметов, дополнительных занатий, исследовательской деятельности для интенсивной интеллектуальной нагрузки, продуктивности, самостоятельной поисковой работы с конечным наглядным результатом для участия в проектах, стимулирующих любопытство, любознательность, развитие способностей для реализации честолюбивых устремлений, поддержания высокой самооценки, конструктивной деятельности, поддерживающей имидж и престиж для участия в интегральных, изобретательских творческих проектах, требующих новизны идей, нетривиального подхода, выдумки, фантазии 11 Петров Д.12 5 достаточный 9 Романец В.1 45 достаточный 9 Бобров А достаточный 8А Вовк Ж.1 45 достаточный

Стратегии обучения одаренных учеников Ускорение - увеличение скорости освоения материала с учетом потенциала детей с высоким темпом развития Пример: профильные классы, углубленное изучение предметов Углубление – более глубокое изучение тем, дисциплин или отраслей знания с учетом экстраординарного интереса детей к определенной области знания или деятельности Пример: факультатив, практика, кружок

Стратегии обучения одаренных учеников Обогащение – выход за рамки традиционных тем за счет установления связи с другими темами или дисциплинами с освоением новых способов и приемов работы Пример: интегральные уроки, исследовательский проект, тренинг, кружок Проблематизация – стимулирование личностного развития ребенка с использованием оригинальных объяснений, пересмотра опыта, поиска нового смысла и альтернативных интерпретаций Пример: исследовательский проект, работа в МАН, тренинг

Методы развития творческих способностей и одаренности Психологические методы Интеллектуальные ситуации Развивающая игра Специальные задания, ориентированные на овладение способами творческого мышления: генерирование идей, постановка вопросов, комбинирование, поиск аналогий, выделение противоположных свойств, ассоциирование понатий, поиск альтернативы и др. Задания на оценивание событий, явлений, проблем, решений Задания на прогнозирование результатов решения проблем или развития ситуаций Задания на классификацию и категоризацию Задания по тренировке различных видов памяти Педагогические методы Виды творческих работ Вопросы Кроссворды Сообщения Рефераты Семинары Викторины Диспуты, дебаты, дискуссии Ролевые и деловые игры

Методы развития творческих способностей и одаренности Психологические методы Социальные ситуации Задания, стимулирующие лидерство Задания с конкурентными формами взаимодействия Задания, апеллирующие к кругозору, информированности, широте интересов Задания, инициирующие юмор Педагогические методы Формы урочной деятельности Урок-лекция, урок-семинар, урок-суд, урок-новелла, урок-зачет Урок-смотр знаний, урок-брейн- ринг, урок-конференция, урок- расследование Интегрированный урок, урок-путешествие, урок –экскурсия, урок-эссе, урок-композиция, урок-сказка

Формы работы с одаренными учащимися Профильные классы; групповые занатия по параллелям классов с сильными учащимися; спецкурсы и факультативы; кружки, клубы по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам; олимпиады; турниры; предметные конкурсы; предметные недели; ролевые и деловые игры; консультации; конференции; выставки научно- исследовательских и творческих работ; МАН; интернет олимпиады; ученическое самоуправление;

Основные формы работы с одаренными детьми 1) в рамках урока: - работа в парах, в малых группах; - проекты по различной тематике; - индивидуальные творческие задания; - ролевые игры; - дискуссии.

Основные формы работы с одаренными детьми 2) вне уроков: - групповые занатия с одаренными учащимися; - консультирование по возникшей проблеме; - факультативы; - предметные кружки; - кружки по интересам; - научные кружки, общества - курсы по выбору; - работа по индивидуальным планам; - занатия в профильных классах

Основные формы работы с одаренными детьми 2) вне уроков: -психологические тренинги: по развитию креативности, тренинги личностного роста, интеллектуальные тренинги; - консультации для детей, подростков, родителей, нуждающихся в психологической поддержке.

Основные формы работы с одаренными детьми 3) вне школы: - работа очно-заочных школ, заочного университета; - организация профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях; - занатия в мастер-классах, творческих студиях; - опытно-экспериментальная работа; - участие телекоммуникационных проектах.

Основные формы работы с одаренными детьми 4) соревнования: - предметные олимпиады; - конкурс-защита научно- исследовательских работ; - турниры; - интеллектуальные марафоны и игры; - конкурсы, выставки, смотры и викторины; - фестивали и конференции; - спортивные соревнования; - участие в Интернет-олимпиадах.

Основные формы работы с одаренными детьми 5) в системе образования: - создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми; - организация лицейских, профильных классов; - вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми; - совместное проведение с вузами «Дней науки»; - индивидуальная работа, в том числе под руководством научных руководителей; - проведение учебных тренировочных сборов для одаренных детей; - стимулирование и поддержка, прежде всего выделение стипендий (премий) одаренным детям.

Основные методы работы с одаренными детьми - активные методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.

Примеры образовательных моделей (педагогических технологий, систем, теорий) для организации обучения и развития одаренных детей 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. 3. Технология проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов). 4. Система Л.В.Тарасова Экология и диалектика. 5. Теория решения изобретательских задач. (П.Я. Гальперин). 6. Технология погружения (М.П. Щетинин). 7. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др. 8. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко). 9. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов). 10. Дифференцированное обучение. 11. Бригадно-лабораторное обучение. 12. Метод проектов. 13. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж.Кэрролл). 14. Модель Структура интеллекта (Дж. Гилфорд). 15. Модель Три вида обогащения учебной программы (Дж. Рензулли). 16. Технология создания ситуации успеха.