Изучение морфемики на основе памятника китайской средневековой литературы «Вкус корней» 10 класс Учитель-словесник: Клементьева Наталья Борисовна МОУ Ново-Усмановская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритм работы по морфемике: Выдели окончание.Выдели окончание. Выдели основу.Выдели основу. Выдели корень.Выдели корень. Подбери однокоренные слова.Подбери.
Advertisements

Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. М.Пришвин Р.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
Слово делится на части Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Состав слова. План морфемного разбора
Морфемный разбор слова Данилова Галина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» д. Кисловка, Томского района Томский Региональный.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Тема Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Морфемика Учитель МОУ СОШ 2 станицы Медведовской Тимашевского района Краснодарского края Приймак Елена Ивановна.
Варианты морфем Морфемный разбор слова Урок русского языка в 5 классе.
корень приставка окончание суффикс.
Технологическая карта темы: « Состав слова» 3 класс УМК «Школа 21 в.»
Автор : Крайнова И.А. Учитель начальных классов МОУ Толбинская СОШ.
Тема урока: Категория состояния как часть речи Презентация к уроку русского языка в 7 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4.
Электронное учебно – практическое пособие по русскому языку для 2 – 3 классов « Состав слова »
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Феофановские чтения. В миру Говоров Георгий Васильевич. Святитель Феофан родился 23 января 1815 г. в селе Чернава.
Транксрипт:

Изучение морфемики на основе памятника китайской средневековой литературы «Вкус корней» 10 класс Учитель-словесник: Клементьева Наталья Борисовна МОУ Ново-Усмановская СОШ Камышлинский район Самарская область учебный год

Уроки по морфемике Цель: выявление уровня владения основными понятиями по словообразованию и морфемике, а также углубление знаний и умений по данным разделам лингвистики. В структуру уроков включены информационные блоки: Блок контрольно-тренировочных заданий; Блок упражнений на закрепление навыков морфемного анализа; Блок заданий поискового характера.

I блок Задание 1. Теоретический опрос Что такое основа? Какие слова называются однокоренными? Что такое приставка? Какую роль в слове выполняют суффиксы?

Задание 2 Выделите корни в данных словах Вариант 1 гнилой ужимки несносно поворот подавай прорвав перевести влюбленный содрогнулись вылавливать Вариант 2 подыскал назвать забытье ослепленье сжала порывы царственной соглашаться дождется утверждение Вариант 3 бейся пришло посмел гнался привычка предвижу решено замирать погружен признанья

II блок Выполните морфемный анализ предложенных слов Вариант 1 идущий соглашались добротой Вариант 2 небесной разбитом отдай Вариант 3 придержи сделаны подспорье Порядок разбора 1. Выделить окончание и основу. 2. Дать характеристику основе: производная/непроизводная, простая/сложная. 3. Дать характеристику окончанию: материально выраженное/ Нулевое/окончание отсутствует. Определить значение окончания. 4. Подбором родственных слов выделить корень слова, отметить чередования звуков, если они имеются. 5. Выделяя приставку (приставки) или суффикс (суффиксы), установить, какую функцию (словообразовательную или формообразующую) они выполняют. 6. Сделать вывод о морфемном составе слова.

III блок Примеры для упражнений взяты из памятника китайской средневековой литературы «Вкус корней». Эта книга дает представление о традиционных жизненных идеалах древнего Китая. Считают, что название книги навеяно сентенцией одного из китайских ученых: «Тому, кто разжевывает корни овощей, любое дело по плечу».

В данных текстах найдите слова, соответствующие указанным схемам На узкой тропе придержи шаг и дай пройти путнику, идущему навстречу. За едой возьми себе третью часть, а остальное отдай ближнему. Вот секрет того, как всегда быть счастливым в этом мире.

Люди между собой то ладят, то не ладят, но можно ли сделать так, чтобы все вокруг соглашались только с тобой? Каждому что-то нравится, а что-то не нравится, но может ли быть так, чтобы всем нравилось то, что нравится тебе? Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы вот простой способ учиться мудрости.

Если где-то есть счастливая страна, наперекор ей тут же появится страна несчастий. Если есть красивый вид, против него непременно возникнет уродливый пейзаж. Только довольствуясь обычной пищей и любуясь неброскими красотами, можно жить в покое и радости.

В ясную погоду при светлой луне всякой твари небесной вольно летать где угодно, но мотыльки бросаются в огонь свечи. У чистого родника среди зеленой травы вольно есть и пить всякому зверю, но совы кормятся тухлыми мышами. Увы! Много ли в мире людей, которые не уподобляются мотылькам и совам?

Добротой часто можно причинить вред, поэтому, желая сделать добро, тщательно все обдумай. Из неудачи нередко можно извлечь полезный урок, поэтому промахи лучшее подспорье делу

В теплую погоду все живое растет, в холодную все умирает. Те, кто холодны душой, не смогут познать радость, даже если их осенит милость Небес. Только те, у кого горячее сердце, способны изведать беспредельное счастье и вечную любовь В теплую погоду все живое растет, в холодную все умирает. Те, кто холодны душой, не смогут познать радость, даже если их осенит милость Небес. Только те, у кого горячее сердце, способны изведать беспредельное счастье и вечную любовь

Ресурсы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык классы.М., С.48. Докукина М.А. Использование компьютерных программ при изучении морфемики//Русский язык в школе, 2005, 6.С icons/1074.html/(иконка на 13 слайде). //cpsy.ru/cit1423.htm. (текст на 12 слайде).