ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. Система организации обучения История знает различные системы организации обучения (иногда в литературе их называют.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Advertisements

Формы организации учебного процесса Лекция 6. Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий.
Формы организации учебного процесса Лекция 6. Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий.
1. Понятие «лекция» в высшей школе. Функции лекции, ее особенности и виды. 2. Принципы конспектирования материала на лекции. 3. Методы и приемы скоростного.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
План-конспект урока по теме: Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.
Урок - основная форма организации текущей учебной работы Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» О.А.Герасименко.
Формы занятий в школе ( традиционный подход ). ФГОС НОО Организация детей в учебной и внеурочной деятельности.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Наблюдение за занятием должно охватывать: 1. Организационную сторону занятия 2. Содержание занятия 3. Воспитывающую.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Транксрипт:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Система организации обучения История знает различные системы организации обучения (иногда в литературе их называют «формами организации»: Индивидуальная (индивидуально-групповая) – учитель работал либо индивидуально с отдельными учениками, либо с небольшой группой. В одну группу входили ученики разного возраста, разной подготовки. Основная форма работы – самостоятельная, Эта система существовала вплоть до Эпохи Просвещения в Западной Европе.

Система организации обучения Классно-урочная система вводится в веке. Основоположник – Ян Амос Коменский. Белль-Ланкастерская система обучения возникла на основе классно-урочной. Один педагог в связи с острой нехваткой учителей работал с очень большой группой (до 300 учеников). Мангеймская система – основывается на дифференцированном обучении, создаются группы учеников по признаку умственной одаренности. По этому принципу производится отбор содержания, учебников, методов обучения. Эта система очень широко применяется в Западной Европе.

Система организации обучения Дальтон-план – предполагает организацию самостоятельной работы учеников. Учитель выступает в роли консультанта, проверяет качество выполнения работы. Бригадно-лабораторный метод – появился в отечественной школе в 20-е годы XXвека.

Классно-урочная система обучения характеризуется Классная – разбиением всех учеников на группы (классы) одинаковых по возрасту и уровню подготовленности, постоянный состав учеников Урочная – единое начала учебного года. Деление учебного времени на отрезки (уроки), посвященные определенному виду деятельности, наличие твердого расписания.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В дидактике рассматриваются как способы взаимодействия педагога с учащимся при решении образовательных задач. Эти задачи решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями.

Ведущие формы организации Урок (школа) Лекция (вуз) Другие формы обучения : Экскурсия Кружок Зачет Лабораторный практикум Самостоятельная домашняя работа Факультативные занятия Спецсеминары Дополнительные занятия Практикумы и др.

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию в зависимости от задач и методов учебной работы ( например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум).

Урок – основная форма обучения: Основной материал осваивается на уроке Руководит уроком учитель (он не просто консультант, он ведет обучение, организует самостоятельную работу) Остальные формы организации процесса обучения тесно связаны с уроком, подчиняются уроку.

Особенности урока (занятия) -Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательную, воспитательную, развивающую) -Содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей учебной дисциплины

Особенности урока -Каждый урок является звеном в системе уроков -Урок соответствует основным принципам обучения, в нем преподаватель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения целей урока -Основой построения урока является сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Достоинства урока Обеспечивает организационную четкость и упорядоченность учебного процесса Обеспечивает систематичность характера обучения На уроке реализуется воспитывающее воздействие личности учителя на ученика Своеобразное «соревнование» умов в учебной деятельности Имеет возможности для обучения всех детей Самая экономичная форма обучения

Недостатки урока Ориентация учителя на «среднего» ученика Конвеерный принцип обучения (по одинаковым программам, одинаковое количество годов обучения) Трудно осуществляется индивидуальный подход к ученикам Трудно организовывать групповую работу на уроке Стандартность построения уроков Слабая межпредметная связь

Структурные элементы урока Организационное начало (оргмомент) и постановка задач урока Актуализация необходимых знаний и умений Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Закрепление изученного материала Повторение изученного материала Контроль и оценка учебных достижений Задание на дом Подведение итогов урока

Типология уроков определяется: -особенностями главных задач, - разнообразием содержательно-методической инструментовки - вариативностью способов организации обучения

Типология уроков Комбинированный урок Структура: - организационный момент (1-2 мин.) - проверка домашнего задания (10-12 мин.) -изучение нового материала (15-20 мин.) - закрепление (10-15 мин.) -подведение итога урока (5 мин.) -домашнее задание (2-3 мин.)

Типология уроков Урок изучения нового материала (чаще применим в старшей школе). В рамках такого урока проводятся: урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция и др.). Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков. Проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ.

Типология уроков Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения.

Учебная экскурсия -это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучать различные предметы, явления, процессы в естественных условиях. Виды экскурсий: Природоведческие, на промышленные предприятия, в музеи, к историческим местам, географические, литературные, комплексные (межпредметные)

Учебная экскурсия В зависимости от места в учебном процессе различают: Вводные (предварительные) Текущие (сопровождающие) Итоговые (заключительные, завершающие)

Лекция (от латинского lectio – чтение) Цель: а) дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине б) раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, в) сконцентрировать внимание на наиболее сложных узловых вопросах.

Требования к лекции Высокий научный уровень излагаемой информации Большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации Доказательность и аргументированность высказываемых суждений

Требования к лекции Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов, документов Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам

Требования к лекции Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов Разъяснение вводимых терминов и названий, предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию

Требования к лекции Умение устанавливать педагогический контакт с аудиторией, использование дидактических материалов и технических средств Применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков

Виды лекций В зависимости от роли в организации учебного процесса и основных дидактических задач выделяют: Вводная – первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями дисциплины, курс, отрасли науки. Мотивационная – возбуждение интереса у студентов, создание стимула для дальнейшей деятельности.

Виды лекций Подготовительная - подготовка студентов к более сложным мыслительным процессам, закладка основ использования остальных методов и форм обучения. Интегрирующая – представление науки в системе и развитии как логическое целое, выход дальнейшему теоретическому анализу за пределами первоначального понимания.

Виды лекций Установочная – ориентация студентов к источникам информации, указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала. Тематическая- в рамках которой рассматривается содержание конкретной темы. Итоговая – систематизация и обобщение знаний.

Виды нетрадиционных лекций Проблемная лекция – моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение слушателями знаний как бы самостоятельно.

Лекция –визуализация – основное содержание лекции представлено в образной форме (рисунках, графиках, схемах и др.) Визуализация рассматривается как способ обучения перекодированию информации с помощью разных знаковых систем Позиция преподавателя – комментатор. Такая лекция эффективна при рассмотрении общей темы или частных проблем. Трудности: большая нагрузка на зрение отсутствие навыка видения Как преодолеть: использовать предварительный раздаточный материал

Лекция вдвоем (бинарная) –представляет работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме. Проблематизация происходит за счет содержания учебного материала и формы его представления. Отличие – переход от монолога к диалогу. Требование –психологическая совместимость преподавателей - примерно одинаковый интеллектуальный уровень - лучший вариант мужчина- женщина

Лекция вдвоем Методика проведения лекции: 1. Разрабатывается сценарный план, т.е. идет фиксация узловых моментов лекции. 2. Определяется регламент «переброса» ролей. Смена ролей через каждые семь минут. 3. Можно использовать «правило катастроф» - каждый преподаватель готовит информацию, неизвестную другому.

Лекция вдвоем Что активизирует: интерес и мышление (за счет двух позиций и разного поведения). Трудности: -Большие усилия со стороны преподавателей, затраты времени на подготовку. -Совместная деятельность (умение слушать другого, работать в команде) -Не все слушатели воспринимают такую форму)

Лекция с запланированными ошибками (лекция «провокация») Формирует умение оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».Это лекция с контрольными функциями. Методика проведения: преподаватель объявляет тему и говорит, что он в ходе лекции сделает столько-то «ошибок». Затем читается традиционная лекция. В конце занятия оставляется минут для поиска и анализа ошибок.

Лекция с запланированными ошибками (лекция «провокация») Проблемы: -находят больше ошибок -находят меньше ошибок. Какие ошибки можно сделать: -ошибки поведенческого плана -терминологические -числовые, цифровые -технологические -фразеологические -лексические

Лекция с запланированными ошибками (лекция «провокация») Недостатки такой лекции: -Обучающийся может запомнить неправильную информацию. Важно: помнить «закон края» - запоминается лучше начало и конец разговора, середина проваливается. Значит в центре информация должна быть без ошибок. -Предложить обучающимся сделать поля, неправильное сразу выделять (подчеркивать) и сразу после анализа на полях писать правильный вариант. Требования к преподавателю: умение выделять ошибки при подготовке к лекции.

Лекция – пресс конференция Содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей. Методика проведения: преподаватель объявляет тему и просит каждого написать вопрос по этой теме,, давая 3-5 минут времени. По истечении времени собирает эти вопросы и систематизирует по типам: общие, частные, примеры. Затем читается обычная лекция, по ходу которой преподаватель отвечает на полученные вопросы.

Лекция – пресс конференция Что дает: 1. Умение ставить вопросы. 2. Целенаправленное внимание 3. Создает иллюзию удовлетворения потребности аудитории, перед которой выступает преподаватель. Такую лекцию можно использовать как заключительное занятие. В этом случае для ответа можно приглашать самих учащихся, придавая занятию форму игры.

Лекция-консультация Может проходить по разным сценариям. -Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему разделу или всему курсу. -Второй вариант такой лекции пот типу «вопросы-ответы-дискуссия». Это троякое сочетание: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

Формы организации работы учащихся на занятиях (формы организации УПД) Индивидуальная Групповая Фронтальная

Индивидуальная работа Необходимость индивидуализации работы учащихся на занятиях необходим в силу разнообразия «человеческого материала». «Неравенство», неодинаковость педагогического обеспечения урочной деятельности разных обучающихся создает предпосылку для обучения каждого при оптимальном уровне трудности, в пределах границы между зоной актуального и зоной ближайшего развития каждой личности.

Индивидуальная работа учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное выполнение одинаковых для всех или микрогруппы заданий. Индивидуальное задание, составленное с учетом особенностей и познавательных возможностей конкретного ученика, называется индивидуализированным.

Преимущества Для преподавателя -Учет индивидуальных возможностей -Организация самостоятельной деятельности Для ученика -Работа в индивидуальном темпе -Развитие интереса

Проблемы Необходимость хорошего знания потенциальных возможностей учащихся. Сложности с созданием индивидуализированных заданий. Большие затраты времени преподавателя. Недостаток времени на занятии для полноценной организации индивидуальной познавательной деятельности учащихся.

Виды групп По количеству: минимальный состав – два ученика; максимальное количество- семь По времени: постоянные и временные По учебным возможностям: гомогенные и гетерогенные По логике организации процесса: статичные и динамичные

Варианты групповой работы Звеньевые – постоянные группы Бригадные – специально формируются для выполнения определенных заданий Кооперированно-групповые предполагают деление учебной группы на микрогруппы, каждая из которых выполняет часть общего объемного задания.

Преимущества Для преподавателя -Возможность управления становлением внутриколлективных отношений Для ученика -Возможность научиться работать в команде -Содействует более активному и сознательному усвоению знаний

Проблемы Сложность в оценивании работы (вклада) каждого Сложность организации совместной деятельности учащихся (проблема комплектования групп) Большие затраты времени на занятии (необходимость представления работы каждой группы и ее обязательное обсуждение)

Фронтальная работа предусматривает одновременное выполнение всеми учащимися под руководством преподавателя одного и того же задания. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всю учебную группу и при этом не упускать из виду работу каждого.

Преимущества Для преподавателя -Возможность осуществлять показ и объяснение одновременно для всей учебной группы -Экономность организационной формы

Проблемы Сложность работы в едином темпе. Сложно учитывать индивидуальные возможности каждого. Ориентация на среднего обучающегося (по степени сложности, темпа, объема материала).

Важно: в реальном учебном процессе обеспечение взаимодействия и взаимодополняемости индивидуальной, групповой и фронтальной работы учащихся на занятиях.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!