Обучение дошкольников с ОНР творческому рассказыванию по картине – трансформеру с элементами ТРИЗ Презентацию подготовила Косыгина Ольга Анатольевна учитель - логопед МБДОУ д / сад 2 г. Заполярный 2012 год
Актуальность темы Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи : расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя ( образец ), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Дети и педагоги не любят такие занятия, но научить детей составлять рассказ по картине нужно. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. Возникшее противоречие Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова попытались решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А. А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ ).
Определение состава картины Игра с подзорной трубой. Глядя через свёрнутый в виде трубы лист бумаги, дети рассматривают картину и называют все предметы, которые заметят на ней : дом, небо, скамейка, качели, песочница, земля, клумба, деревья, горка, цветы и. т. п. Игра « Часть и целое » Если дети называют предмет, то логопед уточняет, составной частью какого предмета он является. Например : окно – часть дома, ветка – часть дерева, ступеньки – часть горки, цветы - часть клумбы и т. п.
Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств И Здесь пахнет зеленью … Я чувствую аромат цветов Из окна вкусно пахнет пирогами Я ощущаю запахи
Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств Я ощущаю руками и кожей Я прикасаюсь к цветам и чувствую, какие у них тонкие и нежные лепестки. Стебельки у цветов плотные, гибкие и тоненькие. Я прикасаюсь к дереву. Ствол у него твёрдый, шершавый, толстый. Я прикасаюсь к песку. Он мелкий, сухой, рассыпчатый и тёплый.
Составление образных характеристик объектов Игра « Сравни по цвету » Игра « Сравни по предметы ». Логопед предлагает сравнить скамейку и качели. Дети рассказывают : « Скамейка и качели одинаковой длины, спинки у них выгнутой удобной формы. Они разноцветные, деревянные. На них можно сидеть. Но они отличаются тем, что скамейка стоит на ножках, а качели висят. На скамейке можно сидеть, а на качелях ещё и качаться ». Можно сравнить куст и дерево, качели и горку. Игра « Сравни по форме » Игра « Сравни по материалу »
Составление рассказов от лица разных героев Цель : учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.. « Я новая, удобная и красивая скамейка. Стою во дворе и наблюдаю, что там происходит. На меня садятся мамы и бабушки, когда дети играют в песочнице. Ко мне приходит старый рыжий кот и греется на солнышке. Я люблю когда меня красят в разные цвета. Не люблю, когда встают ногами, ломают и режут ножом.
Путешествие во времени Логопед предлагает детям придумать, пофантазировать и рассказать, что происходило во дворе дома.. Утром во двор раньше всех вышел дворник. Он подметал двор большой метлой. Потом из подъезда выходили жильцы и спешили по делам. В песочнице играли малыши. Девочки лепили куличики, а мальчики катали машинки. На скамейке сидели бабушки и наблюдали за ними На качелях качались две девочки и пели весёлые песенки. На высоком дереве сидела ворона и громко каркала. Мама мыла окно на третьем этаже Потом начался дождь и все разошлись по домам.
Что произошло ? « Рыжий полосатый кот грелся на скамейке и наблюдал за вороной, которая громко каркала на дереве. Вдруг он услышал тихое рычание. Это был большой пёс, который зашёл во двор. Кот стремглав спрыгнул со скамейки, перепрыгнул через песочницу, выгнул спину и грозно зашипел. Пёс завилял хвостом. Что будет дальше ?
Что было ? Что произошло ?
Творческое рассказывание по картине - трансформеру
Литература : Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине Т. А. СИДОРЧУК, А. Б. КУЗНЕЦОВА Т. А. Ткаченко. Составление творческих рассказов по картине - трансформеру.
Спасибо за внимание