Преемственность обучения, воспитания и развития при переходе из начальной школы в основную Заместитель директора по УВР ГБОУ школы 62 Выборгского района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности адаптации пятиклассников Родительское собрание в 5А классе.
Advertisements

Переходим в 5 класс Родительское собрание. Проблемы пятиклассников Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные.
Родительское собрание 5 «б» класс уч.г. «Особенности адаптации пятиклассников. Обыкновенная территория - необыкновенно замечательных детей»
Родительское собрание «Особенности адаптации пятиклассников»
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: –
Первый раз - в пятый класс! Служба психолого-педагогического сопровождения Лицей 130.
Учебные трудности пятиклассников. Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог. (Ж.-Ж. Руссо) Пастух должен привести лошадь.
Адаптационный период обучающихся 5 класса Цель: готовность обучающихся к продолжению образования на новой ступени обучения; определение уровня обученности.
Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» УшенинаТ.П МОУ Старокопская ООШ 2010 год.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
Стандарты нового поколения и новое качество образования.
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
Преемственность начального общего и основного общего образования в обучении и воспитании учащихся 5-х классов ноябрь 2014 года.
ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Адаптация к многоголосице требований учителей; Увеличение количества предметов; Кабинетная система; Единство подхода к критериально - оценочной деятельности.
Формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода. Проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено. Наметить.
Родительское собрание «Особенности адаптации пятиклассников»
Тема. Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения. презентацию подготовила заместитель директора по УВР МОУ «Линевская СОШ» Миронова.
Транксрипт:

Преемственность обучения, воспитания и развития при переходе из начальной школы в основную Заместитель директора по УВР ГБОУ школы 62 Выборгского района Санкт – Петербурга Алексеевская Татьяна Валерьевна

Введение: Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого- педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется: Снижением показателей обученности, организованности; Встречей с большим числом учителей, предметов, требований, технологий; Снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровне.

С психологической точки зрения: происходит процесс смены ведущей деятельности; формируется новая социальная позиция; снижается самооценка; повышается ситуативная тревожность.

Особенности адаптации пятиклассников

Успешность адаптации пятиклассника Камень 1: изменение условий обучения Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного Учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во- вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (расформирование 4 г). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Камень 2: изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей- предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни где «много требовательность» в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Камень 3: отсутствие контроля Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера, быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Камень 4: пробелы в знаниях За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).

Анализ контрольных работ и анкетирования учащихся 5-х классов

В рамках преемственности была проведена традиционная работа: Посещение уроков Диагностика Проведение контрольных работ Проверка техники чтения

Формирование 5-х классов

Математика

Типичные ошибки: Арифметические ошибки; Ошибки в правилах деления и умножения натуральных чисел; Перевод из одних единиц вычисления в другие; Незнание таблицы умножения; Отсутствие навыка выстраивать числа в порядке возрастания или убывания; Пробелы в знаниях формул вычисления площади и периметра фигур; НЕ ВНИМАТЕЛЬНО прочитано задание.

Качество знаний, успеваемость 4 класс 5 класс

Русский язык

Диктант

Грамматическое задание

Диктант: Падежные окончания существительных; Непроизносимые согласные; Проверяемые гласные в корне слова; Мягкий знак на конце существительных после шипящих; Разделительный твердый знак; Грамматическое задание: Трудности в нахождении приставок и суффиксов; Сложность в подборе проверочных слов к словам с орфограммами в корне слова. Типичные ошибки:

Качество знаний, успеваемость Диктант Грамматическое задание

Техника чтения

При обучении чтению ребенка у нас один критерий проверки умения читать – проверка техники чтения. Но ребенок, сосредоточившийся на технике чтения, теряет смысловую нить повествования – чувственный фон содержания и выполняет таким образом механическую работу. Целостность восприятия текста обеспечивается лишь после многократного прочтения, в результате чего опять же теряется актуальность содержания, и чтение остается неполноценным с точки зрения его познавательной функции.

5 а класс

5 б класс

5 в класс

5 а класс 5 в класс Динамика чтения 5 б класс

Диагностика

Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам» Отнесение предмета к категории «любимый», или «не любимый» определяется целым рядом факторов: Характером образовательной системы Организацией педагогического процесса в образовательном учреждении Особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками) Личностными особенностями учителя (преподавателя) и, прежде всего, системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности Спецификой учебного предмета

Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам» 5 а класс Самые предпочитаемые предметы Предмет Количество выборов Математика 74% История 52% Физическая культура 44% Английский язык 44% Труд 44% Причина интереса Кол-во выборов Предмет интересен 91% Нравится, как преподает учитель 57% Учитель интересно объясняет 57% Предмет занимательный 48% Получаю удовольствие при его изучении 39% Необходим для поступления в институт 35% Предмет нужен для будущей работы 22% Требует наблюдательности, сообразительности 22% Влияет на изменения знаний об окружающем мире 22% Требует терпения 17% Предмет легко усваивается 17% Интересны отдельные факты 17%

Предмет Количество выборов ОБЖ22% Русский язык 17% Причина Кол-во выборов Предмет трудно усваивается 22% Данный предмет неинтересен 17% Учитель редко хвалит 16% Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам» 5 а класс Самые отвергаемые предметы

Предмет Количество выборов Труд 71% Математика 48% Физическая культура 43% Русский язык 38% Природоведение 24% Английский язык 19% Причина интереса Количество выборов Предмет интересен 95% Предмет занимательный 62% Учитель интересно объясняет 62% Предмет нужен для будущей работы 57% Получаю удовольствие при его изучении 52% Необходим для поступления в институт 48% Нравится, как преподает учитель 48% Влияет на изменения знаний об окружающем мире 43% Предмет нужно знать всем 38% Требует наблюдательности, сообразительности 38% Предмет способствует развитию общей культуры 33% Предмет легко усваивается 33% Хорошие отношения с учителем 33% Интересны отдельные факты 32% Предмет требует терпения 29% Учитель часто хвалит 19% Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам» 5 б класс Самые предпочитаемые предметы

Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам» 5 б класс Самые отвергаемые предметы Предмет Кол-во выборов Природоведение 33% ОБЖ29% Русский язык 24% Физическая культура 19% Математика 19% Причина Кол-во выборов Просто не интересно 48% Данный предмет не интересен 38% Не получаю удовольствия от его изучения 33% Интересны только отдельные факты 29% Предмет трудно усваивается 24% Не нравится, как преподает учитель 24% Предмет не занимательный 19%

Предмет Количество выборов Труд 90% Физкультура 55% Математика 35% История 35% Русский язык 20% Причина интереса Кол-во выборов Данный предмет интересен 95% Предмет занимательный 60% Учитель интересно объясняет 50% предмет нужен для будущей работы 35% Получаю удовольствие при его изучении 35% Знания по предмету необходимы для поступления в институт 35% Нравится, как преподает учитель 35% Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире 35% Предмет легко усваивается 30% Предмет требует терпения 29% Предмет способствует развитию общей культуры 25% У меня хорошие отношения с учителем 25% Предмет нужно знать всем 20% Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам» 5 в класс Самые предпочитаемые предметы

Предмет Количество выборов Математика 45% Русский язык 40% Природоведение 25% Литература 20% История СПБ20% Причина Кол-во выборов Просто не интересно 55% Предмет не занимательный 50% Данный предмет неинтересен 45% Предмет трудно усваивается 40% Не нравится, как преподает учитель 35% Учитель неинтересно объясняет 35% Учитель редко хвалит 30% Не получаю удовольствия при его изучении 25% Знания по предмету не играют существенной роли для поступления в институт 25% У меня плохие отношения с учителем 20% Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире 20% Предмет не способствует развитию общей культуры 20% Предмет не требует терпения 20% Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам» 5 в класс Самые отвергаемые предметы

Основные причины, побуждающие учиться Причина 5 а 5 б 5 в Для расширения умственного кругозора 52%67%30% Хочу быть грамотным 48%81%50% Хочу быть умным и эрудированным 48% 35% Хочу научиться самостоятельно работать 48%81%40% Хочу получить полные и глубокие знания 30%67%45% Нравится получать хорошие отметки 30%62%45% Хочу учиться 26%76%30% Это мой долг 26%38%65% Родители заставляют 22%-50% Все учатся, и я тоже 17%24%30% Не хочу подводить свой класс--43%20% Хочу быть полезным гражданином--38%20% Чтобы похвалил учитель---24%---- Чтобы товарищи со мной дружили %

Выводы и предложения: Среди учащихся преобладают позитивные мотивы к обучению, опираясь на них можно более эффективно строить образовательный процесс с учетом особенностей учеников. Учителям рекомендуется: Поддерживать и повышать мотивацию учащихся, чаще хвалить, но так, чтобы было понятно, за что; Формировать у детей позитивное отношение к себе; Формировать навыки сотрудничества.

«Отношение к школе. Моё время после школы» Нравится ли тебе ходить в школу? Где ты чувствуешь себя комфортнее ? Изменилось ли что-нубудь в классном коллективе? В какую сторону? Возник- ли ли у тебя труд- ности? Да Нетн/шксейчас Да, лучше Да, хуже Нет 5 а б в Желаемые изменения Кол-во Убрать какого-либо ученика 21 Обстановку в классе (стали дружнее, спокойнее)17 Учителя делали замечания за споры и драки 1

Трудности, возникшие при переходе из начальной школы в основную Трудность, проблема 5 а 5 б 5 в Трудно искать кабинеты, можно потеряться 5113 Новое расписание, много уроков 331 Не успевают в столовой, маленькие перемены Разные учителя, разные требования 321 Проблемы в новом коллективе Проблемы со старшеклассниками

К кому из учителей ты обратишься за помощью? Есть ли учителя, к которым никогда не пойдешь за помощью? Много ли у тебя свободного времени? Часто ли ты ходишь куда-либо с родителями? Кл/рук Ко всем Решу сам Да НетДа НетДа Нет 5 а б в Последний выход с семьей 5 а 5 б 5 в Вчера 865 Неделю назад 8114 Год назад 204 Забыл 513 Во вторник к завучу 1 Вид занятия в свободное время 5 а 5 б 5 в Играть в компьютер Гулять 784 Смотреть TV452 Читать 3103 Решать задачи, ставить опыты 110 Ни чего, спать, отдыхать 222

Выводы и предложения

Решение педагогического совета: Вести активную работу, направленную на повышение доступности качественного образования, воспитания и развития пятиклассников; Возобновить практику совместных заседаний МО учителей начальной школы и МО словесников и математиков, Определение классных руководителей будущих 5-х классов, а также учителей - предметников в марте месяце и их знакомство с классным коллективом в течении последующих месяцев, с родителями учащихся; посещение уроков и внеклассных мероприятий; Руководствоваться при выставлении отметок, совместно выработанными едиными требованиями к выставлению отметок, в сентябре – дифференцированно щадящая аттестация; Взаимное посещение уроков учителями начальной и основной школы; Учителям начальной школы использовать методики, направленные на развитие самостоятельности, воспитывать усидчивость, работать над дисциплиной; Классным руководителям необходимо скорректировать свои планы воспитательной работы с учетом информации анкетирования; классным руководителям на родительских собраниях ознакомить присутствующих с результатами работ и анкетирования детей.

Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы: %D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+5+%D0%BA%D0%B B%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2&from=fx3&clid= &lr= jpg jpg gif %D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81% D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&from=fx3&clid= &lr=2 %D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+5+%D0%BA%D0%B B%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2&from=fx3&clid= &lr= jpg jpg gif %D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81% D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&from=fx3&clid= &lr=2