О системно – деятельностном подходе как методологической основе ФГОС НОО. Колмакова Г.В., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Систенмно – деятельностный подход в обучении и воспитании как ресурс качественного образования.
Advertisements

Особенности организации обучения в рамках требований, предъявляемых стандартами второго поколения.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивныеОбщепознавательныеКоммуникативные.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем.
МБОУ БГИМЦ БРЯНСК Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности,
ФГОС: как обучать по новому ?. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
УМК «Гармония» и стандарты второго поколения. Деятельностный подход к обучению в учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
УМК «Гармония» и стандарты второго поколения. Особенности УМК «К тайнам нашего языка» Комплексное решение задач обучения развития воспитания Формирование.
УМК «Гармония» и стандарты второго поколения Деятельностный подход к обучению в учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
Системно- деятельностный подход - методологическая основа ФГОС.
Организация работы школьного методического объединения учителей математики Лицея 10 Пономарева Елена Николаевна.
Транксрипт:

О системно – деятельностном подходе как методологической основе ФГОС НОО. Колмакова Г.В., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МОУ Первый Новоорский лицей к

Стандарты первого поколения и второго поколения Стандарты первого поколения и второго поколения Одним из важнейших результатов разработки стандартов явилась поправка к ст. 7 Закона РФ "Об образовании" в определении понятия стандарта. В предыдущей версии оно было таким: "Стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника". То есть мы фиксировали некий набор дидактических единиц, которые выпускник должен был показать на выходе. Сегодня под стандартом понимается система требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Системно - деятельностный подход - основная педагогическая задача. Чему учить? ( обновление содержания образования) Как учить? ( обновление технологий образования) Ради чего учить? (ценности образования) Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Деятельностный подход к обучению предполагает : наличие у детей познавательного мотива ( желания узнать, открыть, научиться ) и конкретной учебной цели ( понимания того, что именно нужно выяснить, освоить ); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний ; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания ; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу ; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Возникновение понятия УУД Возникновение понятия У У Д «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося; УДД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий Функции универсальных учебных действий Регуляция учебной деятельности Создание условий для саморазвития и самореализации личности. Обеспечение успешности обучения.

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УУД Личностные Коммуника- тивные Регулятивные Познава- тельные

Личностные УУД. Личностные УУД. Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно - этическое оценивание

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Что нужно знать при подготовке проблемно - диалогического урока по любому предмету ?

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы ! А учит ли этому школа ? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д / з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками 12 структура проблемно-диалогического урока 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

13 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. з) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. 4) Составление плана решения проблемы

Традиционный урок 1. Проверка д / з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками 14 Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

Пример проблемной ситуации ( задание с затруднением ) Задание на сложение дробей ( не изучали ) 2/4 + ¼ = ? 15 Учебник «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: ¾ или 3/8 ? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения) Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИ я дробей.

Реализация задач современного образования Учебники и учебно - методические пособия по системе Л. В. Занкова : - разработаны с учетом новых научных данных об индивидуальных особенностях школьников ; - обеспечивают преемственность с основной школой ; - соответствуют современным образовательным целям, обеспечивают реализацию задачи современного образования НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

В учебно-методических комплектах определены 4 линии, позволяющих у каждого ребенка развивать САМОКОНТРОЛЬ : 1) Осознание учеником операций, которые составляют то или иное учебное действие (пооперационный самоконтроль). 2) Выделение известного и неизвестного (того, что я уже знаю, и что сейчас новое). 3)Критическое восприятие образа (сравнение со своим взглядом). 4) Осознание своих возможностей при выполнении разноаспектных заданий (осознание).

Что я знаю и умею Осознание учеником операций, которые составляют то или иное учебное действие (пооперационный самоконтроль).

Выделение известного и неизвестного ( того, что я уже знаю, и что сейчас новое ).

Критическое восприятие образа (сравнение со своим взглядом). Критическое восприятие образа (сравнение со своим взглядом).

Осознание своих возможностей при выполнении разноаспектных заданий ( осознание ).

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний ( для формирования осознанных умений )

4. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Основные результаты начального образования формирование предметных и универсальных способов действия (именно несформировавшиеся универсальные действия, как показывает практика, затрудняют дальнейшее образование выпускников школ), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации в целях решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции; желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Мои достижения. Мои достижения. Итоговые комплексные работы : 1 класс В комплект входят четыре варианта итоговой комплексной работы для всего класса и методические рекомендации для учителя. Итоговая комплексная работа – это система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В методических рекомендациях для учителя даются общее описание целей, структуры, особенностей содержания и формы заданий, указания по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов и формы фиксирования результатов.

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.

Желаем Вам отличного здоровья, Веселья, радости, добра. Пусть все плохое остается В году прошедшем навсегда.