Правовое обеспечение государственного и муниципального управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Advertisements

Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Исполнительная власть и государственное управление.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Этапы планирования потребности в персонале
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Переход на нормативно – подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
Транксрипт:

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления

Тема 8. Эффективность государственной и муниципальной власти: правовые основы и критерии оценки. Управление по результатам.

1. Понятие эффективности органов государственной власти. 2. Эффективность системы органов государственной власти 3. Эффективность органов государственной власти а) Законодательной б)Судебной г)Исполнительной 4. Организация управления по результатам. Вопросы темы

Содержание понятия «эффективность» известно в качестве оценки результатов деятельности и является многогранным, особенно учитывая, что слово «эффект» (от лат effectus - воздействие, влияние) означает как результат каких-либо действий, так и впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Понятие «эффективность» можно характеризовать следующими признаками: это мера отношения; характеризует процесс, в котором выделяются причинно-следственные связи; тождественно сравнивается только в рамках одного и того же эффекта (отношения), то есть для одной и той же причинно-следственной цепочки действие - последствие; определяется критериями или целями. Оценка эффективности системы власти есть процедура сравнения результатов тех или иных решений с критериальными признаками, воплощающими официально признанные ценности, интересы, цели и нормы, которые обеспечивали бы позитивное развитие общественных интересов и государства в целом. Понятие «критерий» (греч. criterion) является многозначным: «признак для суждения, основание, мерило оценки чего-либо». Стержневым понятием «критерия эффективности» является «оценка», смысл которой предопределяет неоднозначность процедуры оценивания людьми результатов и последствий одних и тех же действий и решений. Оценка эффективности - процесс, в ходе которого устанавливается, какова выгода от реализации события в соотношении с вкладом и расходами, связанными с данным событием (процессом), а также она предполагает изучение и при необходимости исправление деятельности, которая является предметом оценки. Оценка эффективности должна иметь и обратную взаимосвязь, создавая позитивный стимул для решения проблем и внедрения новых подходов с целью достижения эффективности. 1. Понятие эффективности органов государственной власти.

В юридической и специальной литературе существуют разные мнения о критериях оценки эффективности государственной власти : сторонники «диахронного» подхода рассматривают в качестве показателя эффективности способность государства обеспечивать стабильность и цикличность в развитии, сторонники «синхронного» - полагают, что эффективная государственная власть является проводником инноваций, прогресса, и в условиях социального прогресса современное государство заинтересовано в развитии четырех основных сфер: безопасности общества, экономики, культуры, социального обеспечения. некоторыми авторами выдвигаются иные критерии эффективности государственной власти: оптимальная форма государства, правильная государственная кадровая политика, профессионализм и высокая политико-правовая культура государственных служащих, продуманная внешняя политика другие - считают главным сбалансированный критерий: эффективность экономики, инфраструктурная эффективность, экологичность, социальность. по мнению И. Иванникова: «… эффективность государственной власти - это соотношение между фактическим социальным результатом и целями властвования, отражающими объективные потребности прогрессивного развития общества, при минимальной затрате времени, средств, сил и минимальными негативными последствиями» По мнению О.Ф. Шаброва: «Эффективность власти оценивается по двум критериям: степень достижения ею заявленных целей; стабильность общественной системы». По мнению В.А. Кочева: «… величина эффективности связывается с равновесием и балансом системы государственной власти». 1. Понятие эффективности органов государственной власти.

Существует мнение, которое заслуживает особого внимания с системный позиций, что «эффективной власти» по определению не бывает. Бывает лишь «более эффективная» и «совсем неэффективная». С такой трактовкой можно согласиться, потому что, если система власти появилась, с ее появлением появляется и целостность системы, то есть системный эффект, а с ним и эффективность, и вопрос состоит в показателе этого эффекта, но если система распадается, то исчезают целостность и эффект Следует отметить, что основное значение при разрешении вопроса о критериях эффективности государственной власти приобретают специальные юридические критерии. В связи с этим эффективность государственной власти напрямую зависит от качества и полноты внедрения в практическую жизнь данных правовых актов, олицетворяющих идеи, которые служат ориентиром для дальнейшего развития общества, тем самым государство определяет содержание и формы своей деятельности для осуществления своих целей. При этом необходимо особо отметить, что эффективность государственной власти, как системы правоотношений, необходимо рассматривать в аспекте единства социальной, политико-правовой и управленческой эффективности. Именно в рамках такой модели эффективности государственная власть в полной мере выполняет свои функции по обеспечению жизнедеятельности всего общества. Из вышесказанного можно сделать вывод, что параметрические оценки государственной власти имеют довольно большой спектр и определяются в зависимости от задач исследования. Как субъективные оценки объективной действительности, связанные с деятельностью государства, они могут иметь прикладной характер для оценки эффективности системы органов государственной власти или ее элементов. 1. Понятие эффективности органов государственной власти.

Показатели эффективности системы органов государственной власти - это критерии качества функциональных характеристик системы по выполнению государственно-властных полномочий ее элементами - органами государственной власти в процессе взаимодействия. Из чего можно сделать вывод, что оценки государственной власти можно идентифицировать с критериями оценки системы органов государственной власти, вопрос состоит только в том, проводится оценка результата или оценка процесса. Эффективность системы органов государственной власти в Российской Федерации - это показатель синергетического эффекта конституционно-правовых институтов, характеризующий уровень взаимодействия органов государственной власти по осуществлению конституционных целей социально-экономического и политико-правового развития общества. Достижение высокой эффективности системы органов государственной власти в Российской Федерации связано с оптимизацией взаимодействий, таких составляющих, как: -рациональность централизованно-сегментарного разделения властной компетенции; -согласованность полномочий Президента РФ с процедурно-правовыми формами конституционно- правового баланса властных интересов; -организационно-структурная рациональность элементов - органов государственной власти; -оптимальность взаимосвязей этих системных элементов. Требуемая эффективность взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации, считает автор, может быть достигнута на основе организационной политико-правовой формулы: «сильный парламент - сильный президент и независимое правосудие с относительной самостоятельностью субъектов Федерации при эффективных институтах гражданского общества». 2. Эффективность системы органов государственной власти

Эффективность законодательной власти как качественный показатель общенационального согласия в системе представительства на основе конституционно-процедурных взаимодействий. Достижение требуемой функциональной эффективности во взаимодействии Федерального Собрания РФ с органами государственной власти и институтами гражданского общества предопределяет укрепление его роли, как представительного, так и контрольного характера, для чего законодательно необходимо: -обеспечивая парламентскую многопартийность как основу парламентской демократии, снизить минимальный барьер для допуска к распределению депутатских мандатов до 2,5%; -в развитие эффективного взаимодействия депутатов с избирательным корпусом: а)закрепить императивность мандата депутата, основания и процедуры его отзыва; б)ограничить пределы парламентской неприкосновенности при совершении тяжких преступлений, закрепить допустимость стадий судебного разбирательства; в)создать механизм обжалования решений палат Федерального Собрания на представление Генерального прокурора РФ. Эля эффективного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества необходимо формировать Совет Федерации РФ на основе прямых выборов граждан при тайном голосовании, установив процедуру выдвижения кандидатов, соответствующих устанавливаемым этико-профессиональным критериям. 3. Эффективность органов государственной власти

Эффективность судебной власти - показатель выполнения судами и судебными органами функций по отправлению правосудия на основе конституционных принципов судопроизводства, который определяется уровнем доверия граждан к правосудию. Проведение судебной реформы в Российской Федерации не обеспечило ожидаемого уровня высококачественного правосудия и усложнило становление правового государства, поэтому для достижения эффективности судебной системы и беспрепятственного доступа граждан к отправлению правосудия необходимо: а)в целях обеспечения взаимодействия и укрепления независимости судебной власти использовать комбинированный подход для замещения судейских должностей, где низший уровень судей избирается представительной властью, а остальные судьи назначаются по конкурсу. При этом должности председателей федеральных судов и их заместителей должны замещаться только на основе выборов, но при этом не должно допускаться неоднократное избрание одного и того же лица на соответствующую должность руководителя суда. Закрепить в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» исчерпывающий перечень полномочий в отношении административных возможностей председателей судов по контролю за отправлением правосудия судьями, закрепить материально-дисциплинарные функции за органами судейского самоуправления; б)в целях развития форм судебного взаимодействия и контрольно-проверочных стадий создать федеральные окружные суды общей юрисдикции, которые осуществляли бы пересмотр решений судов субъектов Федерации в кассационном и надзорном порядке, внести соответствующие дополнения в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; в)в целях обеспечения доступа граждан к правосудию внести дополнения в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», определяющие беспрепятственное получение информации заинтересованным субъектом.

Эффективность исполнительной власти - это выраженные в объективных показателях оценки результатов деятельности органов исполнительной власти по выполнению их функциональных задач. Эффективность каждого органа государственной власти, а также его обособленных структур можно разложить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя эффективность - эффективность органа, которая заключается в эффективности выработки, принятия и организации исполнения решений, обеспечивающих наращивание, развитие и рациональное использование управленческого потенциала. Оценить данную эффективность можно, в основном, при помощи двух групп критериев: 1)общая группа критериев: а)оперативность работы аппарата управления; б)рациональность управленческой документации; в)соответствие структуры и численности аппарата управления нормативным и оптимальным требованиям по выполняемым функциям; г)обеспеченность и, соответственно, использование современных информационных технологий, оргтехники, управляемость; д)качество выполнения управленческих функций. Общий показатель состояния и уровня эффективности субъекта или его подразделения устанавливается с учетом всех указанных и иных специальных показателей и определяется как средневзвешенная величина. Общепринятым считается, что чем выше уровень внутренней эффективности каждого обособленного звена органа, тем выше и уровень эффективности самого органа исполнительной власти

ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указа Президента РФ от N 579) (в ред. Указа Президента РФ от N 579)Указа 1. Объем валового регионального продукта. 2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека. 3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом. 4. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных): учреждений здравоохранения; учреждений образования; учреждений социальной защиты населения; учреждений физической культуры и спорта; учреждений культуры и искусства к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона. 5. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума. 6. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год. 7. Смертность населения: младенческая; от 1 года до 4 лет; от 5 до 9 лет; от 10 до 14 лет; от 15 до 19 лет; материнская; в трудоспособном возрасте - всего, в том числе по трем основным причинам; в результате дорожно-транспортных происшествий. 8. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего. 9. Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.

10. Удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных). 10. Удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных). 11. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене. 11. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене. 12. Доля выпускников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений. 12. Доля выпускников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений. 13. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных). 13. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных). 14. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе: 14. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе: переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи); переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи); находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов. находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов. 15. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. 15. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. 16. Обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации. 16. Обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации. 17. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений. 17. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений. 18. Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения. 18. Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения. 19. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, - всего, в том числе введенная в действие за год. 19. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, - всего, в том числе введенная в действие за год. 20. Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации. 20. Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации.

21. Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными. 21. Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными. 22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту Российской Федерации, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе: 22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту Российской Федерации, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственной формы собственности (из них в форме государственных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности). управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственной формы собственности (из них в форме государственных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности). 23. Доля убыточных организаций жилищно- коммунального хозяйства. 23. Доля убыточных организаций жилищно- коммунального хозяйства. 24. Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство. 24. Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство. 25. Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства. 25. Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства. 26. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества. 26. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества. 27. Доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям. 27. Доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям. 28. Уровень криминогенности (процент от числа опрошенных). 28. Уровень криминогенности (процент от числа опрошенных). 29. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений. 29. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений. 30. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. 30. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. 31. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта. 31. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.

32. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе. 32. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе. 33. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции. 33. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции. 34. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. 34. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. 35. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона. 35. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона. 36. Объемы просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами. 36. Объемы просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами. 37. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий). 37. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий). 38. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение в расчете на одного жителя, в том числе на территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, из них средства обязательного медицинского страхования. 38. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение в расчете на одного жителя, в том числе на территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, из них средства обязательного медицинского страхования. 39. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расчете на одного обучающегося: 39. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расчете на одного обучающегося: на общее образование; на общее образование; на начальное и среднее профессиональное образование. на начальное и среднее профессиональное образование. 40. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы. 40. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы.

41. Доля государственных (муниципальных) медицинских учреждений: 41. Доля государственных (муниципальных) медицинских учреждений: применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи; применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи; переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности; переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности; переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат. переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат. 42. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных: 42. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных: на нормативное подушевое финансирование; на нормативное подушевое финансирование; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат. на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат. 43. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных). 43. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных). 44. Энергоемкость валового регионального продукта. 44. Энергоемкость валового регионального продукта. 45. Доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории субъекта Российской Федерации. 45. Доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории субъекта Российской Федерации. 46. Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации. 46. Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации. 47. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека). 47. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека). 48. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. 48. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 апреля 2009 г. N 322 от 15 апреля 2009 г. N 322 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ИЮНЯ 2007 Г. N 825 "ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; перечень методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; форма доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период. форма доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Экономическое развитие Экономическое развитие Здравоохранение и здоровье населения Здравоохранение и здоровье населения Общее образование Общее образование Начальное и среднее профессиональное образование Начальное и среднее профессиональное образование Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем Жилищно-коммунальное хозяйство Жилищно-коммунальное хозяйство Дорожное хозяйство Дорожное хозяйство Обеспечение безопасности граждан Обеспечение безопасности граждан Охрана окружающей среды Охрана окружающей среды

Предметом оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферах: 1) экономического развития; 1) экономического развития; 2) здравоохранения и здоровья населения; 2) здравоохранения и здоровья населения; 3) общего образования; 3) общего образования; 4) начального и среднего профессионального образования; 4) начального и среднего профессионального образования; 5) жилищного строительства и обеспечения граждан жильем; 5) жилищного строительства и обеспечения граждан жильем; 6) жилищно-коммунального хозяйства; 6) жилищно-коммунального хозяйства; 7) дорожного хозяйства; 7) дорожного хозяйства; 8) обеспечения безопасности граждан; 8) обеспечения безопасности граждан; 9) организации государственного и муниципального управления; 9) организации государственного и муниципального управления; 10) энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 10) энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 11) охраны окружающей среды. 11) охраны окружающей среды.

Показателями для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации являются: 1. в сфере экономического развития показатели, характеризующие социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 2. в сфере здравоохранения и здоровья населения показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ 3. в сфере общего образования показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ

4. в сфере начального и среднего профессионального образования показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ 5. в сфере жилищного строительства и обеспечения граждан жильем показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 6. в сфере жилищно-коммунального хозяйства показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ 10 в сфере дорожного хозяйства показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

11. в сфере обеспечения безопасности граждан показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатель, характеризующий использование ресурсов в бюджетной системе субъекта Российской Федерации показатель, характеризующий использование ресурсов в бюджетной системе субъекта Российской Федерации 12. в сфере организации государственного и муниципального управления показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ 13. в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ показатели, характеризующие ход реализации институциональных реформ 14. в сфере охраны окружающей среды показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

По нашему мнению, это не совсем соответствует истине. Внутренняя эффективность органа может быть высока, но коэффициент полезного действия органа может быть низким, так как большая часть его эффективной деятельности будет направлена на собственное существование. В этом аспекте встает вопрос о распределении долей затрат потенциала в органе на собственное самосохранение и на выполнение общесистемных функций. Это - вопрос отдельной темы исследования, можно только отметить, что суть вопроса заключается в том, что внутренняя эффективность не зависит от ситуации во внешней среде на момент управления, но именно условия внешней среды диктуют требования к построению органа и его эффективности, в кризисных условиях требования к эффективности многократно возрастают и наоборот. При одинаковой внутренней эффективности и различных условиях внешней среды эффективность не может иметь однозначного показателя. Из этого следует, что эффективность можно идентифицировать как большую или меньшую в одинаковых условиях внешней среды. Но даже в этом случае они будут разниться, поскольку используются разные методы и формы, идет разная концентрация мобилизационного потенциала, в том числе и влияние «человеческого фактора». Исходя из сказанного, показатели внутренней эффективности органов исполнительной власти измерить и сравнить затруднительно, и до сих пор отсутствуют приемлемые универсальные критерии определения внутренней эффективности органов исполнительной власти. Поскольку внутренняя эффективность рассматривалась в отрыве от внешней эффективности и взаимосвязи внутренней и внешней среды системы, следовательно, имеет смысл рассматривать ее только как показатель и критерий производительности труда и ее повышения;

Конкретизированные критерии целевой эффективности в достижении целей, характерны только для определенного органа, звена и ситуации в конкретных внешних и временных условиях, поскольку именно они диктуют требования к правилам и процедурам, коммуникации, взаимосвязям между подразделениями и внутри них, упорядочению, согласованности, целевой направленности деятельности, полномочиям, ответственности в достижении определенных целей. Здесь цель - это максимальная возможность будущего состояния системы, ее потенциальная продуктивность при полном (идеальном) использовании всех ресурсов. Цель рассматривается в той формулировке, которую задает субъект, принимающий решение, она является объективной составляющей управленческого решения, ее разработка - основное действие в управленческом решении. Целеустремленность органа в отношении объекта управления вообще является главной характеристикой его существования. Применительно к сфере государственного управления понятие «результат» выявляется через раскрытие конечного, итогового (или промежуточного, предварительного) критерия-показателя исследуемого вида деятельности, осуществления или, напротив, невыполнения управленческого решения. Планируемый и фактический результат могут разниться между собой, степень совпадения этих двух показателей и определяет эффективность процесса управления. Можно согласиться с мнением, что «как ни парадоксально, эта формула подтверждает свою истинность даже в том случае, когда достигнутый результат превышает ожидания».

Необходимо отметить, что сегодня в системе органов исполнительной власти является распространенным программно-целевой метод. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая, контрольная и другие. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить на их достижение главный или генеральный вектор цели. Программы очень многообразны по характеру, целям, объему, времени, решаемым задачам. Они, в свою очередь, содержат подтипы программ. Важнейшей задачей при определении приоритетности, сроков реализации конкретной программы является комплексная взаимоувязка (синхронность и конвергенция) всех выполняемых одновременно программно-целевых установок в плановом режиме. В этом случае эффективность - это одна из основных и важнейших задач менеджмента в органах государственной власти. При этом управление эффективностью должно вписываться в какую то общую схему, единых основ ее достижения для всех органов государственной власти и местного самоуправления. На должна иметь свои значения для каждого органа власти с учетом единых принципов нормотворчества, увязывающих сроки, формы и ресурсы.

И эта многосложная задача пока не имеет комплексного теоретического и практического решения. На данный момент в качестве первых шагов происходит определение параметров эффективности исполнительной власти субъектов Федерации на основе Указа Президента РФ от г. 825 (в ред. Указа Президента РФ от г. 606) «Об оценке эффективности деятельности исполнительной власти субъектов Российской Федерации», а также норм закона о разграничении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. В этом плане разработана система показателей, в которую вошли 43 основных и 39 дополнительных критериев оценки по уровню социально-экономического развития региона (экономический рост, доходы населения, безопасность условий жизни, здоровье, образование, культура, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, государственное и муниципальное управление). Научные исследования и оценки в области состояния и динамики развития регионального хозяйственного комплекса в России на современном этапе социально-экономических реформ проводятся постоянно, но охватывают довольно широкий спектр показателей, что в общей массе затрудняет проведение их оперативного мониторинга. Можно согласиться со справедливым мнением Е.И. Ивановой и Г.С. Мартышкина: «Количество показателей следует ограничивать исходя из тесной корреляции многих из них. Реально для нужд типологии регионов с учетом зарубежного опыта, как уже отмечалось, можно считать достаточными 6-10 показателей, которые должны быть контролируемы».

Исходя из вышеизложенного, общесистемные факторы эффективности государственного управления можно разделить на четыре группы: 1)базовые ценности, стратегические цели государства, легитимные концепции и модели развития общественной системы, политический курс; 2)организация системы государственной власти и управления и ее функционирование как единого организма, единое политическое и правовое пространство; 3)состояние государственного аппарата, его приоритетные формы, методы и стиль менеджмента, профессионализм, уровень доверия населения к властям и участия в управлении государством; 4)экономическая, политическая, социальная стабильность (или нестабильность) общества. Определение структуры территориальных органов исполнительной власти, их штатных расписаний и предельной численности осуществляется непосредственно по каждому федеральному органу исполнительной власти, исходя из характера и специфики возложенных на него задач. Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо правовые критерии оценки достаточности либо избыточности числа служащих как в федеральных структурах, так и в территориальных подразделениях указанных органов. В этой связи актуальным становится, как первый шаг оптимизации управленческого аппарата, нормативное закрепление критериев и нормативов количества работников территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, определяемого с учетом общего количества населения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они функционируют. Такой принцип взаимосвязи между количеством населения региона и числом лиц, наделенных властными полномочиями, прослеживается при формировании представительных органов власти, судейского корпуса, а также численность населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и количество потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг в бюджетном законодательстве берутся за основу при распределении субвенций соответствующим бюджетам.

Теория и практика управления по результатам (Management By Objectives) возникли около пятидесяти лет назад как ответ бизнеса на те управленческие проблемы, с которыми после второй мировой войны столкнулись практически все страны с развитой рыночной экономикой. Основная задача, которую должна была решить система Management By Objectives -- повышение маневренности бизнес-организации. Система управления по целям (или, что то же самое, по результатам) получила широкое признание среди руководителей и менеджеров-практиков, так как она обеспечивает хорошие результаты по достижению запланированных показателей и способствует эффективной совместной деятельности аппарата управления организации. Принципы управления по целям формулируются исходя из следующих предпосылок: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель, от высшего до первого уровня, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их выполнению; менеджеры и исполнители совместно формируют функции и добиваются их выполнения путем взаимных консультаций; в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз. 4. Организация управления по результатам.

Процесс управления по целям состоит из четырех этапов: на первом уточняется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней; на втором разрабатываются и согласовываются цели и задачи управления в рамках установленных полномочий и обязанностей; на третьем составляются реальные планы достижения поставленных целей; на четвертом производятся контроль, измерение, оценка работы и достигнутых каждым руководителем результатов, и по каналам обратной связи осуществляется корректировка заданий, после чего может потребоваться новое согласование целей. Таким образом, если целеполагание это начало всякой управленческой деятельности, то ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения целей. Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется совместная работа. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника подразделения, службы и организации в целом. Выполняя все перечисленные виды работ, менеджеры создают необходимые предпосылки для производительного и скоординированного труда персонала. Поэтому их нередко называют людьми, умеющими добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Это одна из причин того, что к их профессионализму и личностным качествам предъявляются высокие требования. 4. Организация управления по результатам.

Концепция управления по результатам. В качестве примера рассмотрим концепцию управления по целям, разработанную финскими специалистами и учеными под названием «Управление по результатам». Она является частью общей работы по совершенствованию управления финскими организациями, включающей такие направления, как: совершенствование деятельности организаций, направленное на повышение их эффективности; улучшение структуры, средств и способов управления, а также атмосферы внутри организаций; совершенствование стиля работы и всестороннее развитие руководителей, форм сотрудничества и повышение практических навыков управленческой деятельности. Сущность концепции целостная система управления, ориентированная на результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов и техники управления. Принципы концепции целью деятельности является получение запланированных результатов. Цели и приоритеты не являются постоянными величинами, их пересмотр связан с изменением внешних и внутренних условий, с достижением ранее поставленных целей или с признанием их ошибочности. 4. Организация управления по результатам.

Основные понятия. Цели это те ключевые результаты, к которым организация стремится на протяжении достаточно длительного периода времени. Нормативное число ключевых результатов от 4 до 6. Выделяются три типа ключевых результатов: по коммерческой деятельности (например, оборот, издержки, переменные и постоянные затраты, доля на рынках, рентабельность, платежеспособность и т. п.); по функциональным подсистемам (например, по производству количество, ассортимент и качество производимой продукции, ритмичность производства, использование производственных мощностей и др.); по некоммерческой деятельности, способствующей достижению целей функциональных подсистем (атмосфера взаимоотношений, сотрудничество с другими организациями, престиж и имидж предприятия, творчество и пр.) Критериями отбора задач, определяемых после установления целей, являются: согласованность, одобрение, реалистичность, гибкость, измеримость, привлекательность для исполнителей. 4. Организация управления по результатам.

Стадии процесса управления: Составление автопортрета коллектива. Планирование результатов, включающее разработку долгосрочных, стратегических, годовых и индивидуальных (для лиц, занимающих ключевые позиции в организации) планов. Достижение результатов на основе ситуационного руководства, использующего прогрессивные стиль, методы и технику, а также такие черты менеджеров, как настойчивость, творческий подход, знание людей и дела. Контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов их получения и использования сложившихся ситуаций. Выводы по результатам оценки учитываются в повседневной работе, в планах отчетного периода и при стратегическом планировании. Развитие, выступающее как процесс изменений, которым можно управлять в соответствии с общими принципами менеджмента организации. Развитие при управлении по результатам предполагает комплексное совершенствование всей организации, а также воспитание творчески мыслящих, напористых и профессионально подготовленных руководителей. 4. Организация управления по результатам.

Достоинства и недостатки системы управления по целям (результатам) За годы использования этой системы выявились и некоторые ограничения эффективного применения управления по целям. Так, она не приносит успеха на плохо организованном предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху вниз, не привлекая к их постановке и согласованию руководителей нижестоящих уровней. Ее трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и необходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной организации контроля. Достаточно большая трудоемкость процесса управления по целям также может рассматриваться как серьезное препятствие к его широкому использованию. Так же как и то, что в процессе реализации целей и задач внимание руководителей и исполнителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, что нередко приводит к забвению главного стратегических целей развития организации. Чтобы снизить воздействие этого фактора, оценку полученных результатов производят с учетом их влияния на показатели оперативных, тактических и стратегических планов. К несомненным достоинствам относят прежде всего условия для повышения эффективности работы за счет четкого представления каждым работником организации связи между своими задачами и целями организации. 4. Организация управления по результатам.

В результате согласования целей на всех уровнях и во всех звеньях усиливается мотивация к работе и заинтересованность в достижении запланированных целей и задач. Четкие временные рамки решения задач организации позволяют продвигаться к получению конечного результата малыми шагами. Взаимоотношения между руководителями и подчиненными улучшаются, так как система мотивирует и тех и других работать на конечные результаты. Кроме того, создаются необходимые условия для наставничества и обучения в процессе выполнения согласованного круга задач. 4. Организация управления по результатам.