Тип ССП 1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только...,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У, всё, получится, нас, сегодня.. У нас всё сегодня получится.
Advertisements

Урок решения грамматических задач по теме «Вводные слова» «ПРОВЕРЬ СЕБЯ, или ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ВВОДНЫХ СЛОВ»
Тема занятия 11: Тема занятия 11: «Простое осложненное и сложносочиненное предложение»
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Тема занятия 29: « Сложное предложение с разными видами связи ».
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Лингвистическая минутка Лингвистическая минутка Какое отношение «вводные слова» имеют к «воде» и «подводным камням»?Какое отношение «вводные слова» имеют.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Подготовка к ЕГЭ Вводные слова. Назовите обращения и грамматическую основу в предложениях. 1) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ РАСШИРЯЙ ПОЗНАНИЯ ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЭТО НАДО? ПРИОБРЕТАЙ НАВЫКИ ПРОВЕРЬ СЕБЯ РАЗВИВАЙ.
Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению задания А10 Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Структура предложения.
Двенадцатое февраля. Классная работа.. Вводные конструкции : Какие вы знаете вводные конструкции ?
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Цель урока – выработать у учащихся умения и навыки видеть в тексте члены предложения, осложняющие его, и правильно расставлять знаки препинания. Простое.
Транксрипт:

Тип ССП 1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский). Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев). Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский). Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое (Тургенев). 2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но). Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков). Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен). Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков). Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский). Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский). Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов). 3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (пословица). Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев). То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

А 19. Однородные члены предложения Однородными называются такие члены предложения, которые: 1) играют в предложении одну и ту же синтаксическую роль; 2) связаны с одним и тем же главным словом посредством одного и того же вопроса; 3) соединены между собой сочинительной связью, что говорит об их смысловом равноправии в предложении; 4) часто бывают выражены одной и той же частью речи. Разъясним сказанное схемой: Она любила танцы, книги и романтические встречи. Перед нами ряд однородных дополнений (танцы, книги, встречи), все они зависят от одного и того же сказуемого, отвечают на один и тот же вопрос и являются равноправными по смыслу.

Вариант 1. Молодые великаны–сосны устремлены в голубое небо( ) и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 1. Молодые великаны–сосны устремлены в голубое небо ( ) и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 2. Зимним утром слетаются на берёзы тетерева ( ) и клюют бурые серёжки. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 2. Зимним утром слетаются на берёзы тетерева ( ) и клюют бурые серёжки. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 3. Раннее утро в самом разгаре ( ) и дышится по- весеннему легко и радостно. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Вариант 3. Раннее утро в самом разгаре ( ) и дышится по- весеннему легко и радостно. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Вариант 4. С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья ( ) и по тропинке в октябре нельзя ступать. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Вариант 4. С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья ( ) и по тропинке в октябре нельзя ступать. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Вариант 5. Яркая молния передёрнула небо ( ) и я увидел над окном дымный облачный вал. 1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 5. Яркая молния передёрнула небо ( ) и я увидел над окном дымный облачный вал. 1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 6. Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья. 1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И не нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 6. Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья. 1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И не нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 7. До отхода поезда оставалось всего несколько минут ( ) и становилось всё грустнее от предстоящей разлуки. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вариант 7. До отхода поезда оставалось всего несколько минут ( ) и становилось всё грустнее от предстоящей разлуки. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями.

Обособленные определения и обособленные приложения Могут обособляться как согласованные, так и несогласованные определения. Согласованные обособленные определения обычно выражаются причастными оборотами и оборотами на базе прилагательного. Волны, рвущие побережье на части, гудели победно и грозно. Вразвалку вошел мастер, весь черный от угольной пыли. Реже согласованные обособленные определения бывают выражены одиночными причастиями и прилагательными. Спящий, он казался ей еще суровей. Постройки, новые, свежие, казались пряничными. Особым случаем обособленного определения считается обособленное приложение определение, выраженное существительным. Особенно лицеисты полюбили Галича, профессора российской и латинской словесности. Не следует путать обособленные согласованные определения с придаточными определительными предложениями. Несогласованные обособленные определения обычно выражаются оборотами, в основе которых находится существительное в косвенном падеже, реже наречие либо форма сравнительной степени прилагательного. Сторож, в рваной ушанке и рукавицах, тем не менее выглядел внушительно. Бетонные блоки, впритык и кое-где внакладку, громоздились за участком. Эта комната, гораздо светлее и шире предыдущей, мне понравилась. Обособленные обстоятельства. Типы обособленных обстоятельств Обычно обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с производным предлогом. Почти всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособления не происходит при следующих условиях: Деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.). Не бросайся в драку, очертя голову! Одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение ( например нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.). Живите-ка _ смеясь! (Т.е. весело, без забот.) Шел он _ не торопясь. (Т.е. медленно.)

Вариант 1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в солнечный день. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 4

Вариант 1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в солнечный день. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 4

Вариант 2. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 1, 3 4) 2, 4

Вариант 2. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 1, 3 4) 2, 4

Вариант 3. Смешиваясь с соленными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу. 1) 1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

Вариант 3. Смешиваясь с соленными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу. 1) 1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

Вариант 4. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте. 1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 4

Вариант 4. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте. 1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 4

Вариант 5. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головой такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

Вариант 5. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головой такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

Вариант 6. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3, 4

Вариант 6. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3, 4

Вариант 7. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 3, 4

Вариант 7. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 3, 4

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

А 21. Вводные слова. Вводные слова и сочетания выделяются запятыми. Янтарь, собственно говоря, не является настоящим камнем. Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, то вместо первой запятой ставится тире. Городничий, судья, смотритель богоугодных заведений словом, все чиновники в городе берут взятки. Если вводное сочетание реализовано не полностью, то после него ставится тире. С одной стороны, герои его вполне обыкновенны, с другой сама их обыкновенность намеренно преувеличена. Следует различать одни и те же формы в роли вводных слов и в роли членов предложения. Он, очевидно, отдыхает. Его превосходство всем очевидно. Я, кажется, вас поняла. Она кажется утомленной. Кажется, что ветер стихает. Следующие слова обычно не являются вводными : авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Вариант 1. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4

Вариант 1. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4

Вариант 2. В Академии художеств В.И.Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4

Вариант 2. В Академии художеств В.И.Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4

Вариант 3. С одной стороны (1) безмолвствовали горы, а с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

Вариант 3. С одной стороны (1) безмолвствовали горы, а с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

Вариант 4. Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты – это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

Вариант 4. Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты – это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

Вариант 5. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить. 1) 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

Вариант 5. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить. 1) 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

Вариант 6. Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 3, 4

Вариант 6. Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 3, 4

Вариант 7. Мой брат (1) кажется (2) начинал понимать всю важность предстоящих событий. Иногда наш класс (3) кажется (4) мне большой дружной семьёй. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 3, 4

Вариант 7. Мой брат (1) кажется (2) начинал понимать всю важность предстоящих событий. Иногда наш класс (3) кажется (4) мне большой дружной семьёй. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 3, 4

Знаки препинания в простом осложненном предложении ( с однородными членами).

Вариант 1. 1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы. 2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей. 3) Со вниманием и любовью написаны художником и обстановка дома и одежда персонажей картины и каждый предмет. 4) С особой энергией и увлечённостью действовал В.В.Стасов в качестве художественного и музыкального критика.

Вариант 1. 1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы. 2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей. 3) Со вниманием и любовью написаны художником и обстановка дома и одежда персонажей картины и каждый предмет. 4) С особой энергией и увлечённостью действовал В.В.Стасов в качестве художественного и музыкального критика.

Вариант 2. 1) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков. 2) В Приморье много закрытых бухт и заливов. 3) А.Х.Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ. 4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.

Вариант 2. 1) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков. 2) В Приморье много закрытых бухт и заливов. 3) А.Х.Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ. 4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.

Вариант 3. 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. 2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике. 3) Алогичность соединения создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность. 4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Вариант 3. 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. 2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике. 3) Алогичность соединения создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность. 4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Вариант 4. 1) Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах. 2) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением. 3) Во взгляде автора «Слова о полку Игореве» мы угадываем и любование бесконечными просторами и доподлинное знание окружающего мира. 4) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.

Вариант 4. 1) Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах. 2) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением. 3) Во взгляде автора «Слова о полку Игореве» мы угадываем и любование бесконечными просторами и доподлинное знание окружающего мира. 4) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.

Вариант 5. 1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре. 2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами. 3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки. 4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

Вариант 5. 1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре. 2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами. 3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки. 4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

Вариант 6. 1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. 2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами. 3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки. 4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

Вариант 6. 1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. 2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами. 3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки. 4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

Вариант 7. 1) Огонь костра то разрастается то угасает. 2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики. 3) Задумайте любое числи и увеличьте его на три. 4) Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.

Вариант 7. 1) Огонь костра то разрастается то угасает. 2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики. 3) Задумайте любое числи и увеличьте его на три. 4) Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.

БСП /. Ставится запятая Простые предложения в составе бессоюзного тесно связаны по смыслу, ничем не осложнены, в них перечисляются одновре­менно или последовательно происходящие события. Упала ночь, зажглись в лугах костры. Накануне выпал небольшой снежок, подморозило, от снега было светло вокруг. 2. Ставится точка с запятой Простые предложения менее тесно связаны по смыслу, внутри них уже есть знаки препинания. Небо покрыто было тучами; я надеялся, что ветер, который час от часу усиливался, их разгонит. 3. Ставится двоеточие Второе предложение раскрывает содержание первого (а именно). Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении (потому что). Второе предложение дополняет первое. Иногда в первом предло­жении могут быть пропущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал (что). а) Теперь была только одна забота: хватит ли продовольствия? б) Метелице стало холодно: он был в расстегнутой солдатской фуфайке поверх гимнастерки с оторванными пуговицами, в) Я знал: удар судьбы меня не обой­дет. Шмахин взглянул на часы: было только без десяти семь. 4. Ставится тире Резкое противопоставление. (а, но) Первое предложение обозначает время или условие (когда, если). Сравнение (как, словно). Вывод, следствие. (значит, поэтому) Неожиданный результат, быст­рая смена событий. а) Смелые побеждают - трусливые погибают, б) Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теп­лым запахом ночи, в) Ты запела песню светлую - коло­кольчики звенят, г) На стене ни одного образа - дурной знак! д) На полном бегу набок салазки - Саша в снегу.

Возможные трудности Можно допустить ошибку при различении сложного бессоюзного предложения и простого предложения с обобщающим словом при однородных членах. Все кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над головой.(Простое? Сложное?) Добрые советы Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения. Выясните, где стоит двоеточие (тире): между частями сложного предложения либо внутри простого. Это позволит вам исключить из рассмотрения некоторые варианты ответа. Не следует считать отдельной грамматической основой ряд однородных подлежащих, стоящих после обобщающего слова: Все кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над головой. (Простое предложение с обобщающим словом и однородными подлежащими.)

Вариант 1. В середине 18 столетия взоры русских художников обратились в прошлое: в России появилась и стала привлекать всё большее внимание мастеров историческая живопись. 1) Первая часть бессоюзного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

Вариант 1. В середине 18 столетия взоры русских художников обратились в прошлое: в России появилась и стала привлекать всё большее внимание мастеров историческая живопись. 1) Первая часть бессоюзного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

Вариант 2. Всех неудержимо тянуло к этому искреннему во всех проявлениях человеку: его радостно встречали на открытии выставки и на премьере спектакля, настойчиво приглашали на лекции и обсуждения. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

Вариант 2. Всех неудержимо тянуло к этому искреннему во всех проявлениях человеку: его радостно встречали на открытии выставки и на премьере спектакля, настойчиво приглашали на лекции и обсуждения. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

Вариант 3. Никогда я не видел такой осени: ни облачка не было на прозрачном небе. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, уточняет содержание того, о чём говорится в первой части.

Вариант 3. Никогда я не видел такой осени: ни облачка не было на прозрачном небе. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, уточняет содержание того, о чём говорится в первой части.

Вариант 4. Замечательный человек и учёный Н.Н.Миклухо- Маклай занимает среди великих путешественников 19 века особое место: он исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали. 1) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 4) Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Вариант 4. Замечательный человек и учёный Н.Н.Миклухо- Маклай занимает среди великих путешественников 19 века особое место: он исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали. 1) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 4) Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Вариант 5. Импрессионисты Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни: они стали изображать мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Вариант 5. Импрессионисты Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни: они стали изображать мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Вариант 6. С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Вариант 6. С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Вариант 7. Игра с правилами учит общаться: дети учатся договариваться между собой, уступать друг другу, слышать собеседника, развивать его мысли. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

Вариант 7. Игра с правилами учит общаться: дети учатся договариваться между собой, уступать друг другу, слышать собеседника, развивать его мысли. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

Возможные трудности Где следует ставить запятые в следующем случае? Я увидел деревенский дом напротив которого находилась рубленая банька. Добрые советы В подобного рода предложениях есть соблазн поставить запятую непосредственно перед союзным словом (которого) либо после него. Делать этого, не подумав, не следует. Союзное слово может находиться не на границе частей, а внутри придаточного предложения (в нашем примере граница частей проходит после слова дом. Там и нужно ставить запятую. Я увидел деревенский дом, напротив которого находилась рубленая банька.

Вариант 1. Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель. 1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

Вариант 1. Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель. 1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

Вариант 2. Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт. 1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 3

Вариант 2. Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт. 1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 3

Вариант 3. В 80-ые годы 19 века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. 1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

Вариант 3. В 80-ые годы 19 века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. 1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

Вариант 4. Лена – главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 4

Вариант 4. Лена – главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 4

Вариант 5. Долгое время киты (1) наблюдать которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами. 1) 1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4

Вариант 5. Долгое время киты (1) наблюдать которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами. 1) 1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4

Вариант 6. С самого раннего возраста (1) А.Т.Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец. 1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

Вариант 6. С самого раннего возраста (1) А.Т.Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец. 1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

Вариант 7. Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой. 1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 1, 2

Вариант 7. Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой. 1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 1, 2

Добрые советы Советуем повторить соответствующие правила, заглянув в справочные материалы: Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Напомним, что при стечении сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится только тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но. Не бывает скучно в лесу, и, если вы взгрустнёте, повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути. Не бывает скучно в лесу, и если вы взгрустнёте, то повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути. (Обратите внимание на союз если то.)

Вариант 1. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 3

Вариант 1. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 3

Вариант 2. Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла. 1) 1, 2, 3 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4

Вариант 2. Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла. 1) 1, 2, 3 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4

Вариант 3 Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 4

Вариант 3 Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 4

Вариант 4. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 5 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 5

Вариант 4. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 5 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 5

Вариант 5. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

Вариант 5. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

Вариант 6. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало. 1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 3, 4

Вариант 6. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало. 1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 3, 4

Вариант 7. Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы. 1) 1, 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4

Вариант 7. Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы. 1) 1, 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4