Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Полищук М.А., учитель русского языка и литературы МОУ ООШ 27 г.Калининграда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовлено к уроку русского языка в 11 классе. Составила: Климова Александра Владимировна.
Advertisements

Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Сиротина Анастасия, ученица 9 класса А МОУ «СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема: « Детский сад как фундамент формирования духовно-нравственных ориентиров детей младшего возраста»
Презентация к занятию (подготовительная группа) по теме: Патриотическое воспитание. Презентация.
Певец красоты родной природы (к столетию поэмы К.В.Иванова «Нарспи»)
7 уроков Александра Яшина. Александр Яшин «Отходная» О, как мне трудно будет умирать, На полном вздохе оборвать дыханье! Не уходить жалею – покидать,
Подготовил ученик 8 а класса Yusifov Rout. Детство Николай Васильевич родился в местечке Сорочинцах, на Украине. Родители Гоголя были небогатыми помещиками.
Патриотическое воспитание в системе работы учителя изобразительного искусства Андреяшина Светлана Владимировна Светлана Владимировна учитель изобразительного.
Презентация к уроку литературы Автор Ильиных И.В. Презентация к уроку литературы Автор Ильиных И.В. «Поэзия Победы»
Опыт работы учителя русского языка и литературы МОУ Приволжская СОШ 3 Приволжского района Самарской области Банниковой Натальи Анатольевны.
ЭССЕ «Мои методические находки» Ензак Долаана Делеш-ооловна, учитель тувинского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. АК-ДОВУРАКА.
Выступление учителя начальных классов Малолетовой О.А. МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа 1» Реализация программы духовно – нравственного.
II Всероссийский конкурс "Моя педагогическая инициатива" Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
Ученика 3 класса «В» Демлера Дмитрия О жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака. Проект по предмету «Литературное чтение» На тему:
Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу. С. Михалков.
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Краснова С.Б. Воспитатель МОУ НОШ 1 Г. Тверь.
Россия – наша Родина Урок 1. РОССИЯ ОТЕЧЕСТВО РОДИНА ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕМ?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 «Сказка» имеет свои заповеди: Люби воспитанника, доверенного тебе родителями, всей душой,
Транксрипт:

Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Полищук М.А., учитель русского языка и литературы МОУ ООШ 27 г.Калининграда

«Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах» Д.С.Лихачев. Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственных ценностей. Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации.

Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. В.В.Путин. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового, российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития в обозримом будущем.

«Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». А.Герцен. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Нравственное воспитание на уроках литературы 5 класс 1. Прославление лучших качеств человека в сказке «Царевна- лягушка» 2. Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 3. Обличение коварства и предательства, осуждение зависти и жадности в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» 4. Сердечность и отзывчивость Варюши в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко» 5. Тема всепобеждающей доброты в сказках Ш. Перро. 6. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма в образе Снежной королевы в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» 7. Нравственный протест Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» 8. Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности. По рассказу В. И. Белова «Скворцы» 9. Призыв Ю. П. Казакова к доброте и состраданию в рассказе «Арктур – гончий пес» и т. д.

Нравственное воспитание на уроках литературы 6 класс 1. О вечной борьбе между светлыми и темными силами природы в «Мифе о солнце» 2. Справедливость, чувство собственного достоинства Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 3. Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова. 4. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей» в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» 5. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого – Пети Ростова. 6. Гуманизм рассказа «Лапти» И. А. Бунина. 7. Милосердие и помощь людям - главные цели врача Пирогова в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» 8. Размышления Н. А. Заболоцкого о непреходящих духовных ценностях в своих стихах. 9. Труд как нравственное содержание человеческой жизни в рассказе А. П. Платонова «Корова». 10. Нравственная стойкость юного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» и т. д.

Нравственное воспитание на уроках литературы 7 класс 1. Верность слову и долгу в русской народной обрядовой песне. 2. Чистота и благородство героев романа А. С. Пушкина «Дубровский» 3. Постижение прекрасного в лирике А. А. Фета. 4. Нравственность и человеческие взаимоотношения героев И. С. Тургенева в стихотворении «Два богача» 5. Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова – Щедрина. 6. Осуждение черствости и бездушия в рассказе А. П. Чехова «Тоска» 7. К. Д. Бальмонт о роли человека на земле, о смысле его жизни. 8. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» 9. Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые Ф. А. Абрамовым в рассказе «О чем плачут лошади» 10. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к миру в рассказе Е. И. Носова «Кукла» и т.д.

Исследовательский метод при изучении древнерусской литературы Привлекая Интернет-ресурсы, создать виртуальный музей произведений искусства, связанных с именами Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, и провести по нему экскурсию, ответить на вопросы: «Почему Преподобный Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых святых на Руси?» «Почему был причислен к лику святых Александр Невский?»

Литература периода Великой Отечественной войны Проект «Поэты, не пришедшие с войны» Первая группа работает над макетом электронной газеты «За победу!». Одна из рубрик содержит иллюстрированные интервью с ветеранами Великой Отечественной войны( по материалам сети Интернет ). Тема второй группы – «Биографии поэтов военной поры». Третья группа создаёт сборник стихов. Четвёртая – иллюстраторы. В заключении ребята приходят к созданию сиквейна Поэзия. Трогательная, проникновенная. Призывает, спасает, воодушевляет. В военную пору поддерживает, помогает. Память.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Ученый имел множество наград, как отечественных, так и зарубежных. Среди них высшие награды СССР сталинская премия (1952), звание Героя Социалистического труда и золотая медаль «Серп и молот» (1986), Большая Золотая Медаль им. М.В. Ломоносова (1993), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), орден Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв был избран почетным доктором университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо, Эдинбурга и Цюриха.

Книга написана в публицистическом стиле. Издана в 1985 году.

« Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать». Д.С. Лихачев

Жители – самая главная ценность нашего района. Без них бы его и не было. Здесь люди разных профессий: рабочие, учителя, врачи, и конечно же, творческие люди: Тихонова Тамара Борисовна, Сергачева Светлана Викторовна, Симкин Сэм Хаимович,Симкин Сэм Хаимович Бич Герман Петрович. «Юный журналист» МОУ ООШ27

Тамара Борисовна родилась в поселке Быково, проживала в Подмосковье, после переехала в Калининград. Эта женщина популярна в нашем районе, как известный детский писатель. Она написала много книг, одни из которых «Праздник длинной колбасы» и «Крылья с разноцветными перьями». Я приходила к ней и узнала некоторые данные, которые очень важны в её жизни: У Тамары Борисовны имеется художественная школа «Аистенок», которая находится в школе 45. Эта школа существует с 1996 года. В художественной школе учатся молодые и талантливые художники. Автор поведала нам, что любимые темы, на которые дети любят рисовать – сказочные герои и животные. Самое радостное в художественной школе детского писателя – приход новых, но не менее талантливых учеников. Её дети – участники многих выставок. К тому же эта писательница еще и художник.

Сергачева Светлана Викторовна, молодая поэтесса и художник. Один из работников художественной школы «Аистенок» утверждает, что в ней скрыты и поэт и художник, но по её жизни они совершенно не совместимы: рисует забавные веселые картинки для детей, но пишет грустные, печальные стихи для взрослых.

Сели детские ладошки … Сели детские ладошки, Словно голуби, на плечи, Птичий был язык немножко И немножко человечий. Было чуточку щекотно От касания ресничек Этих чутких, перелётных, Самых трогательных птичек. Нежно вслушиваюсь в лепет, В детских мыслей непривычность … Чьи большие руки слепят Эту маленькую личность ? Мы когда - то тоже были Так доверчивы, пернаты. Повзрослели, позабыли … Видно, сами виноваты … Светлана СЕРГАЧЁВА

Симкин Сэм Хаимович – писатель, переводчик. Перевел серию книг «Стихи восточно-прусских авторов». С самого детства Сэм Хаимович мечтал стать моряком: читал книги о морях, о приключениях, пиратах. Как и все дети мечтал о волшебном, но главная его мечта - совместить две профессии: моряк и писатель, что у него и получилось. В основном пишет о море, переводит стихи, но есть и книга, которую он назвал «Другой я». Там писатель рассказывает другую свою натуру, натуру писателя. Утверждает, что тем, на которые он пишет, много, но основная – море. Считает, что талант только от Бога, а мы должны талант развивать. Сэм Симкин рассказал о литературном сообществе: «Детей там почти нет. Самые младшие участники – классы. Остальные взрослые. Там мы общаемся, обсуждаем новые книги. Делимся впечатлениями и стихами. Кружок называется «Родник», я его руководитель уже 38 лет. Основан был в 1970 году. Находится в Доме Офицера. Стихи школьников публикуются в детских журналах, взрослых – в газетах. В это сообщество приходят люди с разных школ. Некоторые приходят из области. Нам очень повезло, что директор дает помещение для провождения уроков рисования и стихов в школе 45».

Герман Петрович Бич

Есть ли патриотизм у молодежи? Конечно, есть. Причем очень хороший и крепкий. Вот приходили подростки на вечера, читали свои стихи. Это просто изумительные стихи, великолепно! И рассказы читали и много чего,… но стихи больше понравились. Многие подростки в армию хотят, моряками желают стать, в походы собираются. Это просто чудесно! Даже девушки, некоторые, в армию хотят, настолько крепок в них патриотизм! К тому же, побываешь в армии, побываешь везде! Куда только новобранцы не едут: хоть всю Россию могут объехать!

Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово.