Микроэкономика Тема: спрос Основные вопросы: Основные вопросы: Что такое спрос? Факторы, влияющие на спрос Виды спроса Эластичность спроса Закон спроса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спрос и предложение Величина Спроса объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы Величина Спроса объем товара определенного.
Advertisements

Микроэкономика Тема: спрос Основные вопросы: Основные вопросы: Что такое спрос? Факторы, влияющие на спрос Виды спроса Эластичность спроса Закон спроса.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тема 5. Вопросы : 1. Эластичность спроса : экономическое содержание, показатели измерения. Факторы, влияющие на эластичность.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Спрос и закономерности его изменения
Раздел III. Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Опора на понятия: закон спроса, закон предложения, цена, факторы производства, производитель, потребитель, товар Опора на понятия: закон спроса, закон.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский.
Транксрипт:

микроэкономика Тема: спрос Основные вопросы: Основные вопросы: Что такое спрос? Факторы, влияющие на спрос Виды спроса Эластичность спроса Закон спроса

Современная микроэкономика состоит из четырех направлений: состоит из четырех направлений: - анализ закономерностей образования потребительского спроса ( развиваются теории предельной полезности). - анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. - анализируются соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). - - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства (теории распределения)

Человеческие потребности Любое экономическое благо производится с целью его потребления, т.е. должно удовлетворять потребностям людей Любое экономическое благо производится с целью его потребления, т.е. должно удовлетворять потребностям людей

потребности потребности первичные Самые насущные нужды человека Еда, одежда, обувь… вторичные Удовлетворяются после насущных Кино, театр, спорт…

потребности потребности материальные Жилье, одежда…… духовные Культура, искусство

потребности потребности личные ……предметы личного потребления производственные Сырье, материалы, помещения… общественные Оборона, здравоохранение, образование…

потребности Изменение потребностей – под воздействием рекламы, уровня духовного развития человека, НТП… Изменение потребностей – под воздействием рекламы, уровня духовного развития человека, НТП… Насышаемые (имеют четкий предел) Насышаемые (имеют четкий предел) Ненасыщаемые (четко обозначенных границ не имеют) Ненасыщаемые (четко обозначенных границ не имеют) Уровень жизни!!!! – построение системы потребностей Уровень жизни!!!! – построение системы потребностей

А.Маслоу Физиологические Физиологические Самосохранения Самосохранения Социальные Социальные Признания человека как личности Признания человека как личности самоуважения самоуважения

Экономический интерес - форма проявления потребностей, реализуется в определенном количестве материальных или нематериальных благ - форма проявления потребностей, реализуется в определенном количестве материальных или нематериальных благ Для потребителя – низкая цена и высокое качества товаррров и услуг Для потребителя – низкая цена и высокое качества товаррров и услуг Для фирмы – прибыль при наименьших затратах и пр. Для фирмы – прибыль при наименьших затратах и пр.

Сторонники маржинализма Полезность вещи – ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей Полезность вещи – ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей Предельная полезность – это то удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товаррра (т.е. полезность последней из купленных единиц) Предельная полезность – это то удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товаррра (т.е. полезность последней из купленных единиц)

Закон убывающей полезности Общая полезность вещи для человека возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас Общая полезность вещи для человека возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас

ИЛИ: (закон убывающей предельной полезности) полезность каждой следующей единицы того или иного приобретаемого продукта уменьшается полезность каждой следующей единицы того или иного приобретаемого продукта уменьшается Пример: телевизор в семье: Пример: телевизор в семье: Первый – наибольшее удовлетворение Первый – наибольшее удовлетворение Второй для кухни… ….. Уже меньшее удовлетворение Второй для кухни… ….. Уже меньшее удовлетворение Третий для детской… Третий для детской… Практическая оценка предельной полезности затруднительна, носит субъективный характер Практическая оценка предельной полезности затруднительна, носит субъективный характер

Желания и возможности Адам Смит ввел понятие «реальный спрос» Адам Смит ввел понятие «реальный спрос» «даже очень бедный человек может обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей, может желать ее, однако его спрос никогда не станет реальным» «даже очень бедный человек может обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей, может желать ее, однако его спрос никогда не станет реальным»

Желания и возможности Томас Роберт Мальтус ( гг.) Томас Роберт Мальтус ( гг.) Ввел понятие платежеспособного спроса Ввел понятие платежеспособного спроса «для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаррров» «для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаррров»

спрос Экономическая категория, присущая товарррному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли. Экономическая категория, присущая товарррному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарррах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарррах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся.

спрос -количество товаррра, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени -количество товаррра, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени Спрос на рынке выступает со стороны покупателя(потребителя) и отражает потребности людей, подлежащие удовлетворению и обеспеченные денежным эквивалентом Спрос на рынке выступает со стороны покупателя(потребителя) и отражает потребности людей, подлежащие удовлетворению и обеспеченные денежным эквивалентом

Основные определения Величина Спроса объем товаррра определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы ( хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены единицы товаррра Величина Спроса объем товаррра определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы ( хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены единицы товаррра Спрос -это количество товаррра, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товаррр. Спрос -это количество товаррра, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товаррр. Спрос - это потребность в товарррах обеспеченная денежными средствам покупателя. Спрос - это потребность в товарррах обеспеченная денежными средствам покупателя.

На микроуровне Спрос осуществляется при следующих важных условиях: Спрос осуществляется при следующих важных условиях: Большинство товаррров и услуг не бесплатны Большинство товаррров и услуг не бесплатны У любого товаррра есть заменители(субституты) У любого товаррра есть заменители(субституты) Неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод Неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод

Неценовые факторы Предпочтения и вкусы потребителей Предпочтения и вкусы потребителей Размеры рынка (число покупателей) Размеры рынка (число покупателей) Доход покупателей Доход покупателей Цены на сопряженные товаррры (субституты и дополняющие) Цены на сопряженные товаррры (субституты и дополняющие) Потребительские ожидания Потребительские ожидания

Функция спроса Желание покупателей приобрести какой-либо товаррр зависит от многих факторов: от цены данного товаррра (Р); от цены данного товаррра (Р); от цен на другие товаррры (Рa, Рb,...); от цен на другие товаррры (Рa, Рb,...); от доходов покупателей (I); от доходов покупателей (I); от их вкусов и предпочтений (Т). от их вкусов и предпочтений (Т).

Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и ценой и количеством блага, количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

Кривая спроса по горизонтальной оси отложены величины спроса на товаррр, по горизонтальной оси отложены величины спроса на товаррр, по вертикальной - цена на товарр. по вертикальной - цена на товарр. Из рис. видно: чем выше цена товаррра, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. Из рис. видно: чем выше цена товаррра, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

Функция спроса При изменении значений указанных факторов изменится и величина спроса Зависимость величины(объема) спроса от факторов, его определяющих, называется в экономике функцией спроса. Зависимость величины(объема) спроса от факторов, его определяющих, называется в экономике функцией спроса. Ее вид: Ее вид: Qd = f (P, Pa, Pb, … I, T), Qd = f (P, Pa, Pb, … I, T), где Qd – объем спроса, а P, Pa, Pb, … I, T – факторы, от которых зависит объем спроса (детерминанты спроса). где Qd – объем спроса, а P, Pa, Pb, … I, T – факторы, от которых зависит объем спроса (детерминанты спроса).

Детерминанты спроса Ценовые и неценовые Д Ценовые и неценовые Д При построении модели функции спроса считают, что неценовые Д неизменны. При построении модели функции спроса считают, что неценовые Д неизменны. При изменении неценовых Д кривая спроса сдвигается влево или вправо (поэтому их называют факторами изменения спроса) При изменении неценовых Д кривая спроса сдвигается влево или вправо (поэтому их называют факторами изменения спроса)

Влияние неценовых детерминант P D1 D3 D2

Сдвиг кривой спроса вверх. большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига

Перемещение по кривой спроса Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

Влияние неценовых факторов 1. потребительские вкусы : мода повышает спрос (сдвиг кривой спроса вправо) или снижает спрос (товаррр стал немодным) – сдвиг кривой спроса влево 1. потребительские вкусы : мода повышает спрос (сдвиг кривой спроса вправо) или снижает спрос (товаррр стал немодным) – сдвиг кривой спроса влево 2. рост числа покупателей – повышает спрос (уменьшение – снижает) 2. рост числа покупателей – повышает спрос (уменьшение – снижает) Пример: увеличение рождаемости – рост спроса на «малышовые» товаррры Пример: увеличение рождаемости – рост спроса на «малышовые» товаррры

Влияние дохода товаррры нормальные С растет с ростом Д Первой необходимости Темп роста С меньше темпа роста Д Предметы роскоши Темп роста С больше темпа роста Д Низшего качества С снижается с ростом Д

Товары Гиффена -некачественные товаррры, которые занимают большой удельный вес в бюджете потребителя -некачественные товаррры, которые занимают большой удельный вес в бюджете потребителя Английский экономист Роберт Гиффен ( ) был журналистом и статистиком, государственным служащим, а не теоретиком. Возвышению Гиффена способствовал Маршалл, который в 1895 г. связал имя Гиффена с указанным повторяющимся экономическим явлением. В настоящее время к сложным реалиям товаррров-благ Гиффена у экономистов усиливается негативное отношение, так как есть подозрения в излишней надуманности данного понятия. Английский экономист Роберт Гиффен ( ) был журналистом и статистиком, государственным служащим, а не теоретиком. Возвышению Гиффена способствовал Маршалл, который в 1895 г. связал имя Гиффена с указанным повторяющимся экономическим явлением. В настоящее время к сложным реалиям товаррров-благ Гиффена у экономистов усиливается негативное отношение, так как есть подозрения в излишней надуманности данного понятия.

Кривые Энгеля Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Она названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля ( ), исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода. Она названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля ( ), исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.

критика Немецкий статистик А. Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов на жилище. С. Стру- милин на материалах пензенских бюджетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов. Немецкий статистик А. Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов на жилище. С. Стру- милин на материалах пензенских бюджетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов. Следовательно, связывать долю расходов семьи на питание с уровнем доходов, как это предлагал Энгель, некорректно, ибо должны учитываться и другие обстоятельства, на что указывали А. Швабе и С. Струмилин. Следовательно, связывать долю расходов семьи на питание с уровнем доходов, как это предлагал Энгель, некорректно, ибо должны учитываться и другие обстоятельства, на что указывали А. Швабе и С. Струмилин.

Станисла́в Гу́ставович Струми́лин (Струми́лло-Петрашке́вич) Станисла́в Гу́ставович Струми́лин (Струми́лло- Петрашке́вич) (17 (29) января 1877, с. Дашковцы, Подольская губерния, Российская империя 25 января 1974, Москва, РСФСР) советский экономист и статистик, академик АН СССР (1931), Герой Социалистического Труда (1967). Лауреат Ленинской (1958) и Сталинской (1942) премий. Один из авторов планов индустриализации СССР. Станисла́в Гу́ставович Струми́лин (Струми́лло- Петрашке́вич) (17 (29) января 1877, с. Дашковцы, Подольская губерния, Российская империя 25 января 1974, Москва, РСФСР) советский экономист и статистик, академик АН СССР (1931), Герой Социалистического Труда (1967). Лауреат Ленинской (1958) и Сталинской (1942) премий. Один из авторов планов индустриализации СССР.17 (29) января 1877Дашковцы Подольская губерния Российская империя 25 января 1974Москва РСФСРэкономист статистикакадемикАН СССРиндустриализации СССР17 (29) января 1877Дашковцы Подольская губерния Российская империя 25 января 1974Москва РСФСРэкономист статистикакадемикАН СССРиндустриализации СССР

Спрос Индивидуальный Индивидуальный Рыночный Рыночный Совокупный Совокупный

Спрос (реально предъявляемый спрос на товаррры и услуги) Действительный (реально предъявляемый спрос на товаррры и услуги) Реализованный (часть действительного спроса, которая реализована в купленных товарррах и услугах) Реализованный (часть действительного спроса, которая реализована в купленных товарррах и услугах) Неудовлетворенный (нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаррров или несоответствия их качества, ассортимента требованиям покупателей) Неудовлетворенный (нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаррров или несоответствия их качества, ассортимента требованиям покупателей)

Неудовлетворенный спрос Имеет различный формы: Имеет различный формы: Скрытый Скрытый Явный Явный Текущий Текущий Мобильный Мобильный накопленный накопленный

виды спроса виды спроса Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товаррра, они не заинтересованы и безразличны к нему. Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товаррра, они не заинтересованы и безразличны к нему. Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаррров и услуг. Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаррров и услуг. Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаррров, производимых предприятием. Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаррров, производимых предприятием. Нерегулярный - сезонный спрос. Нерегулярный - сезонный спрос. Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие. Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие. Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товаррра. Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товаррра. Нерациональный - спрос на товаррры, вредные для здоровья. Нерациональный - спрос на товаррры, вредные для здоровья.

Функция спроса

Индивидуальный спрос - спрос, - спрос,предъявляемый на рынке отдельным покупателем Цена ед. (руб.) Величи на спроса А (ед) Величи на спроса В (ед.)

Рыночный спрос - спрос, - спрос,предъявляемый на рынке всеми Покупателями (А и В) Цена ед. (руб.) Величи- на спроса А (ед) Величи- на спроса В (ед.) Рыноч ный спрос

- спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями - спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями определяется путем сложения величин спроса на отдельный товаррр(услугу) по каждой конкретной цене

Совокупный спрос - общее количество конечных товаррров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен. - общее количество конечных товаррров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен. Величина совокупного спроса – общая сумма покупок(расходов), осуществляемых в стране при тех уровнях цен, которые в ней сложились Величина совокупного спроса – общая сумма покупок(расходов), осуществляемых в стране при тех уровнях цен, которые в ней сложились

Закон спроса Если допустить, что все детерминанты спроса, за исключением одной – цены рассматриваемого товаррра, остаются неизменными, то каждому значению цены товаррра будет соответствовать определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены: Если допустить, что все детерминанты спроса, за исключением одной – цены рассматриваемого товаррра, остаются неизменными, то каждому значению цены товаррра будет соответствовать определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены: Qd = f (P). Повседневная практика показывает, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Повседневная практика показывает, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается.

Закон спроса Существует обратная зависимость между ценой и количеством товаррра приобретаемого на рынке при прочих равных условиях. Существует обратная зависимость между ценой и количеством товаррра приобретаемого на рынке при прочих равных условиях.

Причины существования обратной зависимости 1. снижение цен увеличивает число покупателей 1. снижение цен увеличивает число покупателей 2. снижение цен расширяет покупательную способность потребителей 2. снижение цен расширяет покупательную способность потребителей 3. насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы его покупать только по более низким ценам 3. насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы его покупать только по более низким ценам

Эластичность спроса Понятие эластичности ввел Понятие эластичности ввел МАРШАЛЛ Альфред ( ), английский экономист, основатель Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в гг. возглавлял кафедру политической экономии в того же университета. МАРШАЛЛ Альфред ( ), английский экономист, основатель Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в гг. возглавлял кафедру политической экономии в того же университета.

Эластичность спроса - важнейшая характеристика - важнейшая характеристика Показывает зависимость изменения спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.) Показывает зависимость изменения спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.)

Эластичность спроса Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в процентах) при изменении цены на один процент Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в процентах) при изменении цены на один процент Коэффициент ценовой эластичности спроса – отношение изменения числа покупок (в%) к изменению цены (в%) Коэффициент ценовой эластичности спроса – отношение изменения числа покупок (в%) к изменению цены (в%)

Классификация товаррров по эластичности спроса Товары эластичного спроса (Коэф. Эластичности больше 1) Товары эластичного спроса (Коэф. Эластичности больше 1) пример – предметы роскоши пример – предметы роскоши Товары неэластичного спроса (коэф. Эластичности меньше 1) Товары неэластичного спроса (коэф. Эластичности меньше 1) (пример – товаррры первой необходимости) Абсолютная неэластичность Ep=0 Единичная эластичность (Ер=1)

Абсолютно неэластичный спрос(Ер=0)

Абсолютно эластичный спрос (Ер=)

Эластичность спроса На рисунке показано изменение спроса на товаррр при снижении его цены. На рисунке показано изменение спроса на товаррр при снижении его цены.

Ценовая эластичность Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен: Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен: Ер=Q/Р Ер=Q/Р где Q – изменение величины спроса, %; где Q – изменение величины спроса, %; Р – изменение цены, %; Р – изменение цены, %; Р в индексе означает, что эластичность, рассматривается по цене. Р в индексе означает, что эластичность, рассматривается по цене.

пример снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен: снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен: Ер=10/(-5) =-2; ׀Ер׀ = 2. Ер=10/(-5) =-2; ׀Ер׀ = 2. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

примеры 1. товаррр А - Рост цены на 40% вызывает падение спроса на 10% 1. товаррр А - Рост цены на 40% вызывает падение спроса на 10% Эластичность спроса по цене Эластичность спроса по цене (-10%)/40%=-0,25 (-10%)/40%=-0,25 2. товаррр В - падение цены на 5% вызывает рост величины спроса на 15% 2. товаррр В - падение цены на 5% вызывает рост величины спроса на 15% Эластичность 15%/(-5%) = -3 Эластичность 15%/(-5%) = -3

Влияние ценовой эластичности Если спрос неэластичен, то общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товаррра При эластичном спросе направление изменений противоположны При единичной эластичности выручка не изменяется

Эластичность по доходу Коэф.Эластичности спроса по доходу – показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя Коэф.Эластичности спроса по доходу – показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя Если Ед отрицательный – товаррры недоброкачественные Если Ед отрицательный – товаррры недоброкачественные Если больше 0 – нормальные товаррры Если больше 0 – нормальные товаррры Ед <1 предметы первой необходимости Ед <1 предметы первой необходимости Ед=1 предметы второй необходимости Ед=1 предметы второй необходимости Ед>1 предметы роскоши Ед>1 предметы роскоши

Виды эластичности спроса Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товаррра, выраженной кривой спроса на некотором отрезке Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товаррра, выраженной кривой спроса на некотором отрезке Точечная эластичность – определятся значением тангенса угла касательно с горизонтальной осью Точечная эластичность – определятся значением тангенса угла касательно с горизонтальной осью

Перекрестная эластичность Еху – коэф. перекрестной эластичности характеризует степень реакции объема спроса на один товаррр Х при изменении цены на другой товаррр У, зависит от отношений товаррров друг к другу Еху – коэф. перекрестной эластичности характеризует степень реакции объема спроса на один товаррр Х при изменении цены на другой товаррр У, зависит от отношений товаррров друг к другу При взаимозаменяемости Еху>0 При взаимозаменяемости Еху>0 Для взаимодополняющих Еху <0 Для взаимодополняющих Еху <0 Нейтральное отношение Еху =0 Нейтральное отношение Еху =0

ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов. - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.

Дуговая эластичность Р0 - начальная цена; Р0 - начальная цена; Q0 - начальный объем спроса; Q0 - начальный объем спроса; P1 - новая цена; P1 - новая цена; Q1 - новый объем спроса. Q1 - новый объем спроса.

Коэффициент дуговой эластичности

Применение дуговой эластичности Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов. Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов. Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен. Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.

Применение при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности а при больших (например, свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности

Точечная эластичность - эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения. - эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения. Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменениям цен, доходов и т. д. Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменениям цен, доходов и т. д.

Точечная эластичность отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов. отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов. Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. В данном варианте обычно функция спроса или предложения не задана. В данном варианте обычно функция спроса или предложения не задана.

Точечная эластичность Если абсолютное значение Е больше единицы, спрос будет эластичным. Если абсолютное значение Е меньше единицы, но больше нуля – спрос неэластичен

Эффект дохода Заключается в том, что при снижении цены (или росте дохода) товаррр становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и потому покупатель способен приобрести этот товаррр в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок, и наоборот