Разработка урока по теме: Изучение нового вида теплопередачи (конвекции). (8 класс)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конвекция 8 класс Автор: Новиков А.В.. Задание 1 Заполните пропуски в тексте 1. Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух, находящийся между.
Advertisements

Автор и руководитель: Беловская основная общеобразовательная школа.
Виды теплопередачи Вопрос: Что происходит с телом за счет теплопередачи? Ответ: За счет теплопередачи изменяется внутренняя энергия тела.
Уроки физики в 8 классе 1. 2 Теплопроводность Конвекция Способы изменения внутренней энергии тела Излучение Совершение механической работы Теплопередача.
Учитель физики: Подосёнова Любовь Николаевна Стаж работы : 19 лет Первая категория 2009 МОУ Рымникская СОШ.
Раздел: тепловые явления. Цель урока: Продолжить изучение тепловых явлений на основе фронтального эксперимента в форме активной деятельности учащихся.
ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ. Перенос энергии от более нагретых участков к менее нагретым путем движения и взаимодействия частиц.
Цели урока: Познакомить учащихся с одним из видов теплообмена – теплопроводностью; Научить объяснять явление теплопроводности ; Изучить теплопроводность.
Тема урока: Применение знаний о видах теплопередачи в быту. Тема урока: Применение знаний о видах теплопередачи в быту.
Презентации по физике Тема: «Теплообмен в природе и быту»
Жидкости и газы следует нагревать снизу. При прогревании сверху- конвекция не происходит, т.к. нагретые слои не могут опуститься ниже холодных. Конвекция.
Цель урока: Раскрыть механизм передачи энергии в жидкостях и газах;
Тепловые явления. Опишите превращения энергии в данных примерах Способы изменения внутренней энергии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 58 города.
Урок физики в 8 классе Способы изменения внутренней энергии Выполнила: учитель физики МБОУ СОШ 1 г. Ессентуки Шведенко И.В.
Конвеция. Излучение. 18 сентября Конвеция. Излучение. 8 класс Валиева Ю.Ф.
Известно, что бризы - это местные ветры, дующие днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ КОНВЕКЦИЯ ИЗЛУЧЕНИЕ, или ЛУЧИСТЫЙ ТЕПЛООБМЕН.
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ КОНВЕКЦИЯ ЛУЧИСТЫЙ ТЕПЛООБМЕН Тест 1.Конвекцией называют вид теплопередачи, при котором энергия … А. Передается от нагретого тела с.
Подготовила: Клещерова Оксана Проверил: Янковский Михаил Максимович.
Транксрипт:

Разработка урока по теме: Изучение нового вида теплопередачи (конвекции). (8 класс)

Урок: Изучение нового вида теплопередачи (конвекции)(8 класс) Цели урока: Цели урока: познакомить учащихся с конвекцией, выяснить причины её возникновения; изучить примеры проявления в природе;познакомить учащихся с конвекцией, выяснить причины её возникновения; изучить примеры проявления в природе; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию групповой работы;развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию групповой работы; развитие творческого мышления учащихся.развитие творческого мышления учащихся.

I.Ориентировочно- мотивационный этап 1. Актуализация знаний о теплопередаче, выравнивание стартовых позиций. 2. Создание ситуации успеха. Задание Проблемная ситуация, постановка учебной задачи. Задание 2. Опыт 1.

II.Операционально- исполнительский этап 1. Задание 2. Опыт Задание 2. Опыт Задание Задание 4.

III. Рефлексивно-оценочный этап 1. Обобщение темы урока. Задание Итоговая самооценка. 3. Домашнее задание.

Оборудование и материалы: Компьютерный измерительный блок. Мультимедийный проектор (телевизор), датчик температуры ( С) – 2 шт., рабочее поле со стержнями, плата с зажимами - 2 шт., стакан из термостойкого стекла, теплоизоляционная перегородка. Штативы, алюминиевый стакан от калориметра, прибор для демонстрации конвекции в жидкости, спиртовка, вертушка для демонстрации конвекции в газе, ложка, раздаточный материал. Компьютерный измерительный блок. Мультимедийный проектор (телевизор), датчик температуры ( С) – 2 шт., рабочее поле со стержнями, плата с зажимами - 2 шт., стакан из термостойкого стекла, теплоизоляционная перегородка. Штативы, алюминиевый стакан от калориметра, прибор для демонстрации конвекции в жидкости, спиртовка, вертушка для демонстрации конвекции в газе, ложка, раздаточный материал.

Источники информации: Тепловые явления. Руководство по выполнению экспериментов. – М.: МГИУ, с Тепловые явления. Руководство по выполнению экспериментов. – М.: МГИУ, с Тульчинский М.Е. качественные задачи по физике в 6 –7 классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», Тульчинский М.Е. качественные задачи по физике в 6 –7 классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. – М.: УМЦ «Школа 2000 …», Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. – М.: УМЦ «Школа 2000 …», 2004.

Содержание урока I.Ориентировочно-мотивационный этап: 1. Актуализация знаний о теплопередаче, выравнивание стартовых позиций. 1. Актуализация знаний о теплопередаче, выравнивание стартовых позиций. 2. Создание ситуации успеха. 2. Создание ситуации успеха. Учитель организует работу в группах, выдаёт раздаточный материал, предлагает выполнить задание 1. Учащиеся обращают внимание на то, что воздух плохой проводник тепла. Вопросы простые, по прошлой теме. Ситуация успеха.

Задание 1 Заполните пропуски в тексте: 1. Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух, находящийся между ними, обладает … теплопроводностью. 2. Медь, свинец, сталь, обладают … теплопроводностью. 3. Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Опилки обладают … теплопроводностью. 4. Чтобы ручка утюга не нагревалась, её делают из пластмассы. Пластмасса обладает … теплопроводностью. 5. В строительной технике широко применяют пористый строительный материал (газобетон, пенопласт и т.д.), потому что он обладает … теплопроводностью. 6. Вывод – у газов (воздуха) … теплопроводность. Слова для вставки: плохой, хорошей.

3. Проблемная ситуация, постановка учебной задачи. Учитель показывает опыт 1 «Наблюдение конвекции в газе». Датчик температуры нагревается когда он над рукой и не нагревается когда он под ней.

Задание 2 Пронаблюдайте опыты и графики к ним, ответьте на вопросы. Пронаблюдайте опыты и графики к ним, ответьте на вопросы. Опыт 1. Опыт Воздух плохой проводник, но тепло проводит. Почему? 1. Воздух плохой проводник, но тепло проводит. Почему? 2. Когда рука сверху воздух не проводит тепло, когда снизу – проводит. Почему? 2. Когда рука сверху воздух не проводит тепло, когда снизу – проводит. Почему? 3. Как изменилась температура датчика от 18,6 с до 35 с? 3. Как изменилась температура датчика от 18,6 с до 35 с?

Ситуация успеха переходит в ситуацию всеобщего неуспеха В конце первого этапа происходит формирование проблемы и цели урока, не учителем, а самими учащимися, на основе нехватки знаний для решения данной проблемы. В конце первого этапа происходит формирование проблемы и цели урока, не учителем, а самими учащимися, на основе нехватки знаний для решения данной проблемы. Учащиеся отвечают на вопросы задания 2 к опыту 1 Учащиеся отвечают на вопросы задания 2 к опыту 1 и приходят сами к выводу о том, что есть другой вид теплопередачи, кроме теплопроводности. Формулируют сами цель урока: изучить новый вид теплопередачи. и приходят сами к выводу о том, что есть другой вид теплопередачи, кроме теплопроводности. Формулируют сами цель урока: изучить новый вид теплопередачи. После обсуждения учитель говорит название нового вида теплопередачи, т. к. учащиеся не знают его, и записывает на доске тему урока: «Конвекция». После обсуждения учитель говорит название нового вида теплопередачи, т. к. учащиеся не знают его, и записывает на доске тему урока: «Конвекция».

II.Операционально-исполнительский этап: Учитель показывает опыт 2 «Наблюдение конвекции в газе». Над нагретым цилиндром и под ним находятся датчики температуры. Верхний датчик нагревается, нижний – нет. Учитель показывает опыт 2 «Наблюдение конвекции в газе». Над нагретым цилиндром и под ним находятся датчики температуры. Верхний датчик нагревается, нижний – нет.

Вопросы к опыту 2 1. Почему верхний термометр нагревается до более высокой температуры, чем нижний? 2. Какова разность температур верхнего и нижнего термометра? Сравните разность температур в опыте 1 и опыте 2.

Учитель демонстрирует опыт 3 «Наблюдение естественной конвекции в жидкости и газе».

Учащиеся наблюдают одновременное движение жидкости в трубке и вращение вертушки и отвечают на вопросы. Учащиеся наблюдают одновременное движение жидкости в трубке и вращение вертушки и отвечают на вопросы. 1. Чем вызвано движение окрашенной жидкости в сосуде? 2. Чем вызвано вращение вертушки? Из обсуждения результатов опытов 2-3 учащиеся делают вывод: Из обсуждения результатов опытов 2-3 учащиеся делают вывод: энергия переносится струями вещества (газа и жидкости). энергия переносится струями вещества (газа и жидкости).

Учитель демонстрирует опыт 4 «Наблюдение конвекции при смешивании горячей и холодной воды, разделённой до этого перегородкой». «Наблюдение конвекции при смешивании горячей и холодной воды, разделённой до этого перегородкой».

1. Почему, при смешивании жидкости наблюдаются затухающие температурные кривые в виде пульсаций?

2. Сравните температуру смеси с расчётной (среднее арифметическое между горячей и холодной водой).

3. Почему на разной глубине датчики показывают разную температуру?

4. Чему равна температура воды после перемешивания её ложкой?

5. Чем переносится энергия во всех опытах? 6. Как могли бы измениться результаты опытов, если вместо воды взять другую жидкость? 7. Что произошло бы в опыте 4, если сразу после удаления перегородки воду перемешать?

Учащиеся обращают внимание на то, что естественная конвекция происходит из-за различия температур в разных местах среды и вызванного этим различия плотностей. При вынужденной конвекции энергия нагретой жидкости или газа переносится, главным образом, с помощью насоса, мешалок и других устройств. Учащиеся обращают внимание на то, что естественная конвекция происходит из-за различия температур в разных местах среды и вызванного этим различия плотностей. При вынужденной конвекции энергия нагретой жидкости или газа переносится, главным образом, с помощью насоса, мешалок и других устройств. Учитель предлагает выполнить, а учащиеся выполняют 3-е и 4-е задание. Учитель предлагает выполнить, а учащиеся выполняют 3-е и 4-е задание.

Задание 3 1. Продолжите и запишите в тетрадь определение. Конвекция – это вид теплопередачи, при котором энергия …. 2. Запишите виды конвекции. Задание 4 Ответьте на вопросы: 1. Почему жидкости и газы нагревают снизу? 2. Почему батареи отопления помещают обычно внизу под окнами, кондиционеры – наверху? 3. Почему невозможна передача энергии конвекцией в твёрдых телах? 4. Почему при нагревании жидкости сверху конвекция не возникает?

III. Рефлексивно-оценочный этап: 1. Обобщение темы урока. 2. Итоговая самооценка. 3. Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить задание 5, ответить на вопросы анкеты. Знаю, и могу объяснить другому. Знаю, но надо подучить. Не знаю. Что такое конвекция? В чём различие между конвекцией и теплопроводностью? Как происходит естественная конвекция? Как происходит вынужденная конвекция? Напишите коротко ответ на вопрос: « В чём на ваш взгляд преимущества применения компьютерного блока на уроке?»

Учащиеся отвечают на обобщенные вопросы по теме, соотносят свои полученные знания с поставленной целью. Удалось ли им достигнуть цели? Рассматривают вопросы на проверку понимания темы. Делают для себя вывод, насколько они были успешны на уроке, что необходимо предпринять, чтобы лучше усвоить понятие конвекции. Сдают анкету. Учащиеся отвечают на обобщенные вопросы по теме, соотносят свои полученные знания с поставленной целью. Удалось ли им достигнуть цели? Рассматривают вопросы на проверку понимания темы. Делают для себя вывод, насколько они были успешны на уроке, что необходимо предпринять, чтобы лучше усвоить понятие конвекции. Сдают анкету.

Домашнее задание: 1 уровень. §5, задачи , уровень. §5, задачи ,767. По желанию: По желанию: 2 уровень. 1. Изготовить прибор для демонстрации конвекции. 2 уровень. 1. Изготовить прибор для демонстрации конвекции. 2. Подготовить доклад о проявлении конвекции в природе и технике. 2. Подготовить доклад о проявлении конвекции в природе и технике. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.