Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Advertisements

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 КЛАССЕ УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ (подготовка к ЕГЭ часть С) Учитель русского языка и литературы Чижова.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
ЕГЭ. ЗАДАНИЕ С-1 Автор презентации: Сендирева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, ВКК
Что такое образование? Зачем нужна литература в школе? Почему важен вопрос экологии? Что такое талант? Важно ли помнить прошлое? В тексте, предложенном.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Учимся понимать исходный текст 1 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Подготовка к выполнению части С на ЕГЭ. Алгоритм работы над сочинением 1) Читаю текст. 2) Вникаю в содержание (интерпретирую). 3) Задаю себе вопросы по.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Готовимся к ЕГЭ!. «Язык – это живая плоть идеи, чувства, мысли» Л.Н. Толстой.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Транксрипт:

Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы». «Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать части А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!» «Полгода до экзамена осталось, а я, как собачка Павлова, – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!».

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЦЕЛЬ УРОКА НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ НАУЧИТЬСЯ ИЗВЛЕКАТЬ, « ВЫЧИТЫВАТЬ » НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 4

РАБОТА С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ РАБОТА С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ ШАГ 1 5

ТЕКСТ смысловая завершенность законченность связность смысловое единство информативность цельность 6

ИНФОРМАТИВНОСТЬ – ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА ИНФОРМАТИВНОСТЬ – ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА ТЕКСТТЕКСТ ТЕКСТТЕКСТ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ о каком-либо факте, событии, человеке о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить) о способах авторского воздействия на читательское восприятие об авторе (его отношение к поднятым вопросам) научись «ВЫЧИТЫВАТЬ» информацию ! 7

«Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!» Крик отчаяния :

ШАГ 2 Формулировка проблемы 9

Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста.

ЦЕЛЬ УРОКА НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ НАУЧИТЬСЯ ИЗВЛЕКАТЬ, « ВЫЧИТЫВАТЬ » НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 11 РАЗЛИЧАТЬ ПОНЯТИЯ «ТЕМА», «ПРОБЛЕМА», «ПРОБЛЕМАТИКА» РАЗЛИЧАТЬ ПОНЯТИЯ «ТЕМА», «ПРОБЛЕМА», «ПРОБЛЕМАТИКА» НАУЧИТЬСЯ ВЫЯВЛЯТЬ В ТЕКСТЕ ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ ЗНАТЬ СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ

Какую задачу вы ставите на уроке? (.) – доказать, что… (?) – выяснить, что… (…) – исследовать, что…

ЗАДАНИЕ ЧАСТИ 2 1 Определить и сформулировать ОДНУ из проблем текста 2 Прокомментировать ЭТУ проблему 3 Выявить и сформулировать позицию автора по ЭТОЙ проблеме 4 Изложить собственное мнение по ЭТОЙ проблеме с привлечением 2-х аргументов ШАГ 1 Написать сочинение по прочитанному тексту 13

это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения Проблема это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него Главной Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы 14 ТЕМА ВЗАИМОСВЯЗАНЫ

??? Проблема развития и сохранения русского языка Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Проблема влияния человека на природу. Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния? Проблема восприятия человеком природы Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней? Частная проблема и общая проблема

1. В чем опасность политики национализма? А. Философская 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? Б. Политическая 3. В чем смысл человеческой жизни? В. Экологическая 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? Г. Нравственная 5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Д. Социальная Определите, к какому типу относятся указанные проблемы; установите соответствие.

Алгоритм формулировки проблемы исходного текста 1 шаг. Вдумчиво прочесть исходный текст. 2 шаг. Подумать, на какой сложный вопрос ищет ответ автор. 3 шаг. Вспомнить способы формулировки проблемы. 4 шаг. Использовать типовые конструкции (клише: речевые формулы, стандарты, конструкции).

Типовые конструкции (клише) для формулировки проблемы Проблема (какая?) сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д. Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че­ловека и т.д. Типовые конструкции - Автор размышляет над проблемой... - Автор текста затрагивает проблему... - В центре внимания автора проблема... - В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема... - Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме... - Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой... - (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой... - Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

ПРОБЛЕМУ МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ В ВИДЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА с помощью существительных «проблема» (чего?), «вопрос» (о чем?) НАПРИМЕР: Как долго человек может быть один? Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист А. Иванов. ИЛИ: Разве может быть любовь односторонним процессом? Любить без взаимности возможно? Именно эти вопросы волнуют автора текста известного публициста А. Иванова. НАПРИМЕР: В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема милосердия (экологии, дружбы, «отцов»и «детей») ИЛИ: В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме нравственной ответственности человека перед другими людьми. 19

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА К1 – 1 балл 20