АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗРЕЗЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ОТРАСЛИ В ЦЕЛОМ Москва ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
Advertisements

По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Организация работ по реализации поручения о модернизации системы общего образования и повышении заработной платы учителей г. Южно-Сахалинск, 29 апреля.
О реализации в Нижегородской области государственной политики в области дошкольного образования» (Указы Президента РФ от и 599) Миронова.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
1 Комплекс мер по модернизации системы общего образования в МАОУ «Григоровская ООШ» в 2012 году 2012 Докладчик: С. Н. Яснова, директор МАОУ «Григоровская.
Планы мероприятий «Дорожные карты» Окружной администрации города Якутска.
Комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования в Республике Карелия на 2013 год и далее до 2020 года Т.В.Васильева, заместитель министра.
ПНПО Приоритетные национальные проекты «Образование» Норм. док.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки.
РОССИЯ 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДИРЕКТОР ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области О реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской.
1 Министерство образования Ставропольского края 2012 г. «Об итогах реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ставропольского.
Об итогах реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования.
Гридасова Татьяна Алексеевна, начальник отдела общего и дошкольного образования, воспитания.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
О реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Самарской области Министерство образования и науки Самарской области Общественные.
развитие общеобразовательной сети ОУ ; развитие системы оценки качества образования ; обеспечение информационной открытости, общественного участия в управлении.
Транксрипт:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗРЕЗЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ОТРАСЛИ В ЦЕЛОМ Москва ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» г.

Оглавление Опрос экспертов по перечню актуальных проблем работников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом………………………………………………………………………………1-18 Актуальные проблемы работников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом, упоминаемы в СМИ …………………………………………………………………………………… Социальные проблемы работников общеобразовательных учреждений…… ………………………………………………………………… Актуальные проблемы отрасли…………………………………………………………………………

Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений Экспресс-опрос экспертов по актуальным проблемам работников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом. В опросе приняло участие: 18 экспертов. Экспертам было предложено оценить перечень проблем, который был подготовлен на рабочем заседании Департамента науки, высоких технологий и образования Аппарата Правительства Российской Федерации с точки зрения полноты и актуальности.

Резюме 3 1. Наиболее актуальными проблемами учителей и отрасли в целом являются: низкая оплата труда учителей, низкий социальный статус и престиж профессии, высокая бюрократическая нагрузка на школу, потребность в строительстве новых школ, необходимость в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.

Резюме 4 2. Эксперты отметили, что ряд проблем взаимоувязаны и решение одной из них приводит к положительному эффекту в других, в частности: 2.1. Решение проблемы «Поощрение опытных учителей» приводит к решению взаимоувязанных проблем: малообеспеченность учителей, поддержанию здоровья учителей, повышению социального статуса и престижа профессии Решение проблемы «Повышение квалификации» приводит к решению взаимоувязанных проблем: поддержки талантливых детей, повышению социального статуса и престижа профессии Решение проблемы «Малообеспеченность учителей» приводит к решению взаимоувязанных проблем: поддержанию здоровья учителей. повышению статуса учителей, снижению коррупции Решение проблемы «Увеличение роли попечительских советов» приводит к решению взаимоувязанных проблем: поддержки талантливых детей (за счет выделения дополнительных средств).

Резюме Решение проблемы «Уменьшение нагрузки на ставку учителей начальной школы» приводит к решению взаимоувязанных проблем: малообеспеченности учителей (дополнительное время для подработки), поддержанию здоровья учителей, повышению статуса учителей, снижению коррупции, сохранению рабочих мест Решение проблемы «Снижение бюрократической нагрузки» приводит к решению взаимоувязанных проблем: малообеспеченности учителей (высвобождается дополнительное время для подработки), поддержки здоровья учителей, повышению социального статуса и престижа профессии Решение проблемы «Поддержка талантливых детей» приводит к решению взаимоувязанных проблем: малообеспеченность учителей, повышению статуса учителей, сохранению рабочих мест.

Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом Проблема Рейтинг актуальности проблем с т.з. экспертов Низкая оплата труда учителей Высокая актуальность Низкий социальный статус и престиж профессии Бюрократическая нагрузка на школу По данным мониторинга детей нуждаются в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении В связи с ростом прогнозной численности обучающихся общеобразовательных учреждений с 11,9 млн. учащихся в 2011/2012 годах до 12,9 млн. человек в 2016/2017 учебном году, а также опережением темпа износа зданий, темпов строительства и ремонта, возникает потребность в строительстве новых школ Повышение квалификации Средняя актуальность Уменьшение нагрузки на ставку учителей начальной школы до 18 часов Поддержка талантливых детей Поощрение опытных учителей Низкая актуальность Увеличение роли попечительских управляющих советов Сохранение здоровья учителей Рост коррупции в учебных заведениях, незаконное репетиторство

Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом. Проблема Рейтинг актуальности проблем с т.з. экспертов Плохая оснащенность сельских школ Высокая актуальность Реструктуризация сети сельских школ чаще всего приводит к закрытию малокомплектных образовательных учреждений, что в последующем приводит к уничтожению села. Отсутствие специальных программ повышения квалификации директоров общеобразовательных учреждений Обеспечение учителей жильем Низкое качество педагогического образования (с одной стороны, педагогическое образование не престижно само по себе, а с другой, не формирует у студентов на должном уровне профессиональные компетенции) Увеличение численности учащихся в классе (30 и более), что снижает качество образования Разрыв программ школа – ВУЗ (программы и учебники школы не ориентированы на ЕГЭ, в то время как поступление в ВУЗ идет через ЕГЭ) – формирует поле для незаконного репетиторства Привлечение молодежи и мужчин на работу в образовательные учреждения Средняя актуальность Проблемы с пенсионным обеспечением. Мизерная пенсия «держит» учителей, как следствие старение кадров, низкий процент молодых учителей Избыточный контроль со стороны контрольно-надзорных органов В рамках интеграции образования вектор государственной образовательной политики должен исходить от нужд перспективной экономики: стандарты проф. образования, затем общее образование, а затем дошкольное образование Эксперты предложили дополнить перечень проблем

8 В рамках совокупности обсуждаемых проблем эксперты указали на их взаимосвязь. Точечное воздействие на одно из звеньев приведет к положительному влиянию на взаимосвязь и, соответственно, большему эффекту. Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыПредлагаемые решенияЭкспертное мнение Повышение квалификации. 1. На федеральном уровне: разработка федеральных требований к содержанию и организации повышения квалификации; внедрение новых моделей аттестации педагогических работников. 2. На региональном уровне: активизация перехода к персонализированной поддержке повышения квалификации; закрепление в структуре норматива финансирования доли расходов на повышение квалификации; формирование кредитно- модульной системы повышения квалификации. Развитие персонифицированного финансирования повышения квалификации. Средства выделяются учителю ( аналог ваучерной формы), который имеет право повысить квалификацию в любой лицензированной организации. Отсутствие привязки к институтам повышения квалификации. Создает рынок услуг по повышению квалификации. Необходимо существенное упрощение требований к содержанию и структуре краткосрочных курсов повышения квалификации, что позволит выстраивать их как практико-ориентированные и засчитывать в качестве ПК стажировки. Переход от обучения конкретного работника к обучению всего коллектива по спектру проблем, с которым сталкивается данный педагогический коллектив. Обучение управленческих команд школ, стратегических муниципальных и региональных команд. Необходимо учесть: реальное повышение квалификации возможно только на базе образовательного учреждения. Прохождения модуля обучения в региональном ИПК при отсутствии какой-либо системы оценки эффективности обучения и низкого уровня профессорско-преподавательского состава ничего не улучшит в работе учителя. Необходимо субсидирование напрямую школы на внутришкольное повышение квалификации при создании системы поддержки и отслеживания результативности. Сегодня актуально повышение квалификации на рабочем месте. Система повышения квалификации (СПК) в нынешнем виде его обеспечить не может. СПК должна работать не в интересах отдельного педагога, а в интересах конкретной организации (школы), учитывая контекст деятельности. Значит нужно организационное консультирование и соответствующие специалисты близко к школе. Аттестация – профессиональная деятельность, должна осуществляться независимыми оценочными центрами. Это поможет удержать хороших педагогов и нивелировать плохих. Разработать единые нормативные документы федерального и регионального уровней по аттестации педагогических работников. Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыПредлагаемые решенияЭкспертное мнение Уменьшение нагрузки на ставку учителей начальной школы до 18 часов. Издать Постановление Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Разработать и внедрить стандарт профессиональной деятельности. Качество работы не всегда определяется количеством часов, поэтому необходимо провести апробацию и посмотреть полученные результаты (в сравнении с контрольной группой) Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыПредлагаемые решения Экспертное мнение Бюрократическая нагрузка на школу. Поручить Минобрнауки России и региональным органам управления образования принять меры к снижению бюрократического давления на учителя (в том числе в ходе процедуры аттестации), решить, наконец, вопрос с легитимизацией электронного журнала, чтобы не требовать двойной работы по ведению документации. Новая процедура аттестации не столько бюрократична, сколько сложна. Вопрос о легитимизации электронного журнала нет необходимости форсировать. Представляется, что в масштабе страны работа с электронным журналом вызовет значительные трудности. По имеющимся нормативам определенные страницы классных журналов хранятся 75 лет. Необходимо установить: возможно ли изменить нормативы, все ли учителя имеют доступ к компьютерам, в т.ч. в сельской местности. Необходимо повысить квалификацию работников управлений образованием (не все умеют работать с базами данных). Необходима стандартизация баз данных. Рекомендовать составить исчерпывающий перечень электронных форм и документов, обязательных к заполнению в рамках электронного документооборота, чтобы воспрепятствовать увеличению бюрократической нагрузке при использовании ИКТ. Необходимо ограничить количество проверок деятельности школ. Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыПредлагаемые решенияЭкспертное мнение Увеличение роли попечительских управляющих советов. 1. Организация системы подготовки общественных управляющих и создания системы сертификации управляющих советов общеобразовательных учреждений, действующих на основании устава общеобразовательного учреждения. 2. Повышение финансовой грамотности населения. Постепенное включение в уставные задачи образовательных учреждений и в структуру норматива задачи работы с родителями (с социумом), выстраивание модели «школа – культурный центр». Необходимо не только создавать, но и обучать работе попечительских советов. Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыПредлагаемые решенияЭкспертное мнение Поддержка талантливых детей. 1. Создание центров (интернатного типа) по работе с одаренными детьми при ведущих вузах. 2. Создание дистанционных школ при национальных исследовательских университетах. 3. Развитие взаимодействия ведущих университетов и учреждений общего образования. 4. Реализация мероприятия по созданию единого федерального информационного портала по работе с одаренными детьми. 5. Обеспечение проведения за счет средств федерального бюджета всероссийской олимпиады школьников Все эксперты поддержали предложение и внесли дополнения: Для федерального уровня решения достаточны (во всяком случае на первом этапе), однако схожие меры должны быть приняты и в субъектах РФ (при контроле за качеством их разработки и реализации со стороны федеральных структур). Целесообразно также расширение сети конкурсов и олимпиад. Необходимо определить, «что такое талантливый ребенок» и «какой квалификацией должен обладать учитель обычной школы для выявления и работы с одаренными детьми». Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыПредлагаемые решенияЭкспертное мнение По данным мониторинга детей нуждаются в предоставлении места в дошкольном образовательно м учреждении. 1. Принятие новой редакции типового положения о дошкольном образовательном учреждении. 2. Внесение изменений в СанПиН в части оптимизации требований. 3. Внесение изменений в Закон РФ «Об образовании» в части финансирования негосударственных образовательных учреждений по существующему подушевому нормативу. СанПиН изменяются, в то же время здания не соответствуют новым нормам. Надо заложить в бюджет финансы на строительство новых зданий дошкольных учреждений. Вернуть в систему образования хотя бы часть садовских зданий, переданных в 90-е гг. другим организациям и учреждениям. Необходимы субсидии из федерального бюджета региональным (на условиях софинансирования) на строительство новых и реконструкцию старых зданий дошкольных учреждений. Кроме того, необходимо создать систему финансовых (в виде налоговых льгот) и организационных (в части получения лицензий) послаблений Решать вопрос о ликвидации очереди в дошкольные учреждения за счет уменьшения нормативной площади на каждого ребенка нельзя. Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыПредлагаемые решенияЭкспертное мнение Износ школьных зданий и недостаток школьных мест Динамика строительства не соответствует потребности, которую необходимо перекрыть. В связи с этим необходимо в годах предусмотреть строительство дополнительно 790 школ. В период с 2014 по 2016 годы (включительно) необходимо не снижать темпы строительства и построить еще 1446 школ. Оптимизация сети образовательных учреждений – важнейший вопрос, который необходимо решать «на местах», т.е. в каждом районе, в каждом городе. Необходимо учесть, что в крупных городах уже давно существует положение, когда в одной школе «густо», а в другой «пусто». Проблему можно решить разными способами, в т.ч. и созданием больших образовательных комплексов за счет присоединения «нерентабельных школ» к « рентабельным». В связи с переходом на новые стандарты необходимо создавать многопрофильные школы для учащихся классов. В стране необходимо провести инвентаризацию имеющегося. Не во всех регионах прогнозируется рост численности, поэтому необходим дифференцированный подход. Ввести субсидии из федерального бюджета региональным (на условиях софинансирования). Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыЭкспертное мнение Низкая оплата труда. Базовый оклад учителя руб. Необходимо повысить его до прожиточного минимума. Невозможность качественного образования при региональных средних показателях размера оклада учителя в руб.в месяц Необходимо довести среднюю зарплату учителя до средней по экономике. Надо узаконить в школах возможности репетиторства. Принять документ, регламентирующий уровень среднемесячной заработной платы ниже которого не может быть установлена заработная плата на региональном уровне. Расширение системы материальной и нематериальной форм стимуляции деятельности учителей за счет надтарифного фонда и грантовой поддержки. Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыЭкспертное мнение Сохранение здоровья учителя Увеличение доли учителей, охваченных ежегодным оздоровлением за счет профсоюзных лагерей и санаториев. Больничный лист, который не будет теперь оплачиваться полностью, вынуждает учителя больным приходить на работу из-за боязни потерять деньги. Выстраивание системы профессионального медицинского сопровождения. Создание систем льготного (бесплатного) медицинского страхования учителей. Создание системы льгот для занятий спортом для учителей. Существенные скидки на посещение бассейна, фитнес-центров (сегодня это учитель не может себе позволить). Включить в аттестационный комплект поощрение за занятие спортом. Например, в Голландии или Финляндии: в небольших городах если учитель ездит на работу на велосипеде (предоставляемом школой), получает 5% к зарплате. У нас в сельских школах и небольших городах это возможно. Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыЭкспертное мнение Низкий социальный статус и престиж профессии. Разработать концепцию социальной рекламы: постоянная социальная реклама образовательной тематики, создание государственного телевизионного канала «Образование» с учебными передачами, экспертными мнениями, открытым микрофоном; пропаганда позитивного образа учительства через СМИ (телевидение, радио, печатные издании); государственный заказ на серию фильмов про учителей-новаторов РФ. Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

ПроблемыЭкспертное мнение Рост коррупции в учебных заведениях, незаконное репетиторство. Узаконить репетиторство (через школу, специальные центры). Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений и отрасли в целом

Актуальные проблемы школьных учителей, упоминаемые в СМИ 20

Актуальные проблемы отрасли, упоминаемые в СМИ 21

Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений показатели всего моложе 25 лет лет35-55 лет пенсионного возраста сельские учителя учитель - мужчина учителей зарплата, средний показатель Ср.мес. з/ п общего образования за 2011 г. в РФ составила руб. (данные Минобрнауки),что составляет ок.60% в среднем по экономике (22684 руб). молодой специалист в среднем по стране получает руб., что составляет 1,9 раза прожиточного минимума (5 707 руб.- Росстат) около руб. в среднем по стране (экспертно) руб. в среднем по стране (данные Минобразования) з/п + пенсия = ок руб. (экспертно) у учителя 1 категории со стажем 20 лет рублей, у молодого специалиста руб. (экспертно) зарплата мужчин- преподавателей в 2 раза меньше оплаты мужского труда по стране (экспертно) проблемыприобретение жилья, малообеспеченность, поддержание здоровья, поддержание профессионального культурного развития, низкий социальный статус и престиж профессии низкая заработная плата, рост коррупции в учебных заведениях, незаконное репетиторство, невозможность делать накопления низкий уровень материального положения, незаконное репетиторство, невозможность взять ипотечный кредит, проблема достойно содержать детей низкий уровень жизни, невозможно делать накопления, поиск дополнительных источников заработка, повышение квалификации в связи с новыми образовательными стандартами, проблема дать качественное профессиональное образование своим детям повышение квалификации в связи с новыми образовательным и стандартами, потеря престижа профессии, обеспокоенность сокращениями, низкая компьютерная грамотность сокращение рабочих мест, двойная загрузка в школе и на огороде, неэффективная поддержка молодых специалистов на селе, подработать репетиторством невозможно в силу малообеспеченности сельчан, низкое проникновение современных технологий малообеспеченно сть, низкий социальный статус, невозможность приобрести жилье

Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений 23 показателиДля учительства в целом учителей зарплата, средний показатель среднемесячная начисленная заработная плата работников образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования за 2010/ 2011 учебный год в Российской Федерации составила рублей, что составляет около 60% значения данного показателя в среднем по экономике ( рубля). проблемымалообеспеченность, приобретения жилья, поддержание здоровья, поддержание профессионального и общекультурного развития, низкий социальный статус и престиж профессии

24 Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений: низкая заработная плата Краткое название проблемы Низкая заработная плата. Проблемы По данным Минобразования среднемесячная начисленная заработная плата работников образовательных учреждений (без руководящего состава) за 2009/2010 учебный год в Российской Федерации составила рубля и рублей за 2010/2011 учебный год, что составляет 60% значения данного показателя в среднем по экономике ( рубля - по данным Росстата). И 2,3 прожиточных минимума (5 707 рублей - по данным Росстата) Решение Выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на капитальный ремонт и обновление материально-технической базы. Необходимо увязать расходы на заработную плату работников общеобразовательных учреждений с расходами на заработную плату гражданских служащих, работающих в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Результат Увеличение зарплаты учителей на 30% Рисунок. Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования с аналогичным показателем по экономике РФ, рублей

25 Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений: привлечение молодых кадров Краткое название проблемы Привлечение молодых кадров Проблемы Привлечение молодых педагогов. При общем снижении численности учителей на 9% за последние пять лет (с 1,16 млн. чел. в 2006 году до 1,05 в 2010 году) доля учителей пенсионного возраста увеличилась с 16% до 18%. Доля учителей со стажем от 2 до 5 лет, т.е. «молодых специалистов» закрепившихся в школе после первых лет работы, в общем количестве учителей в свою очередь снижалась от 6,3% в 2006 году до 5,3% в 2010 году (с до человек). (по данным Росстата) Решение Проведение мероприятий по финансовому стимулированию молодых специалистов в течение первых нескольких лет работы из федерального бюджета на условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации. Результат Увеличение доли молодых специалистов в общей численности учителей Рисунок. Среднемесячная начисленная заработная плата молодых специалистов с показателем минимальный прожиточный уровень в целом по РФ, рублей Рисунок. Динамика среднемесячной начисленной заработной платы молодых специалистов по ФО за гг., рублей

26 показателиПедагоги, моложе 25 лет учителей зарплата, средний показатель молодой специалист получает рублей в среднем по стране, что составляет 1,9 раза прожиточного минимума (50707 рублей) проблемынизкая заработная плата, рост коррупции в учебных заведениях, незаконное репетиторство, невозможность делать накопления решениеузаконить репетиторство с минимальными налогами, материально стимулировать разработку электронных пособий для учебного процесса Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений

27 Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений : дифференциация доходов Краткое название проблемыДифференциация доходов в образовательных учреждениях Проблемы В общеобразовательных учреждениях отмечается дифференциация в оплате труда: средняя зарплата руководящего состава составляет , 45 рублей, молодого специалиста ,77 рублей (в 2,3 раза меньше оплаты труда руководящего состава), опытного педагога ,66 рублей (в 1,6 раза меньше оплаты труда руководящего состава) (по данным за 2010/2011 гг. Минобразования). Решение Увеличение заработанной платы учителям до средней заработанной платы по экономике ( рубля - по данным Росстата). Разработать механизмы материального стимулирования занятий учителей с талантливыми учениками. Результат Увеличение зарплаты учителей до средней зарплаты по экономике, в региональном разрезе

Сравнение показателей: среднемесячная начисленная заработная плата работников образования с показателем минимальный прожиточный уровень в целом по РФ, рублей На основании данных Росстат и Минобразования

Сравнение показателей: среднемесячная начисленная заработная плата работников образования с аналогичным показателем по экономике в разрезе федеральных округов, рублей На основании данных Росстат и Минобразования

Соотношение среднемесячной начисленной заработной платы директоров общеобразовательных учреждений к аналогичному показателю по экономике, % - топ 20 Наименование% соотношения Среднемесячная начисленная заработная плата всего по экономике, рублей Среднемесячная начисленная заработная плата директора общеобразовательного учреждения, рублей г.Санкт-Петербург319, ,40 Костромская область262, ,00 Псковская область261, ,00 Вологодская область221, ,00 Орловская область214, ,00 Камчатский край196, ,00 г.Москва176, ,00 Республика Алтай170, ,00 Кабардино-Балкарская Республика167, ,00 Ленинградская область164, ,90 Тамбовская область162, ,00 Пермский край160, ,00 Республика Марий Эл160, ,00 Ярославская область159, ,00 Ямало-Hенецкий авт.округ156, ,43 Забайкальский край156, ,50 Свердловская область155, ,00 Hижегородская область154, ,00 Московская область154, ,00 Алтайский край153, ,00

Соотношение среднемесячной начисленной заработной платы молодого специалиста к аналогичному показателю по экономике, % - самые проблемные регионы Регионы Соотношение % Среднемесячная начисленная заработная плата всего по экономике, рублей Среднемесячная начисленная заработная плата молодого специалиста, рублей Hенецкий авт.округ 16, ,00 Мурманская область 29, ,10 Чеченская Республика 31, ,00 Тюменская область 31, ,00 Иркутская область 35, ,00 Архангельская область 35, ,70 Челябинская область 35, ,00 Оренбургская область 36, ,00 Рязанская область 37, ,00 Магаданская область 38, ,36 Карачаево-Черкесская Республика 39, ,00 Курская область 39, ,00 Липецкая область 40, ,00 Республика Мордовия 40, ,70 Ростовская область 40, ,00 Астраханская область 41, ,00 Республика Дагестан 42, ,00 Кировская область 43, ,00 Ханты-Мансийский АО 43, ,20 Костромская область 44, ,00 Курганская область 44, ,00 Пермский край 45, ,00 Приморский край 46, ,00 Тверская область 47, ,84 Новгородская область 47, ,00 Республика Башкортостан 47, ,00 Еврейская автономная область 47, ,32 Республика Хакасия 49, ,50

Соотношение среднемесячной начисленной заработной платы специалиста со стажем к аналогичному показателю по экономике, % - самые проблемные регионы Наименование% соотношения Среднемесячная начисленная заработная плата всего по экономике, рублей Среднемесячная начисленная заработная плата педагога со стажем работы, рублей Hенецкий авт.округ 25, ,00 Тюменская область 39, ,00 Рязанская область 52, ,00 Мурманская область 56, ,90 Архангельская область 57, ,20 Еврейская автономная область 58, ,68 Пензенская область 58, ,10 Республика Хакасия 61, ,40 Курская область 65, ,00 Приморский край 65, ,00 Республика Саха (Якутия) 65, ,40 Астраханская область 65, ,00 Республика Коми 66, ,00 Пермский край 67, ,00 Кировская область 67, ,00 Томская область 68, ,00 Костромская область 68, ,00 Чеченская Республика 69, ,00 Воронежская область 69, ,00 Тульская область 69, ,00 Республика Адыгея 70, ,00 Магаданская область 71, ,00 Челябинская область 71, ,00 Республика Дагестан 72, ,00 Тверская область 72, ,66 Иркутская область 72, ,00 Республика Татарстан 73, ,00 Омская область 73, ,00 Республика Карелия 73, ,00 Красноярский край 73, ,30 Смоленская область 74, ,00

Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений 33 показателиучитель - мужчина учителей зарплата, средний показатель зарплата мужчин-преподавателей в 2 раза меньше оплаты мужского труда по стране проблемымалообеспеченность, низкий социальный статус, невозможность приобрести жилье решениевнедрение специального механизма ипотечного кредитования по аналогии с накопительно-ипотечной системой обеспечения жильем военнослужащих, освобождение от армии, материальное стимулирование за разработку электронных пособий

Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений 34 показателиПедагоги, в возрасте лет учителей зарплата, средний показатель около рублей в среднем по стране (экспертно) проблемынизкий уровень материального положения, незаконное репетиторство, невозможность взять ипотечный кредит, проблема достойно содержать детей решениестимулирование учителей за счет внебюджетных доходов школы, узаконить репетиторство, материально стимулировать разработку электронных пособий для учебного процесса

Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений 35 показателиПедагоги в возрасте лет учителей зарплата, средний показатель рублей в среднем по стране проблемынизкий уровень жизни, невозможно делать накопления, поиск дополнительных источников заработка, повышение квалификации в связи с новыми образовательными стандартами, проблема дать качественное профессиональное образование своим детям решениестимулирование учителей за счет внебюджетных доходов школы, узаконить репетиторство, материально стимулировать разработку электронных пособий для учебного процесса

Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений 36 показателиПедагоги пенсионного возраста учителей зарплата, средний показатель з/п + пенсия = около рублей (экспертно) проблемыповышение квалификации в связи с новыми образовательными стандартами, потеря престижа профессии, низкая компьютерная грамотность обеспокоенность сокращениями решениеразработать систему дистанционной переподготовки учителей

Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений 37 показателисельские учителя учителей зарплата, средний показатель в сельской местности з/п: у учителя 1 категории со стажем 20 лет – рублей, у молодого специалиста рублей (экспертно) проблемысокращение рабочих мест, неэффективная поддержка молодых специалистов на селе, подработать репетиторством невозможно в силу малообеспеченности сельчан, двойная загрузка в школе и на огороде, низкое проникновение современных технологий

38 Социальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений: низкий социальный статус и престиж профессии Краткое название проблемы Низкий социальный статус и престиж профессии. ПроблемыПрестиж профессии школьного учителя, по мнению населения России, низкий. (данные ФОМ за февраль 2010 года, опрос 2000 респондентов в 44 субъектах РФ) РешениеРазработать концепцию социальной рекламы: постоянная социальная реклама образовательной тематики, создание государственного телевизионного канала «Образование» с учебными передачами, экспертными мнениями, открытым микрофоном; пропаганда позитивного образа учительства через СМИ (телевидение, радио, печатные издании); государственный заказ на серию фильмов про учителей-новаторов РФ РезультатПовышение престижа профессии учитель, приток молодых кадров. Рисунок. Престиж профессии школьного учителя по мнению населения России

39 Актуальные проблемы отрасли

40 Актуальные проблемы отрасли

41 Актуальные проблемы отрасли: организация питания Краткое название проблемы Организация питания ПроблемыВ целом по России 8% общеобразовательных учреждений не имеют столовую или буфет, в сельской местности - 11% (по данным Росстата). При этом только в 24% учреждениях, где имеются столовые или буфеты, организовано питание РешениеОрганизовать питание школьникам в тех учреждениях, где отсутствуют столовые или буфеты. РезультатСохранение здоровья детей Наиболее неудовлетворительная ситуация с организацией питания в Южном и Северо-Кавказском Федеральном Округах

42 Актуальные проблемы отрасли: здоровый образ жизни Краткое название проблемыЗдоровый образ жизни школьников ПроблемыВ целом по России 20% общеобразовательных учреждений не имеют физкультурных залов и 97,6% школ не имеют бассейна (по данным Росстата). РешениеСтроительство многофункциональных физкультурно- оздоровительных комплексов для обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для школьников и местных жителей. РезультатСохранение здоровья детей Доля общеобразовательных учреждений, в которых есть бассейн В городеВ селе Российская Федерация2,4%5,8%0,6%

43 Актуальные проблемы сотрудников общеобразовательных учреждений: Обеспечение дополнительной литературой школьников Краткое название проблемы Обеспечение дополнительной литературой школьников Проблемы В целом по России 6% общеобразовательных учреждений не имеют библиотек, а в сельской местности - 9% (по данным Росстата). Решение Создать систему библиотечных кабинетов с привлечением современных коммуникаций и технологий (компьютеры с доступом в Интернет, доступы к электронным библиотекам) Результат Поддержка учебного процесса Школьные библиотеки есть в большинстве общеобразовательных учреждений субъектов РФ. Неудовлетворительная ситуация в области обеспеченности школ библиотеками сложилась в 5 субъектах.

44 Актуальные проблемы отрасли: отсутствие инженерных коммуникаций Краткое название проблемы Отсутствие инженерных коммуникаций ПроблемыВ целом по России 19% общеобразовательных учреждений не имеют водопровода,15% - нет отопления, 24% - нет канализации (по данным Росстата). РешениеНеобходимо создать условия обучения, отвечающие современным требованиям. Разработать специальную программу поддержания материально-технической базы общеобразовательных учреждений РезультатУлучшение материально-технических условий обучения

45 Актуальные проблемы отрасли: состояние зданий общеобразовательных учреждений Краткое название проблемы Состояние зданий общеобразовательных учреждений ПроблемыВ целом по России 2% зданий общеобразовательных учреждений находятся в аварийном состоянии, а 19% зданий общеобразовательных учреждений требуют проведение капительного ремонта (по данным Росстата). РешениеРазработать специальную программу поддержания материально-технической базы общеобразовательных учреждений. РезультатУлучшение материально-технических условий обучения Наиболее сложная ситуация с фондом общеобразовательных учреждений в Республиках Северо-Кавказского Федерального округа: Ингушетия, Дагестан и Карачаево-Черкесия.

46 Актуальные проблемы отрасли: наличие автотехники Краткое название проблемы Наличие автотехники Проблемы В целом по России доля учреждений, не имеющих автомобили для перевозки обучающихся составляет 67% (по данным Росстата). Решение Разработать программу автомобилизации сельских школ (проработать систему государственного заказа для АвтоВАЗа). Результат Обеспечение сельских школ автомобильным транспортом Автомобильный транспорт для перевозки обучающихся не имеется в большинстве общеобразовательных учреждений Псковской, Мурманской, Тульской и Курской областей, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.

47 Актуальные проблемы отрасли: Интернетизация сельских школ Краткое название проблемы Интернетизация сельских школ Проблемы В целом по России 10% сельских школ не подключены к Интернету (по данным Росстата). Монополизация на рынке услуг в отдельных субъектах. Решение Скорректировать проект ОНДП 28 "Формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций" с введением дополнительного индикатора - обеспечение 100% школ доступом к Интернету к 2012 года. Разработать механизмы доплаты общеобразовательным учреждениям за Интернет-услуги. Результат 100 % образовательных учреждений имеют доступ к Интернету. Поддержка образовательного процесса. Разброс подключенных общеобразовательных учреждений к Интернету в рамках одного федерального округа может достигать 30% (например, в Республике Марий Эл – 100% охват, а в Самарской области лишь 68,9%)

48 Актуальные проблемы отрасли: компьютеризация школ Краткое название проблемыКомпьютеризация школ ПроблемыВ целом по России 19% общеобразовательных учреждений не имеют кабинеты основ информатики и вычислительной техники. В сельской местности - 24%. (по данным Росстата). РешениеОбеспечить к 2012 году все школы компьютерными классами. РезультатПоддержка учебного процесса