Глагол как часть речи … - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. … - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.А.М.Пешковский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол как часть речи. Цель : повторить и систематизировать повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ в рамках подготовки.
Advertisements

Глагол как часть речи Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ Лохманова Надежда Ивановна, учитель русского языка.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Глагол
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Урок русского языка в 6 классе СПб АППО Центр информатизации образования Санкт-Петербург 2007 год Руководитель проекта: Иванова Е.В. © Учитель:
Глагол и его формы. Правописание глаголов и глагольных форм. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
1. Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф. ть, чь, ти, тся и ться что делать? Что сделать?
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Транксрипт:

Глагол как часть речи … - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. … - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.А.М.Пешковский

Цель : повторить и систематизировать повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ в рамках подготовки к ЕГЭ

Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола. 2. Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соотвотствии со спряжением. 3. Использовать теоротические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Проверьте себя. Заведовать Раскладывать Проповедовать Лелеять Ненавидоть Превозносить Кусаться Заикаться Жечься Заболевать Надеяться раскаиваться Действие Отношение Свойство Состояние

Морфологические признаки 1. Что делать? что сделать? 2. Действие предмота. 3. Грамматические категории: А) вид, переходность-непереходность, возвратность; Б) наклонение, время, лицо, число 4. Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Определите синтаксическую роль инфинитива. Курить вредно. Нас просили задержаться. Было желание танцевать. Мужик вёз гусей в город продавать. Начну рассказывать смешную историю. Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Часть составного глагольного сказуемого

Вид глагола : Совершенный (что сделать?)- законченное действие; Несовершенный (что делать?)- длительное действие.

Переходные глаголы действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмота : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог : старушка поднимаотся по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимаотся рабочими (формообразующий постфикс).

Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы имоть место при определенных условиях) : мог бы.

В значении повелительного употребляются: а) изъявительное: Да будот мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку. б) условное наклонение: Ты бы отдохнул немного. в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно. В значении условного употребляотся: а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встротил бы тебя на остановке.

Категория времени: Настоящее, прошедшее, Будущее простое - напишу, принесу, Будущее сложное - буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

Спряжение глагола 2 спряжение: А) все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить, зиждиться); Б) 7 на –ЕТЬ: терпоть, вертоть, обидоть, зависоть, ненавидоть, видоть, смотроть: В) 4 на -АТЬ: гнать, дышать, слышать, держать.

Личные окончания глагола : А) 1 спр. –у(ю), -ешь, -от, -ем, -оте, -ут (-ют) (суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем). 2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). (суф. прич. 2 спр. -ащ, -ящ, -им.) Б) вылотите –лотите, выгоните –гоните(2 спр.) В) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Разноспрягаемые глаголы: Ед.ч. Хочу, хочешь, хочот, Мн.ч. Хотим, хотите, хотят Ед.ч. бегу, бежишь, бежит Мн.ч. бежим, бежите, бегут Брезжишь – но: брезжат

Сложные случаи согласования: 1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3. Местоимения вопросит., неопредел., отрицать. + сказ. ед.ч. 4. Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа. 5. Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуотся с ближайшим из подлежащих

Ключи: 1. 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3.1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.

Правописание суффиксов глагола : А) - ова-, - ева = - ую (-юю): беседовал -беседую, Б)- ыва (-ива) = - бываю(- иваю): развеивал-развеиваю. В) одолоть -одолевать, одолеваю. Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.

Правописание суффиксов после приставок обез - ( обвес-): 1. В переходных - И : обезлесить, обезводить (кого-то), обвессилить врага 2. В непереходных – Е : обезлесоть, обезводоть(самому), обвессилоть самому

Домашнее задание: 1. Чтение теории : стр Упражнение: 248.

Литература : 1.Учебник.Русский язык классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., «Русское слово»,2009 год. 2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.