Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять…». Общественно-политические взгляды Ф.И.Тютчева идеал Тютчева – союз славянских земель во главе с Россией противопоставлял.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С ТИХОТВОРЕНИЕ А.С.Б ЛОКА «Р ОССИЯ ». Сделала : Валеева Регина 8 Б.
Advertisements

Презентация на тему: С.А.Есенин. Выполнили ученики 11А класса: Чернов Василий Именов Сергей Лаптенков Геннадий Шафигулин Руслан Никитин Александр Никитин.
Тема: «Причастный оборот. Его роль в речи. Выделение причастного оборота на письме». Цели урока для учащихся: 1. Понять, что такое причастныйоборот; 2.
Путешествие к Блоку (презентация) Выполнила: Ученица 10 а класса Гуричева Дарья.
ПРИРОДА И РОДИНА В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА. В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей.
1 2 ЗДРАВСТВУЙТЕ! 4 УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ.
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» Автор: учитель «МОУ СОШ п.Первомайский» Токарева Л.Н.
Государственные символы Российской Федерации. Конституция – это закон, по которому живут граждане нашей страны.
Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю.
МихаилЮрьевич Лермонтов – Михаил Юрьевич Лермонтов – певец свободы
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья.
Русь моя, Россия, дом, земля и матерь…. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями, включающее заботу об интересах.
Наблюдающееся явление Горящие костры Сидящая девушка Подсохшее дерево Летящая стрела Обрабатываемая земля Огороженная территория.
Михаил Юрьевич Лермонтов Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова Ученицы 10 «В»класса Витютнева Таня и Шувалова Юлия.
Темы и мотивы в лирике. Основное содержание лирического произведения – передача чувства, настроения, мысли; изображение внутренней жизни людей; жизнь.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска Ростовской.
Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова Урок литературы в 9 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная.
А. Блок « Русь » (1906) Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами, и журавлями, И с мутным взором колдуна И.Левитан У омута.
ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ Материалы для работы по изучению творчества М.Ю. Лермонтова предоставлены учителем русского.
Употребление причастий и деепричастий в речи Она служит сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу. М.В.Ломоносов Цель: обобщить знания.
Транксрипт:

Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять…»

Общественно-политические взгляды Ф.И.Тютчева идеал Тютчева – союз славянских земель во главе с Россией противопоставлял христианство и католичество; православие – символ России; славянофил; утопичность мировоззрения Ф.И.Тютчева, основанного на трех «китах»: православная империя, всеславянское братство и вражда с католическим Западом (утопия – фантастическая, не имеющая возможности сбыться мечта) П.Д.Корин. Александр Невский г.

Современники о патриотизме Ф.И.Тютчева И.С.Аксаков: «Тютчев… пламенел любовью к России: как ни высокопарно кажется это выражение, но оно верно…» М.П.Погодин: «…никто в России не понимает так ясно, не убежден так твердо, не верит так искренно в ее всемирное, общечеловеческое призвание, как он (Тютчев)» В.П.Мещерский: «Тютчев был глубоко русский человек в своих политических убеждениях, и в то же время глубоко искренний…»

Ф.И.Тютчев о России Рассвет Не в первый раз кричит петух; Кричит он живо, бодро, смело; Уж месяц на небе потух, Струя в Босфоре заалела. Еще молчат колокола, А уж восток заря румянит; Ночь бесконечная прошла, И скоро светлый день настанет. Вставай же, Русь! Уж близок час! Вставай Христовой службы ради! Уж не пора ль, перекрестясь, Ударить в колокол в Царьграде? Раздайся благовестный звон, И весь Восток им огласился! Тебя зовет и будит он, - Вставай, мужайся, ополчился! В доспехи веры грудь одень, И с богом, исполин державный!.. О Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный! Ноябрь 1849 г. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве. Скульптор Мартос И.П гг.

Ф.И.Тютчев о России Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. 13 августа 1855 г. И.И.Левитан. Вечерний звон г.

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» (читает И.М.Смоктуновский) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. 28 ноября 1866 г. И.И.Левитан. Над вечным покоем г.

История создания стихотворения написано 28 ноября 1866 г. впервые напечатано в издании «Стихотворения Ф.Тютчева» в 1868 г. Ф.И.Тютчев. Худ. С.Александровский г.

Особенности поэтической лексики стихотворения Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» афористичность стихотворения два глагола с отрицанием: «не понять», «не измерить» (усиление категоричности высказывания) архаизмы: «аршин», «стать» (опора на традиции языка) метафоризм четверостишия: «умом Россию не понять», «аршином не измерить» (фразеологизм) эпитет: «особенная стать» стать – «характер» (перен., устар.) Орловский А.О. Бега на Неве 1814 г.

Особенности общественно-политической мысли в стихотворении Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» Россия загадочна, не может быть понята умом; поэт верит в ее нравственные силы, считает великой державой А.И.Куинджи. Радуга гг.

Структура стихотворного произведения. Звуковая организация четырехстопный ямб, перекрестная рифма: Умом Россию не понять, а Аршином общим не измерить: б У ней особенная стать - а В Россию можно только верить. б аллитерация,,

Ф.И.Тютчев в музыке Б.Левензон «Умом Россию не понять…» г. Б.М.Кустодиев. Масленица. 1916

Ф.И.Тютчев и «Слово о полку Игореве» О, стонать тебе, земля родная, Прежние годины вспоминая И князей давно минувших лет! Старого Владимира уж нет. Был он храбр, и никакая сила К Киеву б его не пригвоздила. Кто же стяги древние хранит? Эти Рюрик носит, те Давыд, Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут. (пер. Н.Заболоцкого). И.Глазунов. Два князя г.

Ф.И.Тютчев и М.Ю.Лермонтов РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков г. И.И.Левитан. Тихая обитель г.

Ф.И.Тютчев и А.А.Блок РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней, А ты всё та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. 18 октября 1908 И.Глазунов. Борис Годунов г. Иван Грозный г.

Ф.И.Тютчев и С.А.Есенин Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревёнчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! (1925?)

Ф.И.Тютчев и А.А.Ахматова Не сраженная бледным страхом И отмщения зная срок, Опустивши глаза сухие, И сжимая уста, Россия От того, что сделалось прахом, В это время шла на Восток. И себе же самой навстречу, Непреклонно в грозную сечу, Как из зеркала наяву, Ураганом с Урала, с Алтая Долгу верная Молодая Шла Россия спасать Москву 1942 Фотография времен Великой Отечественной войны

Интеграция тематических групп в стихотворении Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» лексема «родина» и связанные с ней тематически: «Россия», «Русь», «земля родная», «край родной» (Тютчев); «земля родная», «Киев» («Слово о полку Игореве»); «отчизна» (Лермонтов); «Россия» (Блок); «Россия», «Урал», «Алтай», «Москва» (Ахматова); «родина», «Русь», «отчие» (Есенин) личностное отношение к родине: «край родной», «земля родная» (Тютчев); «земля родная» («Слово о полку Игореве»); «люблю отчизну я…», «с отрадой» (Лермонтов); «как слезы первые любви» (Блок); «вольет мне в грудь мою теплынь», «хорошо живется на Руси», «никто… не разлюбит отчие поля», «все равно остался я поэтом /Золотой бревёнчатой избы», «мои поляны и луга», «дайте мне на родине любимой,/Все любя, спокойно умереть!»(Есенин) тема веры: «верить», «колокола», «светлый день», «вставай Христовой службы ради…», «перекрестясь», «Царьграде», «благовестный звон», «доспехи веры», «с богом», «православный», «долготерпенья», «смиренной», «ношей крестной», «царь небесный», «благословляя» (Тютчев); «долгу верная» (Ахматова)

Интеграция тематических групп в стихотворении Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» образ России: «особенная стать», «аршином не измерить», «исполин державный», «бедные селенья», «скудная природа», «край родной долготерпенья», «край ты русского народа», «наготе смиренной» (Тютчев); «степей холодное молчанье, /Ее лесов безбрежных колыханье, /Разливы рек ее, подобные морям», «дрожащие огни печальных деревень», «дымок спаленной жнивы, /В степи ночующий обоз,/И на холме средь желтой нивы/Чету белеющих берез», «полное гумно, /Избу, покрытую соломой, /С резными ставнями окно», «пляску с топаньем и свистом/Под говор пьяных мужичков» (Лермонтов); «расхлябанные колеи», «нищая», «избы серые», «песни ветровые… как слезы первые любви», «разбойную красу», «прекрасные черты», «лес, да поле,/ Да плат узорный до бровей», «звучит тоской острожной глухая песня ямщика» (А.Блок); «Не сраженная бледным страхом/И отмщения зная срок, /Опустивши глаза сухие, /И сжимая уста», «непреклонно», «долгу верная», «молодая» (Ахматова); «Свет луны, таинственный и длинный, /Плачут вербы, шепчут тополя. /Но никто под окрик журавлиный /Не разлюбит отчие поля», «золотой бревёнчатой избы», «чужая юность брызжет новью /На мои поляны и луга» (Есенин)

Домашнее задание Ответить письменно на вопрос: «Почему в своем поэтическом творчестве Ф.И.Тютчев так часто обращается к общественно- политической проблематике?» Подобрать 1-2 стихотворения современных поэтов на тему патриотизма