Оказание качественного обучения студентов со специальными образовательными потребностями. Тренинг подготовлен: учителем английского языка Акимовой ОМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Роль и место психолого-педагогического и социально-правового сопровождения детей с ограниченными возможностями при обучении с использованием дистанционных.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Педагог - психолог МОУ « СОШ 11 г. Вольска » Структура и особенности коррекционной программы образовательного учреждения.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Роль ПМС – центров в процессе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательной системе района» Руководитель МОУ «Лодейнопольский.
Транксрипт:

Оказание качественного обучения студентов со специальными образовательными потребностями. Тренинг подготовлен: учителем английского языка Акимовой ОМ

«Закон об образовании РК», статья 3, пункт 3 В современных социально-политических условиях Республики Казахстан первостепенными стали задачи построения новых отношений между личностью, обществом и государством. Государство обеспечивает «доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизических и индивидуальных особенностей каждого лица» Масштаб системы образования республики характеризуется сетью учебных заведений, оптимальностью их расположения по территории страны и контингентом обучающихся на всех уровнях образования.

В Казахстане функционируют школы : дневные вечерние общеобразовательные дневные общеобразовательные с углубленным изучением предметов гимназии лицеи школы для одаренных детей школы для детей с ограниченными возможностями в развитии ( т.е.спец коррекционные школы), для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитании комплексы «детский сад – школа».

Определения детей в школы соответствующего статуса осуществляется на основании: Медико - психолого- педагогического обследования детей до 3-х лет целенаправленного медико - психологического консультирования детей, нуждающихся в медико-психологической поддержке. Эта государственная программа нацелена на раннее выявление детей с патологическими нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, неадекватного поведения и определение их для качественного образования в специальные школы или детские сады с соответствующими учебными программами, учебно- методическим комплексом и специально подготовленными педагогическими кадрами.

В специальных организациях образования - дошкольных и школьных – обучаются дети: а) с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); б) с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; г) с нарушениями речи; д) с умственной отсталостью; е) с задержкой психического развития; ж) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; з) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой.

Инклюзивное образование в РК В республике только еще создается национальная модель (система) включения лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Осуществление инклюзивного образования на современном этапе проводится с учетом психолого-педагогических и учебно-методических возможностей учебного заведения. Школа берет на себя миссию поддержки студентов со специальными образовательными потребностями, которые носят временный характер, предполагают недлительный реабилитационный период и осуществимы в рамках компетенций педагогического коллектива.

Политика СОП Школа, принимающая на себя обязательства по оказанию специальных образовательных услуг, несет ответственность за качество обучения и перспективы дальнейшего образования студентов, имеющих специальные образовательные потребности. Школы создают нормативный документ (Политику), в котором излагаются цели и задачи, определяются границы поддержки студентов со специальными образовательными потребностями, определяются стратегии обучения и оценивания.

Цели и задачи Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей интегрированное (инклюзивное) образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Политика СОП в МКНО разработана в соответствии с(о): статьей 30 Конституции Республики Казахстан нормами законов Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «Об образовании» Государственной программой развития образования на г.г.»

Политика СОП в МКНО разработана в соответствии с(о): «Программные стандарты и практики IBO» (январь, 2011) «MYP: От принципов к практике» (август, 2008) « Обучение на не родном языке в IB программах» (апрель, 2008) «Профиль IB студента» (март, 2006) «Кандидаты со специальными потребностями в оценивании» (май, 2009) «Обучение студентов со специальными образовательными и учебными потребностями – ресурс для школ» (август, 2004) «СОП в IB программах» (август, 2010)

Задачи в организации обучения СОП студентов 1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; 2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения; 3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса через дифференцированный подход в обучении и оказание индивидуальной поддержки;

Задачи в организации обучения СОП студентов 4. преодоление негативных особенностей эмоционально- личностной сферы через включение детей в успешную общественную деятельность; 5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности; 6. изменение общественного сознания по отношению к детям со специальными образовательными способностями.

Для этого необходимо: скоординировать действия учителей-предметников для оказания всесторонней поддержки студентам, которые испытывают трудности в учебе по разным причинам; создать адаптированные учебные программы на период доучивания или корректировки знаний для удовлетворения потребностей отдельных учащихся во всех предметных областях, для одаренных – программы индивидуального развития ; разработать альтернативные методы текущего оценивания учеников, чтобы иметь объективные данные о продвижении студентов, которым оказывается индивидуальная поддержка;

Для этого необходимо: сделать информацию о новых методах работы с данным контингентом студентов доступной для всех сотрудников, вовлеченных в процесс поддержки; предоставить родителям поддержку и руководство в воспитании учащихся с особыми потребностями; сделать подвижное расписание уроков, увеличить или уменьшить их количество в соответствии с объемом оказываемой индивидуальной помощи; регулярно обеспечивать информацией о продвижении студентов тьютора, чтобы он мог регулировать учебную и общественную нагрузку учащихся со специальными потребностями.

Руководство и контроль Руководство процессом поддержки детей со специальными образовательными потребностями и контроль за выполнением данной политики осуществляет администрация колледжа. Так как IBO предполагает дифференцированный подход в обучении данного контингента студентов, учителя активно используют приемы диагностики для определения возможностей интеллектуального и личностного развития студентов в системе целостного образования. Органом, полномочным принимать решения об оказании образовательных услуг студентам, имеющим специальные потребности, является психолого-педагогический консилиум.

Психолого-педагогический консилиум школы совещательный орган при директоре, предназначенный: оказывать содействие в эффективности учебно-воспитательного процесса; ставить педагогический диагноз; вырабатывать коллективное решение о мерах психолого-педагогического воздействия на детей, в том числе и со специальными образовательными потребностями; рекомендовать и контролировать;

Учителя-предметники, психологи школы, логопеды, медицинские работники составляют психолого-педагогический паспорт на каждого студента, который отражает: состояние здоровья, в том числе временная физическая недееспособность студента; минимальные сенсорные повреждения ( зрение, слух), позволяющие студенту при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися детьми; уровень физической подготовки ( высокий, средний, низкий) темперамент ( холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, эмоциональные и поведенческие трудности); уровень обученности по предметным дисциплинам; уровень мыслительных навыков (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка); уровень навыков ATL.

Анализ диагностических данных позволяет определить: контингент студентов с минимальными нарушениями в развитии с учетом классификации, принятой в колледже; их специальные образовательные потребности с учетом определенной консилиумом Зоны ближайшего развития (Психолог Выгодский (1978); ресурсы и время для процесса поддержки; вариативность оценивания достижений.

Классификация специальных потребностей В Республике Казахстан осуществляется государственная программа поддержки детей с ограниченными возможностями, в том числе имеется образовательная структура в виде специальных учебных и воспитательных заведений, в массовой общеобразовательной школе допускается обучение а) детей, практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности; б) детей, способных при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Классификация специальных потребностей в колледже включает: специфические затруднения в изучении (дислексия, дискалькулия); эмоциональные и поведенческие трудности личностного характера, не создающие угрозу жизни и здоровью окружающим; временная физическая недееспособность; минимальные сенсорные повреждения (зрение, слух); медицинские показания, не препятствующие интеллектуальному развитию и не требующие оказания систематического медицинского обслуживания; состояние психического здоровья (рассеянное внимание, гиперактивность, депрессия, раздражительность); одаренные и талантливые студенты; студенты, не имеющие достаточных знаний по языку обучения; слабоуспевающие (малоспособные) дети.

Координация действий учителей, медицинских работников, психологов и логопеда позволяет всем студентам, имеющим специальные образовательные потребности, показать свой наивысший результат в каждой предметной группе. А одаренные или талантливые дети могут выполнить все задачи еще до окончания пятилетнего срока. Все студенты перечисленных категорий имеют равный доступ к учебной программе и оцениванию, рассчитывая на индивидуальный подход и дифференцированное обучение на период устранения трудностей.

Принципы поддержки СОП студентов Индивидуальная программа поддержки студентов со специальными образовательными потребностями основана на принципах преемственности и непрерывности (Концепция Международного колледжа непрерывного образования) и содержит педагогические подходы (практики): 1. Поддержка у студентов чувства собственного достоинства 2. Оценивание первоначальных знаний 3. Поддержка 4. Расширение возможностей обучения

1. Поддержка у студентов чувства собственного достоинства укрепление статусного положения в классе в системе межличностных отношений; вовлечение в активные общественные акции и действия для развития качеств профиля студента; формирование состояния успеха в условиях оценивания и устойчивого познавательного интереса; сотрудничество с родителями для достижения понимания задач индивидуального подхода.

2. Оценивание первоначальных знаний Для СОП студентов определяется Зона ближайшего развития, в которой предполагаемое развитие студента опирается на оценивание первоначальных знаний. Для этого необходимо: активизировать предшествующее понимание учеников; использовать свое знание предшествующего понимания учеников, чтобы дифференцировать задачи и действия, которые создадут основу для дальнейшего изучения нового материала; сделать поэлементный предметно-специфический анализ имеющихся знаний и выбрать методические приемы для коррекции до уровня, необходимого для продолжения обучения; учитывая календарно-тематическое и поурочное планирование определить время, необходимое для выравнивания знаний и создания основы для приобретения новых.

3. Поддержка Современная методология рекомендует различные виды поддержки (Scaffolding), которыми учителя могут воспользоваться, чтобы помочь ученикам понять текст и учительскую задачу. Scaffolding - это временные стратегии, которые используются учителями колледжа в качестве опорных, чтобы развивать самостоятельность студентов в процессе обучения.

Поддержка. Примеры (часть 1) 1. опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); 2. алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы); 3. указание типа задания, закона, правила; 4. подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли; 5. предупреждение о возможных ошибках; 6. разделение сложного задания на составляющие; 7. использование графических органайзеров для развития письменного исследования

Поддержка. Примеры (часть 2) 8. визуальные пособия; 9. демонстрации; 10. драматизация; 11. маленькие группы, основанные на учебных и личностных потребностях студентов; 12. речь учителя; 13. использование родного языка или «лучшего» языка, чтобы развить идеи и начальные планы; 14. помощь психологической службы; 15. регулярные занятия с логопедом (младшие классы); 16. дополнительные занятия в учебном плане.

Обучение в домашних условиях В качестве поддержки студенты могут воспользоваться правом на обучение в домашних условиях, если их заболевание или временная недееспособность соответствует указанному в установленном Министерством здравоохранения Республики Казахстан специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение врачебно-консультационной комиссии.

Колледж обеспечивает обучение студента на дому по предметам учебного плана на период, обозначенный медицинской комиссией, предоставляя возможность пользования учебниками и фондом библиотеки школы. педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ, в том числе практикуя дистанционное обучение. обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ученика и выдает документ о соответствующем уровне образования.

4. Расширение возможностей обучения Вовремя начатая и грамотно организованная поддержка студентов со специальными образовательными потребностями гарантирует прогресс в развитии студентов. Для того, чтобы поддержать их стремление к успешности и расширить возможности обучения, делается акцент на развитии умений и навыков языка А, т.е. русского языка.

4. Расширение возможностей обучения Учителя русского языка имеют программу усложнения академического текста через: использование учебного материала разных предметных дисциплин и литературных стилей; сложность и абстракцию понятий, которые ученики обязаны понимать с ростом новых знаний; техническую и научную терминологию; все более и более сложные грамматические и синтаксические конструкции;

через использования методов работы с текстовым материалом, в том числе: улучшение техники чтения повышение уровня понимания прочитанного текста; использование источников и интернет-ресурсов с богатыми информационными материалами и яркими событиями; знакомство с широким диапазоном литературных жанров; развитие читательского потенциала.

Учителя-предметники других предметных дисциплин разрабатывают индивидуальные стратегии дифференцированного обучения в рамках программного обеспечения; используют вспомогательные технологии, в том числе для студентов с языковыми и речевыми проблемами, чтобы у них был доступ к материалу, который они могут использовать для расширения обучения (словари, словарные сноски, комментарии, дополнительные схемы, образцы, переводы, устное и письменное консультирование и т.д.).

Процедура оценивания Все студенты колледжа, в том числе и студенты со специальными образовательными потребностями, вовлечены в процесс оценивания в соответствии с оценочной политикой МКНО и участвуют в обязательной итоговой аттестации за курс основной средней и общей средней школы, а так же в сертификации по программе MYP. Все студенты колледжа, в том числе и студенты со специальными образовательными потребностями, участвуют в текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации знаний, умений и навыков по образовательным учебным программам и критериальном оценивании по предметным дисциплинам.

Отсрочка итогового оценивания Студенты, претендующие на специальную образовательную поддержку в рамках классификации специальных потребностей в колледже, могут рассчитывать на временную отсрочку итогового оценивания на основе решения малого педагогического совета. При этом осуществляется регулярное текущее оценивание для получения обратной связи в процессе дифференцированного и индивидуального обучения. Так как слабоуспевающие (малоспособные) студенты при постоянной индивидуальной поддержке имеют низкую степень достижений, перспективы их дальнейшего обучения определяет психолого-педагогический консилиум. Все процедуры оценивания должны быть прозрачны и подкреплены нормативными актами учебной части.

Сотрудничество Выполнение данной политики предполагает сотрудничество всех участников процесса (учителей, вспомогательного персонала, специалистов, родителей, администрации) в понимании проблем студентов и оказании им профессиональной поддержки; в осуществлении постоянного информирования администрации, учителей- предметников, специалистов, вовлеченных в процесс, и родителей студентов для достижения лучших результатов в обучении студентов со специальными образовательными потребностями.

Библиография Политика СОП МКНО, март 2012 Конституция Республики Казахстан Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Закон РК «Об образовании» Государственной программой развития образования на г.г.» «Программные стандарты и практики IBO» (январь, 2011) «MYP: От принципов к практике» (август, 2008) « Обучение на не родном языке в IB программах» (апрель, 2008) «Профиль IB студента» (март, 2006) «Кандидаты со специальными потребностями в оценивании» (май, 2009) «Обучение студентов со специальными образовательными и учебными потребностями – ресурс для школ» (август, 2004) «СОП в IB программах» (август, 2010)