О.Ю.Стрелова доктор педагогических наук профессор Москва, 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые вопросы Что такое образы, мифы и фальсификации? Как они представлены в содержании исторического образования школьников и студентов? Как и во.
Advertisements

Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Политическое сознание и политическое поведение цель урока: ? Д/З §
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Непомнящая О.В., Ищенко А.М., Кунавина В.В., Циркунова Е.А.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Общественное сознание. ПЛАН: Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное.
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Урок разработан учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ 690 Мокшиной Татьяной Михайловной.
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Курс по выбору тема: "За страницами учебника истории России ХХ века« Хачатуров Вартан Гургенович - учитель истории Курс по выбору тема: "За страницами.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Транксрипт:

О.Ю.Стрелова доктор педагогических наук профессор Москва, 2010 г.

О б р а з о в а н и е -? Социальный институт, создающий условия для творения каждым индивидуального образа окружающего мира; Процесс обретения человеком собственного образа, отличного от других и одновременно стремящегося к соединению с идеальным Божественным Ликом Иисуса Христа (Н.А.Бердяев и др.) Форма передачи уже готовых культурных образцов

Образование как условие создания индивидуального образа «В историческом сознании явления прошлого всегда формируются под влиянием идей, представлений, осознанных и неосознанных предпочтений, актуальных для изучающего или воссоздающего их общества. Образы прошлого – это всегда, хотим мы того или нет, отражение наших интересов» Л.П.Репина и др. История исторического знания

ОБРАЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБРАЗОВ. формирование позитивного образа страны создание позитивного образа региона показ роли и места России в мире…

Является ли образное образование феноменом 21 века? НЕТ: в основе образа – представления, стереотипы, фактографические и теоретические сведения; создавать образы – онтологическая функция образования. ДА: в условиях информационного общества «сила знания» ослабла, а умения управлять информацией «выросли в цене». Образы – «мягкая сила» воздействия на эмоции, чувства, настроения и установки личности и общества

Насколько четко педагоги осознают, что так или иначе они работают над образами прошлого ?

Образы прошлого Знают ли учителя истории, что образы многих исторических событий, которые им кажутся незыблемыми, на деле являются всякого рода ментальными конструкциями, созданными в угоду тех или иных: политических, религиозных, морально-нравственных и т.д. – интересов?

Битва на Чудском озере(1242) Новгородская Первая летопись «О житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» Историография ХIX в. А.О.Ишимова «Александр Невский» (история России в рассказах для детей) Проекты учебников истории 1930-х гг. Школьные учебники истории с 1941 г. Учебники начала ХXI в. …

Битва на Чудском озере – «крупнейшее сражение средневековья» Александр Невский - «последний защитник православия» Совмещение обеих традиций историографии: геополитической и религиозной

Исторический м и ф догматизированное или сакрализованное знание, порожденное определенной ситуацией и предназначенное для каких- либо целей… Результат совмещения историко-научных и историко-религиозных конструкций с преподнесением последних в качестве научных феноменов (В.Э.Багдасарян)

Изучая историю – изучаем мифы? Четкость образов «своих» и «чужих» Возвышенный характер жизни и смерти героя Дистанцирование героев от «обычных» людей Эмоциональная энергетика прикосновения к «образцу» Миф – мощное средство идейно-нравственного, духовного, патриотического, гражданского воспитания

«Миф ярче разоблачения» Разоблачение мифов бесполезно, потому что человеческая природа нуждается в героях. Миф – это система координат, система ориентации человека во времени, в пространстве, в истории, в жизни… Мифы часто создают ложную реальность, хотя сами являются частью этой реальности.

Мифологизация истории Демифологизация истории Ремифологизация истории История и политика

Судьба мифов в образовании «Полезные мифы» «Вредные мифы» Учебники истории

Миф - фальсификация ?.. Кто будет оценивать и «сортировать» мифы на позитивные образы и фальсификации в содержании школьного исторического образования? Противодействие фальсификациям будет ограничено школьным курсом новейшей истории России? Разоблачению будут подвержены только «внешние» мифы?

Миф - фальсификация ?.. Как «классное оружие» может конкурировать или взаимодействовать с другими поборниками «исторической правды»? (х\ф, д\ф и т.п.) Каковы цели и прогнозируемые результаты «противодействия фальсификациям истории» в школьных курсах?

Критическое мышление Историкам не ясно, существовал ли в действительности Евпатий Коловрат. Можно ли судить об этом на основании летописи? Имеются ли в документе сведения, которые можно отнести к легендарным, и сведения, которые можно считать достоверными? Предположите, когда мог быть записан этот рассказ (об убийстве А.Боголюбского): сразу после происшедшего или же спустя какое-то время?... История России. 6 кл.

Вопросы для размышления: Чем отличаются понятия «фальсификация истории» и «исторические мифы»? Число последних в содержании общего исторического образования не маленькое, но многие мифы «прописаны» в нем как инструменты формирования «позитивного образа страны», героизации и ее прошлого воспитания патриотизма и т.д.

Вопросы для размышления: Каковы научно-педагогические цели «противодействия фальсификации истории»? Они могут привести к агрессивному и фанатическому отрицанию любой иной точки зрения, боязни формулировать и высказывать собственное мнение, или к овладению умениями критически мыслить, аргументировано формулировать собственную точку зрения, сознательно занимать ответственную и здравую гражданскую позицию, в том числе в дискуссиях о «ключевых вопросах» мировой и национальной истории.

Вопросы для размышления: Чем современная педагогическая наука может обогатить школьную практику в реализации гуманистически ориентированных задач на «противодействие фальсификациям истории»?..