Семинар – практикумПроектирование рабочей программы педагога в условиях введения ФГОС ООО Чайникова Е.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Ребрихинская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО Зам. директора по УВР Попова Г.И.
Advertisements

Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
МБОУ «Красногорская СОШ » Методические рекомендации Рабочая программа – инструмент реализации требований ФГОС ООО Автор Афонина Р.Ф., учитель химии.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Учитель географии Офилат Р. Я.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
– учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Особенности разработки рабочих программ по предметам в условиях введения ФГОС (Методические рекомендации) МБОУ СОШ 3 Вебер Е.Н. зам.директора по НМР.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Рабочая программа начальные классы Кошелева Т.А., методист ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы.
Транксрипт:

Семинар – практикум Проектирование рабочей программы педагога в условиях введения ФГОС ООО Чайникова Е.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Цели семинара: 1. Познакомить педагогов с общими требованиями к разработке рабочей программы по предмету с позиций ФГОС ООО. 2. Разработать для педагогов методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам.

Почему нельзя строить образовательный процесс на основе только примерной или только авторской программ? Примерная программа – это документ рекомендательного характера, который составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Она детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету Базисного учебного плана. Примерная программа не может использоваться в качестве рабочей, поскольку не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения. Она является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Авторская программа – это документ, созданный на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов и определяет содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания по годам обучения. Внедрению в практику авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа педагога Рабочая программа по предмету – это составная часть основной образовательной программы школы, характеризующей систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа по предмету - это документ, который конкретизирует стандарт и регламентирует деятельность педагога, учитывая специфику учреждения, уровень подготовленности учащихся конкретного класса, учебно-методические и материально-технические возможности школы и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа учителя – это: - нормативный документ; - инструмент педагога; - средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета.

Исходные документы для составления рабочей программы педагога: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Авторская программа по предмету; Действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта; Основная образовательная программа школы; Годовой календарный учебный график школы; Учебный план школы на конкретный учебный год; Положение о рабочей программе педагога, принятое педагогическим советом и утвержденное приказом директора школы от ______ __.

Основные функции рабочей программы: Нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме. Функция целеполагания – программа определяет ценностные цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область. Содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися. Процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения. Оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания.

Что такое универсальные учебные действия (УУД) и зачем они нужны? В широком смысле термин «УУД» означает умение учиться (способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении УУД определены как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающее самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия

Личностные - внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка; - мотивация, границы собственного знания и «незнания»; - ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков. Познавательные - работа с информацией; - работа с учебными моделями; - использование знака символических средств, общих схем решения; - выполнение логических операций ( сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий) Регулятивные - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность. Коммуникативные - речевая деятельность; - навыки сотрудничества.

Требования к составлению рабочей программы в условиях ФГОС ООО Структура рабочей программы Основными необходимыми компонентами рабочей программы являются: - титульный лист; - пояснительная записка; - учебно-тематический план; - содержание; - тематический поурочный план; - планируемые образовательные результаты; - контроль и оценка планируемых образовательных результатов учащихся; - учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; - материально-техническое обеспечение образовательного процесса; - лист внесения изменений в программу.

Титульный лист рабочей программы Должен содержать: - наименование учреждения в соответствии с Уставом; - грифы рассмотрения (школьные МО), согласования (методсовет) и утверждения (исходные данные приказа); - наименование учебного предмета с указанием класса (параллели), на который рассчитана рабочая программа; - ФИО педагога, разработавшего рабочую программу; - год составления рабочей программы.

Пояснительная записка Должна отражать информацию: - о нормативных документах и материалах, на основе которых составлена рабочая программа; - о количестве учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета (в соответствии с УП школы); - о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе (параллели), на которые направлена рабочая программа; - об изменениях, внесенных учителем в авторскую рабочую программу по предмету, курсу, дисциплине (модулю), если таковые имеются, и обосновании их целесообразности; - об используемых формах, методах и средствах оценки образовательных результатов учащихся (в том числе метапредметных); - о формах, методах и средствах обучения, технологиях, которые будут использоваться учителем при организации учебного процесса с целью реализации системно-деятельностного подхода, а также количестве часов для проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, исследовательских проектов.

Учебно-тематический план Представляет собой разделение всего содержания учебного курса на дидактические единицы: разделы, их нумерацию с указанием продолжительности изучения. Он предваряет такой компонент рабочей программы как «Содержание». Номер раздела Наименование раздела Продолжительность изучения раздела в часа ИТОГО

Содержание Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) представляет собой краткое содержание каждого раздела согласно нумерации в учебно- тематическом плане.

Тематический поурочный план - раскрывает последовательность изучения содержания программы (разделов), распределение количества учебных часов по разделам; - конкретизирует все дидактические единицы содержания в рамках каждого урока; - определяет проведение контрольных, лабораторных, практических и других видов работ за счет времени, предусмотренного на изучение предмета учебным планом школы; Тематический поурочный план составляется на весь учебный год, оформляется в виде таблицы и является обязательной частью рабочей программы. Запись названий тем уроков в классном журнале должна полностью совпадать с формулировками тем уроков в тематическом поурочном плане.

Тематический поурочный план обязательно должен отражать уро ка Тема урока (тема урока – контрольной работы, урока - практической (лабораторной) работы) Планируемые образовательные результаты изучения раздела Информационные ресурсы Личностные (ЛУУД) Метапредметные (КУУД, ПУУД, РУУД) Предметные Раздел (тема) 1. (Указывается название раздела, темы и продолжительность её изучения) Раздел (тема) 2. (Указывается название раздела, темы и продолжительность её изучения) … 68 Всего уроков Из них: уроков - контрольных работ; уроков – практических работ

Планируемые образовательные результаты Компонент «Планируемые образовательные результаты» должен отражать перечень требований к личностным, метапредметным, предметным результатам изучения учебного предмета на конец обучения в каждом классе с учетом уровневого подхода («Обучающийся научится», «Обучающийся получит возможность научиться»). Метапредметные и личностные образовательные результаты должны быть конкретизированы в виде перечня соответствующих УУД (метапредметные - в виде коммуникативных УУД, познавательных УУД, регулятивных УУД; личностные - в виде личностных УУД); Требования к образовательным результатам учащихся, прописанные в рабочей программе, не должны быть ниже сформулированных в стандарте.

Контроль и оценка планируемых образовательных результатов учащихся Данный компонент рабочей программы требует фиксирования: - количества контрольных мероприятий; - формы промежуточной аттестации учащихся; - форм текущего контроля, методов, средств контроля и оценки планируемых образовательных результатов при реализации программы, которые будут реализованы учителем. Планируемые способы контроля и оценки образовательных результатов не должны противоречить Положению школы о промежуточной аттестации учащихся. Система оценки планируемых результатов учителя должна «вписываться» в систему оценки, реализуемую в школе.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Этот компонент рабочей программы должен отражать основную и дополнительную учебную литературу, другие информационные источники для учащихся и учителя, которые педагог будет использовать для реализации своей рабочей программы. Перечень можно классифицировать по группам: «Литература (основная, дополнительная)», «Дидактические материал», «Электронные образовательные ресурсы» и т.д.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Данный компонент должен отражать перечень учебного оборудования и оборудования для лабораторных, практических работ, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые учитель будет использовать при реализации своей рабочей программы.

Лист внесения изменений в рабочую программу Должен иметь формат поурочного тематического плана. Он предусмотрен для фиксации возможных изменений в рабочей программе, необходимость в которых может возникнуть в течение учебного года. Учитель имеет право вносить изменения в рабочую программу при условии согласования их с администрацией школы. Все изменения в рабочей программе заверяются подписью директора школы.

Экспертиза рабочей программы Рабочие программы проходят экспертизу в школьном методическом объединении. Результаты рассмотрения рабочей программы каждого педагога оформляются в виде заключения (листа экспертизы), в котором даются рекомендации к использованию программы в образовательном процессе.

Утверждение рабочей программы Рабочая программа утверждается приказом руководителя учреждения ежегодно. Сроки и порядок процедуры утверждения рабочих программ определяются Положением учреждения о рабочей программе педагога. Оформление рабочей программы Порядок оформления рабочих программ определяются Положением учреждения о рабочей программе педагога.

Используемые источники : Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от (с изменениями и дополнениями). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г Рекомендации Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края по порядку разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины в МБОУ «Ребрихинская СОШ» в рамках реализации ФГОС, утвержденное приказом 72 от г.

Спасибо за внимание!