1 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Advertisements

Бенчмаркинг стали активно применять в Японии в годах прошлого столетия. В те годы считалось, что японцы в основном копируют других. В действительности.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ»
Матрица возможностей по товарам и рынкам. Матрица Ансоффа Игорь Ансофф - математик, родившийся в России, но эмигрировавший в США в возрасте 19 лет. Получив.
Менеджмент и менеджер
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Презентация нового поступления электронно-методических комплексов для преподавателей и студентов для преподавателей и студентов.
Инновационная деятельность. Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в.
Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЕНЕДЖМЕНТ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ: I уровень:
«Социально-значимые управленческие инновации и их влияние на деятельность предприятий» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Социально-значимые управленческие.
Основные принципы организации эффективной системы внутреннего, внешнего контроля и финансовой безопасности компании.
Направление « Менеджмент » Профиль « Финансовый менеджмент »
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Транксрипт:

1 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии _______________________________________________ Центр таможенных нововведений Кафедра экономической теории ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине «История менеджмента» на тему «Менеджмент знаний (Knowledge mаnаgеment)» Санкт-Петербург 2009

2 СОДЕРЖАНИЕ Введение Менеджмент знаний Система менеджмента знаний Структура менеджмента знаний Формирование знаний Особенности внедрения Заключение Тест и вопросы для проверки знаний Список используемых источников

3 Введение «Менеджмент знаний как самостоятельная сфера управленческой деятельности должен стать одним из главных инструментов, предназначенных для повышения конкурентоспособности предприятия». Менеджмент знаний (knowledge management) является частью инновационного менеджмента (осуществляет управление нововведениями). Он стал бурно развиваться в 90-х годах прошлого века. Это было связано со сменой приоритетов в бизнесе и жизни общества, а также продолжающейся научно- технической революцией, в основе которой лежит использование новейших информационных технологий во всех областях человеческой деятельности. Наиболее прибыльным и привлекательным направлением для вложения инвестиций стали разработки высоких технологий и сервиса, которые определяют быструю окупаемость вложенных средств, снижают зависимость от обеспечения сырьем, дают возможность захватить новые ниши использования товаров или услуг.

4 В условиях постиндустриального общества, принадлежность к которому декларируют страны Запада, стратегически важно занять нишу на рынке высоких технологий, избавиться от создания материалоемкой и рискованной с экологической точки зрения продукции. Те страны, которые не смогут этого сделать, навсегда останутся аутсайдерами в будущей мировой экономике. Все это привело к четкому осознанию того, что ценностями организации являются не только ее активы, выпускаемая продукция и имущество, но и ее опыт, квалификация сотрудников и их лояльность, ноу- хау, культура, т. е. все то, что входит в понятие "интеллектуальный капитал". На современном этапе развития рынка и общества интеллектуальный капитал основная ценность организации и решающий фактор в конкурентной борьбе. Оценка, накопление и развитие интеллектуального капитала и, главное, управление им для достижения целей организации стали настоятельной задачей для ведущих мировых компаний.

5 Целью данной работы является исследование влияния менеджмента знаний (knowledge management) в управленческой деятельности фирмы. Для достижения поставленной цели автор определяет следующие задачи: 1. Определить понятие и выявить задачи менеджмента знаний 2. Раскрыть понятие системы менеджмента знаний 3. Раскрыть его структуру 4. Исследовать подходы в формировании знаний 5. Раскрыть особенности его внедрения

6 Менеджмент знаний Менеджмент знаний (МЗ) управление интеллектуальным капиталом. Данный раздел менеджмента хорошо освещен в интернете и информация о нем доступна любому (к примеру ) Его задачи: достижение поставленных целей организации за счет роста интеллектуального капитала и эффективного его использования; повышение эффективности принимаемых решений; создание предпосылок для появления инноваций; использование бенчмаркинга[1] во всех сферах деятельности; обучение и мотивация сотрудников; повышение эффективности процессов проектирования, изготовления, закупок и маркетинга.

7 Система менеджмента знаний Система менеджмента знаний (СМЗ) совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и пр.), обеспечивающая достижение поставленных целей. Какую же немедленную отдачу для решения сегодняшних проблем и повышения прибыльности организации хотят получить от СМЗ менеджеры-прагматики? Во-первых, для них важно, чтобы выгоды от затрат, вкладываемых в создание и развитие СМЗ, были количественно определены и спрогнозированы, т. е. они требуют создать количественные характеристики эффективности СМЗ. Во-вторых, они хотят получить инструмент, позволяющий уменьшить риски при принятии решений. Хотелось бы задавать какой-то системе вопросы и получать грамотные ответы (схема 1)

8 Из схемы 1 видно, что система может выдавать пользователю решения, информацию или подсказку, но не все они являются знаниями.

9 Можно принять следующие разграничения в понятиях информации, данных и знаний: Данные сырые факты Информация организованный набор данных Знания поддающаяся интерпретации (meaningful information), имеющая ясную цель информация Знания это смысл, доставленный разумом. Без смысла, знания это информация или данные.

10 Менеджмент Знаний в большей степени носит стратегический характер. Его развитие и внедрение определяет будущее организации, создание ее уникальной культуры и использование новых способов завоевания рынка и конкурентной борьбы. Система МЗ предполагает не только сбор и целенаправленное использование информации на благо предприятия, но и предоставление его работникам широких возможностей в самосовершенствовании, получении признания и самореализации, что, по Маслоу[2], является вершиной мотивации. Пирамида Маслоу

11 Структура менеджмента знаний Первая декомпозиция Система МЗ порождает решения, подсказки, информацию к размышлениям, т. е. знания сотрудников, которые в конечном счете возвращаются в систему, дополняя и обогащая ее. Весь набор данных, информации и знаний может быть разбит на внешнюю, внутреннюю и корпоративную информацию (схема 2).

12 Внешней информацией и данными могут, к примеру, быть: информация из Интернета; печатные издания, библиотечная информация; отчеты о посещении выставок, конференций и семинаров; отчеты о переговорах с заказчиками; результаты внешних аудитов [3] ; внешние стандарты, правовые и нормативные акты, касающиеся деятельности организации и практика их применения; собеседование с нанимаемыми сотрудниками; результаты бенчмаркинга; патентная информация; оценки поставщиков; оценки заказчиков; маркетинговая информация; документация заказчиков.

13 Внутренней информацией и данными могут быть любые сведения, получаемые в результате внутренней деятельности предприятия и представляющие ценность для последующего использования: результаты экспериментов, проводимых при разработке и запуске продукции в производство; статистика и анализ выявленных несоответствий; результаты внутреннего аудита, отчеты отдела маркетинга; рейтинги поставщиков, процедуры и методики, циркуляры, директивы и т. д. Если организация входит в корпорацию, то обычно существует общая корпоративная информация, используемая внутри корпорации и закрытая для сторонних организаций. Обычно такая информация распространяется по закрытой корпоративной системе Интранет[5] и может включать: корпоративные инструкции и директивы; отчеты и переписку с вышестоящими организациями; информацию о корпоративных программах, стратегии, результатах корпоративной деятельности; опыт организаций, рекомендованный для распространения; информацию о заказчиках и партнерах; информацию о публикациях и т. д

14 Вторая декомпозиция представляет собой структурирование информации, данных и знаний по ключевым процессам организации (схема 3). При этом под бизнес-процессом понимается процесс, непосредственно связанный с изготовлением продукта или оказанием услуги, обычно состоящий из ряда последовательных подпроцессов, где выход из одного из них является входом для последующего. Например: Маркетинг --> Проектирование --> Подготовка производства --> Производство --> Сбыт

15 Под процессами управления понимаются процессы линейного административного управления (схема 4) или функционального управления, приложенные к объекту регулирования. В качестве поддерживающих процессов должны рассматриваться процессы закупки, обеспечения людскими ресурсами, финансирования. Улучшающими процессами могут быть, например, самооценка предприятия, бенчмаркинг, анализ эффективности системы качества, планирование развития и др.

16 Третья декомпозиция всю внутреннюю информацию, данные и знания можно разделить на документированную, т. е. полученную из официальных документов, и скрытую (tacit), которая находится в голове сотрудника организации или в его личных архивах (схема 5).

17 Четвертая декомпозиция документированная информация, т. е. технологическая документация, документация контроллинга, правила (например, проектирования, документооборота, процедуры, инструкции), экспериментальные данные, рекламации[4] и данные о сбоях (схема 6).

18 Пятая декомпозиция. Например, в блок "Правила" для литейного производства могут быть включены специальные правила для отдельных этапов процесса литья с рекомендованными типовыми или проверенными экспериментально характеристиками (схема 7)

19 Формирование знаний Приступая к внедрению Системы МЗ, необходимо четко определить, для чего это делается, какой результат должен быть достигнут. Нельзя осуществлять Менеджмент Знаний только потому, что это просто хорошо. Создание Системы МЗ должно вытекать из общих целей организации и быть связано с целями второго уровня в различных сферах деятельности. Оно должно повышать способность организации генерировать и развивать оригинальные и полезные идеи и решения. Пример возможного структурирования целей для дальнейшего использования в МЗ приведен на схеме 8.

20 Особенности внедрения Ниже приведены результаты исследований, проведенных в 1998 г. рядом западных консалтинговых фирм и институтов, т. е. в то время, когда принципы МЗ начали реально воплощаться в жизнь. Респонденты (ответственные за внедрение Менеджмента Знаний) следующим образом формулировали и оценивали проблемы, с которыми они сталкивались. Главная проблема при внедрении МЗ это отсутствие четкой постановки цели и слабое использование имеющихся ресурсов, т. е. "изобретение колеса". Опросы, проведенные в США в гг., показали, что 53-80% респондентов считают, что наибольшим препятствием в развитии МЗ является культура организации.

21 Заключение Исходя из всего вышесказанного сделать выводы: 1. Менеджмент знаний осуществляет управление интеллектуальным капиталом. 2. Система менеджмента знаний совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и пр.), обеспечивающая достижение поставленных целей. 3. Система МЗ четко структурирована, что облегчает сбор и целенаправленное использование информации на благо предприятия. 4. Приступая к внедрению Системы МЗ, необходимо четко определить, для чего это делается, какой результат должен быть достигнут. 5. МЗ нацелен на накопление и эффективное использование интеллектуального капитала, он должен стать одним из главных инструментов повышения конкурентоспособности организаций. Однако основным препятствием при внедрении МЗ чаще всего будут низкая культура российских организаций и недостаточно высокий уровень использования информационных технологий. Следовательно Менеджмент Знаний является новым вектором в управленческой деятельности организаций и играет в ней ключевую роль.

22 ТЕСТ 1. Частью какого менеджмента является менеджмент знаний: a)Производственного b)Финансового c)Инновационного d)Прогностического 2. Какую потребность удовлетворяет Система Менеджмента Знаний: a)Физиологическую b)Потребность в безопасности c)Потребность в саморазвитии d)Потребность в уважении 3. Задачами Менеджмента Знаний являются: a)Повышение эффективности принимаемых решений b)Выявление потребительских нужд c)Стратегия и тактика ценообразования d)Создание предпосылок для появления инноваций

23 Вопросы для проверки знаний 1. Что такое Менеджмент Знаний (knowledge management)? 2. Охарактеризуйте понятие «Система Менеджмента Знаний»? 3. На какие 3 группы делится информация МЗ?

24 Глоссарий терминов 1. Бенчмаркетинг - механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. 2. Маслоу, Эйбрахам Харолд (Maslow, Abraham Harold) ( ), американский психолог. Родился в Нью-Йорке 1 апреля Окончил Сити-колледж Нью-Йорка и Висконсинский университет. Преподавал психологию в Висконсинском университете, Бруклинском колледже и университете Брандейса. В 1967 × 1968 Маслоу избирался президентом Американской психологической ассоциации. 3. Аудиторская деятельность (аудит) предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. 4. Рекламация (от лат. reclamatio громкое возражение, неодобрение) претензии покупателя (заказчика) к изготовителю продукции (поставщику, подрядчику) в связи с выявленными в ней дефектами и (или) некомплектностью, оформленные соответствующими актами. 5. Интранет (англ. Intranet) - в отличие от сети Интернет, это внутренняя частная ceть организации. Как правило, Интранет это Интернет в миниатюре, который построен на использовании протокола IP для обмена и совместного использования некоторой части информации внутри этой организации. Это могут быть списки сотрудников, списки телефонов партнеров и заказчиков.

25 Список используемых источников 1.А. И. Каптерев. Менеджмент знаний : от теории к технологиям : научно- методическое. пособие / А. И. Каптерев. М. : Либерея, Л. Сазонова, Ю. Шилина. Менеджмент знаний. Образовательные проекты. Методические рекомендации по проектированию // Новые Знания 2, Ganesh D. Bhatt. Knowledge management in organizations: examining the interaction between technologies, techniques, and people // Journal of Knowledge Management V. 5, No 1,