2008 – год семьи
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Презентацию подготовила Киселёва И.Г. МОУ Большеполянская СОШ Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Эпиграф Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить готовясь, в детстве не живет. ( С. Маршак)
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе достаточно широкое представление учителей о своих детях, достаточно широкое представление учителей о своих детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников; условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников; близость к природе, народным обычаям, традициям; близость к природе, народным обычаям, традициям; меньший уровень преступности, ограниченность влияния кино- и видеофильмов, пропагандирующих культ насилия; кино- и видеофильмов, пропагандирующих культ насилия; принадлежность большинства родителей к одному трудовому принадлежность большинства родителей к одному трудовому коллективу, их компактное проживанием, постоянное коллективу, их компактное проживанием, постоянное общение с коллегами вне работы; общение с коллегами вне работы; оптимальные условия жизни учащихся на селе; оптимальные условия жизни учащихся на селе; сельскохозяйственное производство; сельскохозяйственное производство; проявление самостоятельности детей в решении проявление самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем. хозяйственных и жизненных проблем.
Работа с родителями сельских школьников направлена на активизацию внимания и интереса родителей к делам ребенка и школы через: - установление высокогуманных отношений; - вовлечение в управление делами школы и класса; - дифференцированный подход к семьям учащихся; - показ работы школы родителям и общественности; - преодоление формализма в педагогическом всеобуче; - формирование понимания родителями престижа знаний, умений оказывать практическую помощь в учении.
Формы и методы работы: 1. Общешкольные родительские собрания (2 раза в год). 2. Совместные классные собрания учащихся 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов. 3. Групповые и индивидуальные консультации. 4. Практикумы для родителей учащихся начальной школы. 5. Совместное проведение "Дней здоровья", праздников. 6. Посещение неблагополучных семей.
Методы изучения семей: педагогическое наблюдение, интервью, анкетирование, личные беседы, анализ и решение ситуаций.
Достижения коллектива : - сложились традиции школы; - происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания; - создана сеть дополнительных образовательных услуг для развития эстетических, коммуникативных, интеллектуальных, профессиональных навыков учащихся; - тесная связь коллектива школы, Центра детского творчества и Дома культуры: проведение совместных мероприятий стало традицией; - продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы.
Работа по профилактике правонарушений: - раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы риска; - вовлечение учащихся в деятельность школьных кружков, секций и объединений; - посещение семей и тесная связь с родителями; - организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов.
Факторы, негативно влияющие на организацию воспитательного процесса в сельской школе. Внешние объективные факторы, в стране пока продолжает ухудшаться социально-экономическая ситуация; дети, подростки, молодежь недостаточно защищены государством, семьей, вследствие чего ими часто приобретаются негативные качества.
К числу объективных внутренних факторов относятся: экономические трудности предприятий, организаций на селе, невозможность оказать существенную помощь школе; снижение жизненного уровня сельского населения; повышение роли личного хозяйства в обеспечении материального благополучия сельской семьи, в том числе и учительской; снижение возможности села в организации досуга населения; перспектива снижения контингента учащихся школы, связанная с уменьшением рождаемости и оттоком сельского населения в город.
Преимущества: - все друг друга знают, значит у обладающих уважением среди населения учителей, появляются союзники - родители, и такое отношение передается следующему поколению учеников от родителей; - можно заранее узнать, в каком классе будешь классным руководителем и установить связь с учителем начальных классов, от которого берешь детей, тем самым решить вопрос преемственности воспитательной работы; - работу с родителями можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейной традиции; - малая комплектность классов; - у детей еще сохранилось уважение к старшим по возрасту.
Сложности: - в основном, заинтересованность родителей в образовании детей низкая; - материальное благосостояние невысокое; - родители, за редким исключением, не могут помочь своим детям в выборе профессии.
Задача классного руководителя: - создать единый коллектив родителей и детей; цели: - изучить обучающую и воспитывающую возможности семьи; - исследовать внутрисемейные межличностные отношения родителей; - выявить картину профориентационного направления класса.
6 типов семейного воспитания: 1."Крепкая семья" - родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Ребенок в такой семье растет уверенным в себе, развивается как личность. 2. "Гиперопека" - чрезмерная родительская любовь. Дети растут безответственными, недисциплинированными, эгоистичными. 3. "Гипоопека" - родители не уделяют особого внимания ребенку, он чувствует себя чужим.
4. "Противоречивое воспитание" – требования родителей не совпадают. 5. "Повышенная моральная ответственность" – родители требуют от ребенка слишком многого, свыше его сил, ребенок не справляется с возложенной на него ответственностью. 6. "Безнадзорность".
Педагоги нашей школы используют следующие формы работы: Посещение семьи эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере учащегося, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого- педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год, здесь родителей знакомят: - с документами о школе, - с основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Классные родительские собрания проводятся 4 раза в год, на них обсуждаются: - задачи учебно-воспитательной работы класса, - планирование воспитательной работы в классе, - намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, - подводятся итоги работы.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время.
Индивидуальные консультации. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Принципы успешного консультирования доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Педагогам (в особенности классным руководителям) важно соблюдать следующие п р а в и л а: Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Работа с родителями должна быть планомерной, целенаправленной и систематической. Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
ПОСЛОВИЦЫ Тот дом богат, в котором лад. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому. "Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе». Счастлив тот, кто счастлив дома. На что и клад, коли в семье лад. В родной семье и каша гуще. В семье разлад, так и дому не рад. Когда семья в месте, и сердце на месте. Яблочко от яблони недалеко падает. 3
Чаще проводите свой досуг вместе с детьми. Относитесь к ребенку как к личности. Общайтесь с друзьями своих детей. Общайтесь с друзьями своих детей. Будьте в курсе дел своего ребенка. Будьте строгими и добрыми. Будьте строгими и добрыми. Умейте слышать и слушать. Умейте слышать и слушать. Не вымогайте обещаний. Не унижайте ребенка. Не унижайте ребенка. Не потакайте. Заповеди для родителей:
никогда не давать себе распускаться, ругаться, ворчать, бранить друг друга и ребенка. бранить друг друга и ребенка. забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда. забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда. подчеркнуть в поведении детей не плохое, а хорошее подчеркнуть в поведении детей не плохое, а хорошее поведение, их успехи, активнее поддерживать желание стать поведение, их успехи, активнее поддерживать желание стать лучше. лучше. хорошо воспитывать на положительном примере, хорошо воспитывать на положительном примере, вовлекать детей в полезную деятельность. вовлекать детей в полезную деятельность. не давать возможности ребенку проявлять плохое поведение, не давать возможности ребенку проявлять плохое поведение, чаще говорить: "Так взрослые люди себя не ведут!", чаще говорить: "Так взрослые люди себя не ведут!", "Вот этого я от тебя никак ожидать не мог!" "Вот этого я от тебя никак ожидать не мог!" показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками. своими отрицательными поступками. разговаривать с ним целесообразно, как со взрослым: разговаривать с ним целесообразно, как со взрослым: уважительно, серьезно, глубоко мотивированно уважительно, серьезно, глубоко мотивированно. Правила семейной педагогики
Как бы не было трудно, каким неустроенным и беспокойным не был бы окружающий нас мир, только семья может уберечь каждого из нас. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее. Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательные к своим близким!
Спасибо за завнимание!