Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsch1000.mskzapad.ru
1 Глагол как часть речи Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ Лохманова Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1000
2 Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола. 2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением. 3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ
3 Что обозначает глагол? что делать? что с д е л а т ь? действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что с д е л а т ь? Постоянными признаками глагола являются: вид, возвратность, переходность, залог, тип спряжения; Непостоянными: наклонение, время, лицо, число. Глагол является организующим центром предложения. Он выражает отношение содержащегося в предложении высказывания к реальности с точки зрения говорящего. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.
4 Инфинитив (неопределенная форма) Начальной формой глагола является инфинитив, или неопределенная форма глагола. Инфинитив представляет собой название действия безотносительно к лицу и времени. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать?. Показателем инфинитива являются суффиксы -ть, - ти, -чь, -сти. Инфинитиву присуща категория вида и переходности. Инфинитив, как и все остальные формы глагола, обладает способностью управлять определенным падежом (т. е. имена существительные, имена числительные и местоимения ставятся при глаголе в определенных падежах).
5 Синтаксическая роль инфинитива Инфинитив, подобно имени существительному, может выполнять любую синтаксическую роль, т. е. быть: подлежащим: Учиться всегда пригодится; входить в состав составного глагольного сказуемого: Солнце уже начало клониться к горизонту; дополнением: Врач порекомендовал моим друзьям заняться спортом; обстоятельством: Мы приехали поохотиться; определением: Умение трудиться поможет вам в будущем; сказуемым: Выполнить словообразовательный анализ значит выявить основу и указать аффиксы.
6 Категория вида глагола Совершенный (что сделать?)-законченное действие, достигшее внутреннего предела; Несовершенный (что делать?)-длительное действие, незавершенное. Видовая пара Глаголы совершенного и несовершенного видов могут образовывать видовые пары. Видовая пара это две формы глагола, которые имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматической формой вида. Существуют одновидовые глаголы, те, которые имеют или форму совершенного, или только несовершенного вида. Например: встрепенуться (сов. в.), очнуться (сов. в.), перестараться (сов. в.),расхаживать (несов. в.), преследовать (несов. в.), приговаривать (несов. в.), участвовать (несов. в.).
7 Переходные глаголы обозначают действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п. с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:
8 Залог С категорией переходности тесно связана категория залога, представляющая действие как активное или пассивное со стороны субъекта или объекта. Залог свойствен только переходным глаголам. Схематично это можно выразить так: С > Д > О активный, действительный залог, О > Д > С пассивный, страдательный залог, где: С субъект, Д действие, О прямой объект. Действительный залог обозначает действие, выполняемое активным деятелем (субъектом) и направленное на прямой объект: Строители возводят здание. Страдательный залог обозначает действие, которое испытывает объект со стороны субъекта: Здание возводится строителями.
9 Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог : старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс
10 Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.
11 В значении повелительного употребляются: а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку. б) условное наклонение: Ты бы отдохнул немного. в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно. В значении условного употребляется: а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.
12 Категория времени: Наст. вр.Прош. вр.Буд. вр. Сов. вид-++ Невов. вид+++ Настоящее, прошедшее, Будущее простое -напишу, принесу, Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу
13 Спряжение глагола 2 спряжение: А) все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить, зиждиться); Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В) 4 на -АТЬ: гнать, дышать, слышать, держать.
14 Личные окончания глагола : А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем). 2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). (суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.) Б) вылетите –летите, выгоните –гоните(2спр.) В) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда –ИТЕ
15 Разноспрягаемые глаголы: Ед.ч. Хочу, хочешь, хочет, Мн.ч. Хотим, хотите, хотят Ед.ч. бегу, бежишь, бежит Мн.ч. бежим, бежите, бегут Брезжишь – но: брезжут
16 Правописание суффиксов глагола : А) - ова-, - ева = - ую (-юю): беседовал -беседую, Б)- ыва (-ива) = - ываю(- иваю): развеивал-развеиваю. В) одолеть -одолевать, одолеваю. Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.
17 Правописание суффиксов после приставок обез - ( обес-): 1.В переходных - И : обезлесить, обезводить (кого-то), обессилить врага 2. В непереходных – Е : обезлесеть, обезводеть(самому), обессилеть самому
18 Самостоятельная работа Самостоятельная работа (на листочках) стр ряд – упр. 249 (выделите окончания и определите спряжение) 2 ряд – 250 (выделите окончания, определите спряжение) 3 ряд – 251 (выделите окончания и суффиксы)
19 Домашнее задание: 1. Чтение теории : стр , Упражнения: 252, Выучить орфоэпические нормы имен существительных из словника ЕГЭ-2013
20 Литература : 1.Учебник.Русский язык классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., «Русское слово»,2009 год. 2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.