Творческие учебные задачи Учитель биологии Гавшина З.С. С.Вторые Тербуны 2011 г.
Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать «творческий мускул», не вылетев на простор заданий «открытых» – допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в существо проблемы, разные варианты ответов.
Конвергентное (закрытое, нетворческое) Дивергентное (открытое, творческое)
Ставит вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков…) недостаточно?
Произошло (или происходит) некое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины… Ключевые вопросы: как происходит? почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.
Этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройств под заданную цель (функцию).
Эти задачи предполагают анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений.
Условие такой задачи допускает несколько истолкований. Учащийся анализирует и сам вводит необходимые данные и ограничения.
Разновидности задач с достраиваемым условием
1. Достаточность условия. 2. Корректность вопроса. 3. Наличие противоречия.
Задачи в широких диапазонах: от сказочных для дошкольников и младших школьников до сложных по основным и факультативным школьным предметам.
В школе учащиеся сталкиваются в основном с «закрытыми» задачами, на производстве и в быту – с «открытыми». Противоречие это наболело, и время его решения наступает. Очередной шаг за школой… Откроем клетку?