Научно-исследовательская работа школьников Составитель: Сидякина Т.Г., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Advertisements

Уровни научно – исследовательской работы Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района МБОУ ДОД «Поспелихинский районный Центр детского творчества»
Добывать знания не легко, но еще непросто их оформить. В каждой науке есть свои законы и правила, есть они и у письменных работ. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Подробный план создания исследовательской работы.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
НОУ ТСОШ 1 Виды исследовательских работ и этапы работы над ними.
Общие требования к оформлению печатного варианта исследовательских работ.
Правила оформления исследовательской работы Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка литературы Талаканской СОШ 6 Амурской области Бурейского.
Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Методические рекомендации по написанию письменных отчетов МУ «Информационно-методический цент системы образования Ейского района» 2012 г.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Рекомендации по содержанию и оформлению исследовательской работы учащегося.
Транксрипт:

Научно-исследовательская работа школьников Составитель: Сидякина Т.Г., учитель русского языка и литературы

Цели: Воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей. Формирование творческой разносторонне развитой личности. Ориентация учащихся на познание как ценность.

Задачи: содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; развивать у школьников познавательную активность и творческие способности; знакомить школьников с методами и приемами научного поиска; учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу; способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами; содействовать профессиональному самоопределению.

Научно-исследовательская работа школьников (НИР) Уровни НИР: 1.Конспект.Конспект. 2.Реферат.Реферат. 3. Исследовательская работа.Исследовательская работа. 4.Научно-исследовательская работа.Научно-исследовательская работа.

Навигация Правила оформления письменной работы 1. Титульный лист. (слайд 20)Титульный лист. 2.Оглавление. (слайд 24)Оглавление. 3. Оформление печатного листа. (слайд 28)Оформление печатного листа. 4. Использование сокращений. (слайд 31)Использование сокращений. 5. Требования к цитированию. (слайд 32)Требования к цитированию. 6. Оформление приложений. (слайд 35)Оформление приложений. 7. Составление списка источников и литературы. (слайд 37)Составление списка источников и литературы.

Творческих успехов!

Список источников 1.Контев, А.В. Основы организации научно- исследовательской работы школьников по истории и историческому краеведению: методическое пособие/ А.В.Контев. – Барнаул: Полиграф-Сервис, – 150 с. 2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А.Ступницкая. – М.: Первое сентября, – 44 с.

Конспект Конспект – краткое изложение содержание публикации (любого письменного, аудио- или видеоисточника). Цель конспекта – кратко изложить содержание, сохранив структуру и особенности текста. Развивающая цель – сформировать навыки работы с текстом (книгой, статьей). Школьник должен научиться: выбирать материал по теме и правильно оформлять записи; видеть логику автора; выделять авторскую позицию и её аргументацию;

Требования к конспекту: 1. Правильное библиографическое описание книги. 2. Сохранение структуры книги. 3. Авторские выводы и аргументы обязательно цитируются дословно, то есть в виде цитат. 4. Отличать авторские аргументы от цитирования автором других исследователей. 5. Обязательное указание конкретных страниц, откуда выписывается информация.

Реферат Реферат – письменная учебно-научная работа на определенную тему, выполняемая на основе осмысления материала, собранного из разных публикаций. Развивающая цель заключается в формировании навыков сбора и обработки материала по теме. Здесь элемент исследования заключается в умении подобрать литературу по теме и выбрать из неё необходимую информацию. Реферат не должен представлять простой набор цитат. Его цель – авторское исследование, проведенное в рамках поставленных цели и задач. Решение этих задач – творческий процесс самого начинающего исследователя. Реферат можно назвать начальным уровнем исследовательской работы.

Задачи реферата: 1. Научиться подбирать литературу по теме. 2. Умение критически оценивать факты и доводы, изложенные в литературе, сопоставлять различные точки зрения, аргументировать свою позицию по обсуждаемому вопросу. 3. Самостоятельно выстраивать логику исследования (структуру реферата). 4. Отбирать материал строго по теме исследования. 5. Сформировать навыки написания авторского письменного текста. 6. Научиться на основе собранного материала делать самостоятельные выводы.

Исследовательская работа Особым уровнем познавательной деятельности является собственно исследовательская работа, связанная с изучением различного рода источников. Развивающая цель такой работы состоит в том, чтобы научиться основам научного поиска (научной эвристики).

Задачи исследовательской работы: 1. Овладеть навыками самостоятельного поиска и анализа источников. Школьник должен уметь самостоятельно находить и изучать источники. 2. Умение анализировать источники, выделять степень новизны. 3. Развивать навыки создания авторского письменного сочинения (логика изложения, выводы).

Научно-исследовательская работа Научное исследование – наиболее высокий уровень познания. Одна из главных функций науки – объяснение фактов через выявление закономерностей и причинно- следственных связей Развивающая цель состоит в развитии интеллектуальных навыков, овладение методами исследования.

Основные компоненты научного исследования Тема исследования должна быть актуальной, четко и ясно сформулированной. Объект исследования – область поиска. Предмет исследования –это то, знание о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования. Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.

Основные компоненты научного исследования Цель исследования всегда должна быть направлена на решение определенной научной проблемы. Она формулируется предельно точно в смысловом отношении, выражает основное, что намерен сделать исследователь. Цель может быть только одна.

Научно-исследовательская работа Задачи исследования – это более детальное рассмотрение вопросов, связанных с темой, они указывают пути и способы достижения цели. Задачи даются в форме перечисления с использованием глаголов: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п. Причем эти глаголы должны предполагать именно интеллектуальную деятельность.

Методы исследования 1. Методы сбора информации (наблюдение, анкетирование и т.п.) 2. Методы обработки данных – методы количественного и качественного анализа собранной на первом этапе информации. Результатом является создание таблиц, графиков, схем и т.п. 3. Интерпретационные методы – методы, с помощью которых создается авторская интерпретация собранных сведений.

Актуальность исследования кратко и аргументировано объяснить, почему была взята эта тема, чем был обусловлен выбор. Значимость работы может быть доказана как собственной аргументацией, так и ссылками на признанные авторитеты в этой сфере.

Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.

Новизна исследования – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов исследования. Относительно школьных работ можно говорить лишь об элементах новизны. Критерии новизны: использование новых, ещё не использованных источников; рассмотрение темы под новым углом зрения; исследование проводится впервые на оригинальную тему; проблема рассматривается в новых рамках (то есть изменяются границы темы).

Правила оформления письменной работы Титульный лист Является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам. Главное его назначение – представить исчерпывающую информацию о самой работе, ее авторе и научном руководителе.

Правила оформления письменной работы В верхнем поле указываются: Название конкурса, на который представлена работа. Полное название учебного заведения, которое представляет работу на конкурс.

Правила оформления письменной работы В среднем поле дается заглавие и вид работы: Название приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Его следует давать крупнее, чем остальные элементы описания, поскольку это главный раздел титула. Название работы всегда должно отражать суть исследования. Вид работы: реферат, доклад, научно- исследовательская работа.

Правила оформления письменной работы Третий раздел титула предназначен для указаний сведений об авторе и научном руководителе: Необходимо дать полные сведения о школьнике: фамилия, имя и отчество (в И.п.), класс, официальное название школы. Полные сведения о научном руководителе: фамилия имя и отчество (а не просто инициалы), должность и место работы. При необходимости можно указать сведения о научном консультанте (если он есть, и при его согласии). В нижнем поле приводится место и год выполнения работы без слова «год».

Оформление раздела «Оглавление» Данный раздел предназначен, во-первых, для того, чтобы наглядно представить структуру письменной работы, а во-вторых, для облегчения поиска нужного раздела читателям.

Требования к рубрикации текста и оглавлению: 1. Каждая рубрика основной части письменной работы должна иметь название, которое даётся без кавычек. 2. На протяжении всей рубрикации избранный признак деления должен оставаться неизменным (по хронологии, по тематике и т.п.). Заголовки должны отражать содержание текста главы или параграфа. 3. Нельзя включать в заголовок сокращенные слова или аббревиатуры.

Требования к рубрикации текста и оглавлению: 4. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте – сокращать или давать их в другой формулировке и последовательности нельзя. 5. Заголовки необходимо располагать один под другим. 6. Все заголовки начинаются с заглавной буквы. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбике оглавления.

Пример оглавления Введение (не нумеруется)……………………………………………...3 Глава 1. Название (без кавычек и сокращений)……… Название первого параграфа первой главы……… Название второго параграфа первой главы……...10 Глава 2. Название (как в тексте работы)……………… Название первого параграфа второй главы…… Название второго параграфа второй главы………22 Заключение (не нумеруется)……………………………...27 Список источников и литературы……………………...…29 Приложения……………………………………..…………...30

Оформление печатного листа Текст печатается на одной стороне листа. Преимущественно используют шрифты Times New Roman или Courier New размером (кеглем) 12 или 14 пунктов. Используя 12 кегль, желательно применять полуторный междустрочный интервал; используя 14 кегль – одинарный. Подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем – 10-м или 12-м, и через один интервал).

Оформление печатного листа Все страницы нумеруются арабскими цифрами, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы или в нижнем правом углу.

Оформление печатного листа Каждый новый раздел работы (введение, главы, заключение, список литературы и т.п.) начинается с новой страницы, параграфы даются подбором сразу после текста предыдущего параграфа с отступом в одну строку. Заголовки разделов выделяются жирностью. В них не должно быть переносов, и их не следует помещать последними строками на странице. Точка в конце заголовка не ставится.

Использование сокращений В тексте не допускаются сокращения слов так называемый (т.н.), так как (т.к.), например (напр.), около (ок.), середина (сер.), конец (кон.), опубл. вместо опубликована, в нач. вместо в начале. Обычно употребляются сокращения только после перечисления (и пр., и др., и т.п.). Правильно сокращать: годы – гг., века – вв., новый стиль – н. ст., старый стиль – ст. ст., нашей эры – н. э.

Требования к цитированию 1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. 2. Сокращение цитаты не должно приводить к искажению мысли автора. Пропуск текста обозначается многоточием. 3. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с правилами.

Требования к цитированию 4. При непрямом цитировании (пересказ, изложение мыслей) следует быть предельно точным. В любом случае дается ссылка на источник цитирования. 5. Цитирование не должно быть избыточным (целыми страницами) или недостаточным (одно – два слова). 6. Если необходимо выразить отношение автора к отдельным словам или цитируемым мыслям, то в скобках ставится соответствующий знак (?) или (!).

Требования к цитированию 7. Если приводящий цитату выделяет в ней несколько слов – он должен указать об этом в скобках, то есть после поясняющего текста ставится точка и инициалы исследователя. Например: «император [Петр I. – А.К.] указал…»

Оформление приложений Приложения помещаются в конце работы (после списка литературы). Каждое приложение начинается с указания в правом верхнем углу слова Приложение и иметь тематический заголовок. При наличии в тексте более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака и точек), например: Приложении 1 и т.д. Нумерация страниц, на которых помещаются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Оформление приложений Связь основного текста с приложениями обязательно осуществляется посредством ссылок, которые даются в круглых скобках и употребляются со словом «смотри». Например: (см. приложение 1). Иллюстрации и таблицы, помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения, например: Рис. 1.2 (второй рисунок первого приложения); Табл. 2.1 (первая таблица второго приложения).

Правила составления списка источников и литературы Список источников и литературы является неотъемлемой частью текста исследовательской работы. Его полнота и грамотность оформления характеризует уровень фундаментальности работы и доказательности аргументации. Список должен содержать только перечень источников информации, на которые в письменной работе приводятся ссылки. Включать в список источники, которые реально не использованы при написании исследования, запрещается. Список помещается сразу после заключения.

Правила составления списка источников и литературы Описание книги строится по следующему образцу: Фамилия, И.О. автора Заглавие книги: сведения, относящиеся к заглавию/ сведения об ответственности за издание. – Сведения о переиздании книги. – Место издания: Издательство, год издания. – объем. Например: Контев, А.В. Основы организации научно- исследовательской работы школьников по истории и историческому краеведению: методическое пособие/ А.В.Контев. – Барнаул: Полиграф-Сервис, – 150 с.

Правила составления списка источников и литературы Для статей из журналов принята следующая последовательность описания: Фамилия, И. О. первого автора Название статьи/ И.О. Фамилии авторов статьи // Название журнала (без кавычек и слова «журнал»). – Год издания. – Знак и далее номер арабскими цифрами. – Страницы, на которых помещена статья.

Правила составления списка источников и литературы Публикации из сборника статей: Фамилия, И. О. первого автора Название статьи/ И.О. Фамилии авторов статьи // Название сборника: сборник статей (материалов). – Место издания: Издательство, год издания. – Номер выпуска (если есть). – Страницы, на которых помещена статья.

Правила составления списка источников и литературы Описание ресурсов удаленного доступа. Необходимо давать: 1) автора (если известен) – сначала фамилию, потом инициалы; 2)название ресурса – без кавычек и сокращений (как в книге); 3)после двоеточия – сведения, относящиеся к заглавию (электронный журнал, каталог и т.п.) 4)выходные сведения ресурса (место и время создания); 5)и только после этого адрес (режим доступа).

Правила составления списка источников и литературы Описание ресурсов удаленного доступа. Например: Российская государственная библиотека / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; Web- мастер Н.В.Козлова. – Электрон. Дан. – М.: Рос. гос. б-ка, – Режим доступа: