Педагогическая инноватика: от образовательной политики к новым технологиям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика как наука - это Междисциплинарная научная дисциплина, исследующая проблематику эффективности процессов.
Advertisements

Педагогическая инноватика как наука об изменениях в образовательных системах Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.
Педагогическая инноватика Кафедра педагогики и андрагогики.
… Если ты не изменишь направление, то закончишь свой путь там, куда идёшь сейчас … ( китайская пословица )
Управление инновационными процессами в ДОУ. «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Френсис Бэкон.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Моделирование методического портфолио учителя-участника ПНПО И.Ш.Галеева, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории,
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
Транксрипт:

Педагогическая инноватика: от образовательной политики к новым технологиям

Образовательная технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике. – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при методике обучения. - это идеальное проектирование (конструирование) или (замысел) и практическое воплощение (реализация) того, что возможно, или того, что должно быть; а также рефлексивное соотнесение (коррекция) замысла и последствий его реализации.

Образовательная технология - это составная процессуальная часть дидактической системы. -это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. -это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Образовательная технология -это система практического осуществления теоретического построения в образовательном процессе намеченных результатов -или система производства и воспроизводства актуальных продуктов современного образовательного процесса. Если наука – есть поиск истины, то технология – есть конкретный способ ее реализации в каждом учреждении, на конкретном материале, на конкретном уроке или семинаре. Технология – есть прикладная дидактика, т.е. теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил «чистой» науки.

Основные характеристики технологии - системность, - концептуальность, - научность, - интегральность, - гарантирование результата, - воспроизводимость, - мотивированность, - новизна, - эффективность, - качество обучения, - алгоритмичность, - оптимальность, - возможность тиражирования и переноса в новые условия, - задачная детерминированность, - целостная и упорядоченная совокупность действий, - диагностируем ость и прогнозируемость результатов.

Технология – метод – способ – методика ТЕХНОЛОГИЯ - полная нормативная структура деятельности, - конкретная структура производственного цикла, - учение о средствах, основаниях и способах решения задач и достижения определенных целей деятельности. МЕТОД - структурированная совокупность средств (способов) достижения разных целей. СПОСОБ деятельности - это совокупность действий, выполняемых в определенном порядке, по реализации потенциала субъекта деятельности в конкретных условиях. МЕТОДИКА - структурированная совокупность приемов- операций (алгоритм) решения какого-либо класса задач.

Технология как полная (нормативная) структура деятельности

Элементная база деятельности S O СРЕДСТВО (СПОСОБ) Деятельность = Ресурс + Потенциал + Действие + Условия + Цель СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ Subject = sub + ject sub - (под, до, и вне действия) – предполагает некоторую энергию, источник, основание только возможного и совсем неопределенного действия. Это ресурс потенциально возможных действий (совокупность этих ресурсов). ject – акт, акция, действие Subject – также мощность (потенциал) возможного действия, поскольку sub, уже сопряжено с этим возможным действием, т.е. имеющиеся ресурсы в соответствии с некоторым принципом со организованы. Ресурсы – разного рода источники возможного действия. Потенциал – структурированный ресурс определенной мощности.

Технология как полная (нормативная) структура деятельности

Расшифровка понятий: психология и философия деятельности Ресурс как совокупность источников деятельности психологически может быть раскрыт через потребности, влечения, интенции, пристрастия, т.е. через задатки; Потенциал как воплощенный принцип соорганизации ресурсов через установки, функциональные органы, смысловые образования, ценностные ориентации, т.е. через представление об одаренности; Действие через совокупность чувственно-практических, идеальных, символических, предметных и других акций; Условия как общее социокультурное пространство возможных действий, как обстановка, ситуация, наличные обстоятельства и препятствия; Цель как точка завершения процесса деятельности, описываемая через совокупность результатов, состояний, последствий и продуктов деятельности.

Технология как полная (нормативная) структура деятельности

Деятельность как иерархия средств: первый структурный уровень Деятельность – не просто процесс, проходящий во времени через последовательность этапов своего осуществления. Деятельность раскрывается прежде всего как иерархия средств, как систематизированная совокупность деятельностных понятий. Р е с у р с ы + П о т е н ц и а л = Механизм действия (насыщение) (инструментализация) (психологическое орудие) Механизм описывается через установки, стереотипы, мотивы и привычки. П о т е н ц и а л + Д е й с т в и е = С п о с о б н о с т ь (функциональный (возможное) (общая или специальная, орган психики) Я-способность) Способность характеризуется через представление об общей одаренности, талантах, гениальности.

Технология как полная (нормативная) структура деятельности

Деятельность как иерархия средств Д е й с т в и е + У с л о в и я = О п е р а ц и я (адекватность) (обстоятельства осуществления) (приём) Ц е л ь + У с л о в и я = З А Д А Ч А СЕРДЦЕВИНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (второй уровень структуры деятельности) П о т е н ц и а л + Д е й с т в и е + У с л о в и я = С П О С О Б (структура соорганизованных и обеспеченных (средство деятельности) ресурсами действий в заданных условиях) СПОСОБ - живая связь между субъектом и объектом Многообразие способов деятельности это второй слой деятельностных категорий.

Технология как полная (нормативная) структура деятельности

Деятельность как иерархия средств Первый (элементный) базовый уровень деятельности Потенциал + орудие + действие Полная характеристика деятельного субъекта Третий уровень структурной организации деятельности Потенциал + орудие + действие (субъект) Программа деятельности (организованная совокупность способных деятелей) Действие + условие + цель (объект) Операциональный план реализации деятельности (совокупность решаемых задач)

Технология как полная (нормативная) структура деятельности

Деятельность как иерархия средств Четвёртый уровень структурной организации деятельности Субъект Объект Потенциал + орудие + действие Действие + условие + цель Структурированная совокупность средств (способов) достижения разных целей Структурированная совокупность приемов-операций (алгоритм) решения какого-либо класса задач путь и содержательное определение общего метода определенная методика Полная нормативная структура деятельности Конкретная технология Учение о средствах, основаниях и способах решения задач и достижения определенных целей деятельности

Технология как полная (нормативная) структура деятельности

Организационно-деятельностная матрица образовательной программы Элементы содержания Структура педагогической системы (содержательная и технологическая типология) Теоретические компоненты Оперативные компоненты Коммуникативные компоненты Ценности, смыслы Методологическая культура Культура деятельности (управленческая культура) Коммуникативная культура Знание Теоретическая педагогика и психология (наука как результат) Научно- исследовательская деятельность (наука как процесс) Теория общения и управления сотрудничеством Способ деятельности Технологии конструирования и проектирования образовательного процесса Технологии осуществления образовательного процесса Технологии организации сотрудничества

Традиционные (плоские) образовательные технологии Ось нормативов (стандартов) Ось алгоритмов ПЛОСКОСТЬ ОСВОЕНИЯ ОПЫТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формируются знания и умения действовать по образцу Модернизация приёмов

Сферные (объёмные) технологии Образовательный стандарт Дидактическая основа (приёмы, методики, алгоритмы) ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания и умения действовать по образцу ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Умения принимать решения в нестандартной ситуации ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Личностные ориентации, критическое отношение к образцу Личность как система ценностных ориентаций S

Субъективизированное содержание образования сферных технологий (по А. В. Хуторскому) Содержание образования Внешнее Внутреннее Образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение учащегося и его внутреннее приращение Содержание, создаваемое учащимся при взаимодействии с внешней образовательной средой Объект оценки и диагностики: Диагностике и оценке НЕ подлежат полнота усвоения учащегося внешнего содержания Объект диагностики - приращение внутреннего содержания образования учащегося за определенный учебный период

Компоненты смысловой структуры знания по Г.П. Щедровицкому (личностное, технологическое знание) знание о продукте деятельности: образует основное ядро знаний, необходимых для построения деятельности; знание о материале или объектах, из которых должен быть получен необходимый продукт; группа знаний, фиксирующих средства деятельности и действия по их применению; знания о той последовательности действий или операций, которые надо совершить, чтобы из заданного или выбранного материала получить необходимый продукт

Две парадигмальные линии развития инновационных технологий в образовании Парадигмальные ориентации в образовании Сциентистско-технократическая Гуманитарная Базовая технологическая модель обучения Базовая поисковая модель обучения Инновации-модернизации Инновации-трансформации Обучение как полное усвоение эталонов Индивидуальные образовательные маршруты, траектории личностного развития Обучение как игра Обучение как исследование Обучение как дискуссия Алгоритимизация, контроль, репродуктивная задача, формирующая оценка

Типы инноваций в образовании Инновации - модернизации это инновации, совершенствующие, но принципиально не изменяющие учебный процесс, направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционно репродуктивного образовательного процесса и повышение его эффективности Инновации -трансформации это инновации, преобразующие традиционный образовательный процесс. Они связаны с исследовательской проектно-преобразующей деятельностью и ориентируется на постановку и достижение принципиально новых целей образования

Что такое научение? Учение – это усилие индивида, направленное на усвоение того или иного материала. Обучение – это усилие индивида, направленное на усвоение того или иного материала с той или иной формой участия других людей в организации процесса учения. Научение – это устойчивое и целесообразное изменение физической и психической деятельности, возникающее благодаря учению или обучению. Научение – это научить ребенка учиться. Научение – это следствие и прямой результат учения или обучения.

Название концепции Авторы Сущность Дидактический энциклопедизм Я.А.Коменский, Дж.Мильтон, И.Б.Баседов Передача предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. Основу составляют действия запоминания. Поиск интенсивных методов со стороны учителя и большая самостоятельная работа учащихся. Дидактический формализм Э.Шмидт, А.А.Немейер, И.Песталоцци, А.Дистервег, Я.В.Давид, А.Б.Добровольский Правильность мышления, развитие способов и познавательного интереса, учить мыслить. «Многознание уму не научает» (Гераклит) Дидактический прагматизм Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнер Непрерывный процесс реконструкции опыта обучающихся. Освоение всех видов деятельности современной цивилизации. Формирование новых отношений и типов поведения. Погружение в разные виды деятельности.

Технологии и теория научения Название концепции Авторы Сущность Функциональный материализм В.Оконь Связь познания и деятельности. Средства – методы, принципы, ведущие идеи интеграции. Парадигмальная концепция Г. Шейерль Представить учебный материал «фокусно», бессистемно, анализ фактов. Конструирование учебного материала не линейно, а концентрами, модульно и т.д. Ассоциативно- рефлекторная К.Д.Ушинский, Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская, В.В.Краевский, И.Я.Лернер,Д.Гартли, Милль, Гербарт Ощущение – восприятие – анализ и синтез – представление – понятие. Индуктивный путь познания.

Технологии и теория научения Название концепции Авторы Сущность Поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина Три типа усвоения учебного материала: с опорой на ООД; с частичной опорой на ООД; самостоятельное усвоение и построение ООД. Управленческа я В.А.Якунин Обучение как процесс управления. Кибернетическ ая С.И.Архангельский, Е.И.Машбиц Передача и переработка информации. Без учета логико-психологических, индивидуальных особенностей. Деятельностна я теория усвоения С.Рубинштейн, А.Леонтьев, Й.Ломпшер, Фребель, Маккоби, Брунер, А.Бандура, В.Давыдов Формирование учебной деятельности, развитие теоретического мышления и сознания.

На уровне образовательных систем Общие черты Отечественный опыт Зарубежный опыт Авторы Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. К. Роджерс, А Маслоу и др. Психологическое развитие человека – это целостный процесс. Развитие человека – это общественно- исторический процесс Развитие человека – это организмический по своей природе процесс Развитие человека – это закономерный процесс. Развитие человека – это культурно-исторический, фило-генетический процесс. Психолого-организмический, онто- и актуал-генетический процесс личностного роста. Онтопсихология. Цель образования - это воспитание целостной, свободной, гармонично и всесторонне развитой личности, открытую жизненному опыту, аутентичную. Высока роль обучения. Разработка условий для достижения цели. Путь достижения: от идеала к жизни. Высока роль учения и самообучения. Путь достижения: от жизни к идеалу.

На уровне образовательных систем Общие черты Отечественный опыт Зарубежный опыт Авторы Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. К. Роджерс, А Маслоу и др. Концепции обучения и воспитания Экстерналистский, моносубъектный подход. Целенаправленный процесс обучения и воспитания, формирующий процесс взросления. Деятельностная теория усвоения. Педагогика формирования. Интерналистский, полисубъектный подход. Свободный автономический процесс взросления, поли- диалоги, взаимодействие, концепция самоактуализации личности. Ассоциативно-рефлекторная теория усвоения. Педагогика свободы.

На уровне моделей образования Название АвторыХарактерные черты 1. Государственно -ведомственная Много, начиная с момента образования государства. Образование рассматривается как структура государственной власти и как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержанием образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. Учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными и специальными органами. 2. Модель развивающего образования В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Ю.В.Громыко и др. Образование как особая инфраструктура, пространство деятельности, которое представляет собой широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня, позволяющее обеспечить и удовлетворить потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах, быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг.

Название АвторыХарактерные черты 3. Традиционн ая модель образования Ж.Мажо, Л.Кро, Ж.Капель, Д.Равич, Ч.Финн и др. Модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации, многообразие знаний, идеалов и ценностей, способствующих индивидуальному развитию человека и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией данной модели, система решает в основном задачи формирования базовых знаний, которые позволяют индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений в рамках сложившейся культуры. 4. Рационали стическая модель образования П.Блум, Р.Ганье, Б.Скинер и др. Предполагает такую организацию образования, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. Предполагается усвоение только таких культурных ценностей, которые позволят молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект, который следует овладеть учащимся. В основе модели бихевиористическая концепция социальной инженерии. Идеалом в этом случае становится точное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя превращается в натаскивание учащихся. В данной модели нет места таким явлениям, как творчество.

Название АвторыХарактерные черты 5. Феноменоло гическая модель образования А.Маслоу, А.Комбс, К.Роджерс и др. Предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Они рассматривают образование как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной модели создают условия для самопознания, поддержки развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют им как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Отстаивают право индивида на автономию развития и образования. 6. Неинституц ионная модель образования П.Гудман, И.Иллич, Ж.Гудлэд, Ф.Клейн, Дж.Холт, Л.Бернар и др. Модель ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернет, в условиях «открытых» школ, дистантное обучение.

На уровне моделей обучения: Формирующая теория научения Активизирующая теория научения Развивающая теория научения Обогащающая теория научения Свободная теория научения и др.

Тип и виды занятия Основание классификации 1. Комбинированное 2. Совершенствования знаний умений и навыков 3. Изучения нового материала 4. Контроля 5. Обобщающего повторения 6. Занятие с личностно-ориентированной или воспитательной направленностью Дидактическая цель 1. Вводное 2. Тренировочное 3. Итоговое Этап деятельности 1.Занятие-практикум 2.Занятие-семинар 3.Занятие-лекция 4.Занятие-зачет 5.Занятие-игра 6.Занятие-экскурсия 7.Занятие-конференция Приемы активизации познавательной деятельности

Тип и виды занятия Основание классификации 1. Лекция вдвоем 2.Лекция-провокация 3.Лекция-визуализация 4.Лекция-семинар 5. Проблемная лекция 6. Лекция – пресс-конференция Приемы активизации лекционной формы работы 1. Динамические пары 2. Статические пары 3. Малые группы 4. КСО Формы и виды общения 1. Информирующее занятие 2. Проблемное занятие 3. Исследовательское занятие 4. Эвристическое занятие Метод и методические приемы

Тип и виды занятия Основание классификации 1. Библиотечное занятие 2. Клубное занятие 3. Телезанятие Приемы активизации внеучебной деятельности и различные средства обучения 1. Занятие по постановке учебной задачи. 2. Занятие по преобразованию условий задачи 3. Занятие по моделированию 4. Занятие по преобразованию модели 5. Занятие по отработке открытого способа 6. Занятие контроля и оценки Структура учебной деятельности Занятие-наблюдение Занятие-эксперимент Занятие исследования объекта Поисковое занятие Лабораторно-практическое занятие Занятие постановки проблем и их решение Занятие конструирования понятия Занятие-концепт, построение картины мира. Занятие работы с первоисточниками Метапредметное занятие Занятие методологического обобщения Когнитивные умения

Тип и виды занятия Основание классификации Занятие составления задач Занятие-диалог Занятие-парадокс Занятие-фантазия Занятие-изобретательство Занятие творчества Занятие моделирования Занятие символотворчества Занятие изменения «истории» Открытое занятие Занятие эвристическая ситуация Деловая игра Ролевая игра Занятие-наоборот Занятие в школе будущего Прогностическое занятие Занятие защиты творческих работ Занятие-олимпиада Занятие творческого обобщения Занятие-сочинение Креативные умения Занятие целеполагания Занятие нормотворчества Занятие разработки индивидуального маршрута Занятие разработки авторских программ Занятие-проект Занятие-консультация Занятие-самооценка Занятие-зачет, собеседование Занятие рефлексии Орг.-деятельностные умения Занятие рецензирования Занятие взаимоконтроля Занятие вернисаж Занятие выставка Занятие аукцион Занятие соревнования Занятие КВН Занятие панельная дискуссия Занятие круглый стол Занятие-дебаты Коммуникативные умения

Педагогическая инноватика как наука - это Междисциплинарная научная дисциплина, исследующая проблематику эффективности процессов изменений образовательных систем (инновационных процессов). Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Объект педагогической инноватики процессы создания, распространения и освоения новшеств в образовательных системах. Предмет педагогической инноватики это закономерные связи между эффективностью инновационных процессов и определяющими ее факторами, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений. Общая задача педагогической инноватики изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности.

Анализ понятийного пространства инновационной деятельности Нововведение Инновационное образование Инновационная деятельность Инновационный процесс Новшество Инновация Понятийное пространство педагогической инноватики как науки ИнновационноеОУ

Что такое инновация? Инновация – это генерация новых идей; новые технологии; основа конкурентноспособности продукта, предприятия, отрасли производства, государства; самое эффективное средство достижения высокой прибыли. Инновация – это процесс вновления, реализации, внедрения новшества, деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику Инновация в образовании – это воплощение в реальную социальную практику уникальных педагогических идей; современные образовательные и информационно- коммуникативные технологии; способ выращивания конкурентноспособной, социально-активной личности; мощный инструмент становления общества - как общества образовательного

Что такое инновация? (международный стандарт)конечный результат нового или усовершенствованного продуктавнедренного используемого Инновации (международный стандарт) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. (в сфере образования)конечный результат нового содержания, метода, формы организации учебно- воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения используемого Инновации (в сфере образования) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации учебно- воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам в образовании положительные изменения Главный признак инновации – положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в системе в преобразуемой системе в результате специально организованной инновационной деятельности

Новшество и нововведение Новшество – это потенциально возможное изменение Новшество есть средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы. Нововведение (инновация) – это уже произошедшее изменение Нововведение существует внутри конкретных образовательных систем, освоивших новшество.

Новации и инновации: сопоставительный анализ Критерии НовацияИнновация 1. Масштаб целей и задач 2. Методологическое обеспечение и научный контекст 3. Характер действий (качество) 4. Тип действий Частный Информирование, передача и обобщение опыта Экспериментальный (апробирование частных нововведений) и ограниченный по масштабу и времени В рамках существующих теорий, легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения, Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат, продолжительный по времени Выходит за рамки существующих теорий, вызывает ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Проектирование новой системы деятельностей Системный

Новации и инновации: сопоставительный анализ Критерии НовацияИнновация 5. Реализация 6. Результат, продукт 7. Новизна 8. Последствия Изменение отдельных элементов в существующей системе Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией ) Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Усовершенствование прежней системы, рационализация ее функциональных связей Проращивание, культивирование (изнутри). Организация условий и пространства для соответствующей деятельности Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Инновационная деятельность в образовании - это Процесс, направленный на воплощение результатов научно- педагогических исследований и разработок в реальную образовательную практику. Научно- исследователь ская деятельность, Научно- исследователь ская деятельность, получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение») Проектная деятельность, разработка особого, инструментально- технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект») Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») Целенаправленное преобразование практики образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.

Инновационный образовательный проект - это Комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение новой образовательной модели, содержания образования, форм и методов обучения и воспитания и т.п. с целью получения полезного эффекта. Инновационная образовательная программа – это Комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающей эффективное решение задач развития личности в образовательных процессах

Сравнение инновационных моделей Параметры Инновации - модерниза ции Инновации- трансформа ции 1. Единица управления 2. Цель 3. Позиция обучающего ся Обучающийся – субъект образовательной ситуации: ценность - продуктивная поисковая деятельность. Эффективное усвоение заранее заданных строго фиксированных эталонов. Создание условий для развития способности к саморазвитию Обучающийся – объект обучающих воздействий; ценность – эффективная репродуктивная деятельность. Образовательный процесс как единство действий двух автономных субъектов: педагога и ученика. Образовательная ситуация как встреча, взаимодействие позитивно зависимых друг от друга субъектов – педагога и ученика

Сравнение инновационных моделей Параметры Инновации - модерниза ции Инновации- трансформа ции 4. Позиция обучающего 5. Отношение к личности субъектов образования 6. Характер обучения Личностная включенность всех участников образовательного процесса.. Оператор стандартизированных методов и средств. Обучение как освоение нового не до конца очерченного социокультурного опыта. Обучение – выращивание. Обучение – диалог. Отношения в образовательном процессе личностно- нейтральные, личностно- отчужденные. Партнер, коллега обучающихся по совместному, учебному исследованию Обучение как усвоение строго определенных предметных эталонов. Обучение – механизм (процесс). Обучение – монолог.

Инновационный процесс - это Процесс развития образовательных систем за счет создания, распространения и освоения новшеств. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения или процесс освоения. источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); новый тип или новая форма общественной практики. Место инновационного процесса в цикле инновационных преобразований

Стадии инновационного процесса (по В.С. Лазареву) Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса (выявления проблемы). Эту функцию выполняют субъекты инновационной деятельности. 2) Выявление потребности в изменениях запускает процесс создания новшеств. Разработка способов решения проблем (= проектирование новшеств) может осуществляться теми: кто лично выявил проблему, кто возьмется за это по собственной инициативе кто выполняет эту деятельность по заказу. 3) Распространение новшества требует его тиражирования, доведения информации о нём до потенциальных пользователей. 4) Внедрение (освоение) и перевод в режим постоянного использования идет в образовательных учреждениях.

Инновационное образование это развивающее и развивающееся образование это такое образование, которое признано вносить новое качественное изменение в существующий опыт и традиции в контексте времени. Сущность и цель инновационного образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

Развивающее и развивающееся образование Развивающее образование Что является предметом развития? Индивидуальные способности человека Детско-взрослые общности и общество в целом Образовательные системы и педагогическая деятельность как социокультурная технология развития и человека, и общества. Развивающееся образование Как и при каких условиях осуществляется развитие? обще-системные условия - задают норму функционирования системы образования в целом; внутри-системные условия - определяют уровень и качество функционирования системы; вне (меж-)-системные условия - определяют ресурсы развития образования.

Инновационное ОУ Это ОУ, профессиональная деятельность которого складывается проектно через определённые этапы проектирования, программирования, исследования, стратегирования, охватывающие все слои образовательной системы. Нововведения в этом ОУ разворачиваются на всех уровнях существования образовательной системы: философском, психологическом и дидактическом – и за счёт этого приобретают новые качества. Сущностные характеристики инновационного ОУ системность нововведений; наличие исследовательской деятельности педагогов и учащихся; системная реализация таких видов деятельности как: - проектирование, - программирование, - исследование, - стратегирование, - рефлексивное управление. Институциональная структура инновационного ОУ консервативный институт – воспроизводство социокультурного опыта экспериментальный институт – исследовательская и опытно- экспериментальная деятельность инновационный институт – создание, внедрение и распространение новшеств обеспечивающий институт - управление и ресурсное обеспечение инновационных преобразований

Модель образовательного пространства инновационного ОУ Инновационная деятельность Распростра нение новшеств Внедрение новшеств Создание новшеств Образовательная деятельность Выявленные потребности в изменениях Нововведе ния

1. Педагогическая инноватика 2. Новшество 3. Нововведение 4. Инновация 5. Инновационный процесс 6. Инновационная деятельность 9. Новация 10. ? Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Потенциально возможное изменение. Реальное изменение, ставшее из возможного действительным. Такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. Новшество, включенное в образовательную систему. Процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств. Особый вид деятельности, связанный с изменением в способах и содержании практики образования с целью повышения ее эффективности. Процесс целенаправленного преобразования образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов. Организационно управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике. Деятельность носит кратковременный характер, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы. Деятельность имеет целостный, системный характер, осуществляется на основе концептуального подхода, ведет к принципиальному преобразованию системы.