Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо » на уроках русского языка и литературы.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Научно – практическая конференция учителей Технология «Развитие критического мышления и ее применение на уроках иностранного языка Учитель: Бабкина Т.А.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Технология развития критического мышления младших школьников.
Технология развития критического мышления ТРКМ. Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно… Дайана Халперн.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в основной школе.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Образовательный процесс учебный процесс учебный процесс Цель результат Цель результат Цель = результат Цель = результат

Ум, хорошо устроенный, лучше ума, хорошо наполненного. Вольтер

Литература Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб., Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Санкт-Петербург, Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: Пособия/Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. М., Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., (Серия «Мастера психологии»). Журнал «Перемена» ( гг.)

Развитие критического мышления ч.1, ч.2, ч.3. БШ – – с.5-20 БШ – – с.2-32 БШ – – с.2-24, Мельникова Е.П. Способность к критическому мышлению как критерий качества подготовки специалистов/Среднее профессиональное образование.– – 4. – с Шакирова Д.М.Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов/Педагогика. – – 9. – с Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова – М., 2011.

Выберите определения для понятия «критическое мышление» Логическое Творческое Аналитическое Отвергающее (выискивание недостатков) Догматическое Рефлексивное

Критически мыслящий человек - устанавливает множественные связи между явлениями; - рассматривает проблемы с разных точек зрения; - решает проблемы, сотрудничая с другими людьми; - контролирует себя, свою импульсивность; - слушает собеседника; - избегает категоричности в утверждениях; - эмпатичен; - терпим к неопределенности; - терпимо относится к точкам зрения, отличным от собственной; - активно воспринимает информацию; - любознателен, задает «хорошие вопросы»; - открыт для других идей.

Критически мыслящим человеком еще нужно стать

Критическое мышление Разумное (обоснованное, рациональное) рефлексивное мышление, сосредоточенное на решении вопросов «во что верить» и «что делать». Поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений. (Дж. А. Браус, Д. Вуд)

Логическая грамотность Логическое мышление Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (с использованием различных логических схем индуктивной или дедуктивной). (ФГОС)

Технологические этапы урока Вызов (+рефлексия) Осмысление содержания (+рефлексия) Рефлексия эмоционального состояния, деятельности, содержания

Вызов постановка целей обучения (конкретных, достижимых, диагностических, операциональных): цель-результат; совместная постановка темы и целей урока; цель сформулирована так, как она предъявляется ученику, чтобы мотивировать его; пробуждение интереса к получению новой информации, к решению проблемы; актуализация имеющихся знаний.

Цель-результат Под целью в образовании понимается предвосхищаемый результат– образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Хуторской А.В.

Осмысление содержания получение новой информации; анализ, синтез, сравнение, обобщение; умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии); интерпретация, т.е. переоформление содержания текста, его перевод на какой-то иной язык: понятийно-логический образно-смысловой: лирико-публицистический; язык графики; язык театра, кинематографа.

Рефлексия суммирование всей информации; осознание того, достигнуты ли поставленные цели; определение своего личного смысла в полученной информации; определение своего личного места в ходе урока. Проводится в классе (до 5 минут) или дома при выполнении соответствующего задания.

Типичные приемы РКМЧП Составление списка известной информации за 1 минуту. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» Рассказ-предположение на основе ключевых слов (терминов) Перепутаны логические цепочки (даны тезисы в «хаотическом» порядке; задача – систематизировать и ранжировать) Верное и неверное утверждение. Задача – вычеркнуть заведомо ложное. Графическая систематизация материала: таблицы, кластеры. Прием «Общее – уникальное» (кольца Венна) Система маркировки текста (insert). 4 пометы: «v» уже знал «-» думал иначе «+» новое «?» непонятно

Шесть шляп мышления

Шесть способов мышления. БШ – факты: уточняются, конкретизируются, подбираются новые данные. ЖШ – позитивная оценка фактов (аргументы за). ЧШ – критическая оценка фактов (аргументы против). КШ – чувства, догадки, эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений. ЗШ – новые возможности и идеи. СШ – мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Типичные приемы РКМЧП Чтение с остановками. Цель остановки задать вопрос. Записи по ходу чтения. Сравнительные таблицы. Задание: распределить материал по колонкам на основании какого-либо принципа для сравнения (специальная колонка). Написание творческих работ («5-минутное» эссе, синквейн, лозунг). «Фишбоун» («рыбья кость»).