Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МО педагогов-психологов Вязниковского района 2011 г.
Advertisements

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС.
Подготовила: педагог –психолог МОУ СОШ 4 Титова И.В. Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.
Особенность современного образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия.
Приготовила педагог-психолог МБОУ «Ржевская СОШ» Унковская А.Ю.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Психологическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС в начальной школе Педагог-психолог МАОУ СОШ 5 г.Ишима Очекова Н.В.
Роль педагога- психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС.
МБОУ СОШ 34 ЗДВР Плужарова Н.В.. Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка: -начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении; - расширяется сфера его взаимодействия.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Методист МКОУ ДПО ЦИМПО: Труфанова Н. А.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в рамках введения ФГОС НОО.
Школьная модель индивидуально ориентированного психолого- педагогического сопровож- дения обучающихся начальной школы при освоении ими основной образовательной.
Школьная модель индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровож- дения обучающихся начальной школы при освоении ими основной образовательной.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Транксрипт:

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна

Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование и развитие психолого- педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

Недостаточная просвещенность педагогов- психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы.

Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.

Создание системы социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания

Систематически отслеживать психолого- педагогический статус младшего школьника и динамику его психологического развития в процессе обучения; Способствовать обеспечению психологически комфортного климата в школьном коллективе (ученик- учитель-родители) в условиях перехода на новые образовательные стандарты; Помогать участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период реализации ФГОС;

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБОУ СОШ 1 г. Павлово Работа с учащимися Работа с педагогически ми кадрами Работа с семьями учащихся

Формы психолого-педагогического сопровождения : Диагностико-коррекционная работа: Изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника; Разработка рекомендаций, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Формы психолого-педагогического сопровождения : Психопрофилактическая работа: выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень

Формы психолого-педагогического сопровождения : Психологическая экспертиза образовательных и учебных программ, проектов образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Формы психолого-педагогического сопровождения : Психологическое консультирование: помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Психологическое просвещение: приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

I этап (0 класс). Школа будущего первоклассника Развивающая, психо-коррекционная работа педагога- психолога с будущими первоклассниками в разделе «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу». Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (общая экспресс-диагностика, индивидуальная работа с обучающимися). Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников по темам

II этап – первичная адаптация первоклассников к школе. Изучение УУД младших школьников Личностные УУДРегулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1 класс Стартовая диагностика 1. Диагностика уровня самооценки, особенностей идентификации и оценки детьми других людей 2. Диагностика выявления негативных поведенческих реакций учащихся 3. Диагностика школьной мотивации «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) Диагностика умения контролировать свою деятельность по результату. 1. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) Предметная педагогическая диагностика Диагностика коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Промежуточная диагностика Диагностика определения рефлексивной самооценки учебной деятельности Диагностика умения контролировать свою деятельность Проба на внимание (П. Я. Гальперин) Предметная педагогическая диагностика Тест Д. Векслера. Субтест «Понятливость». Метод, выявляющий субъективные аспекты отношения к другому Итоговая диагностика Определение нравственных понятий (Методика «Анализ ситуаций») Диагностика умения сохранять заданную цель. Методика «Корректурная проба» Предметная педагогическая диагностика Опросный лист для учителя «Коммуникативные умения и навыки» (М. Ступницкая )

Проводятся консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выступления на родительских собраниях на темы: - «Особенности развития детей 6 – 7-летнего возраста», - «Трудности адаптационного периода первоклассников», -«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника». Проводятся групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом,мониторинги профессиональной компетентности учителя. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми, просвещение по вопросам индивидуальных и возрастных обучающихся (выступление на заседании ШМО учителей начальных классов).

III этап – продолжение психолого- педагогической работы со школьниками. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Составляется технологическая карта сформированности личностных УУД обучающихся. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. Просвещение и консультирование педагогов. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации. Рекомендации в виде «Педагогических рецептов». Семинарские занятия с учителями начальных классов и педагогами - предметниками по преодолению психологических барьеров - ШПГ (школа психологической грамотности), анализ педагогических ситуаций, связанных с реализацией новых стандартов.

IVэтап (2 - 3 класс).Дальнейшее отслеживание УУД. Vэтап (4 класс). Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено. Соответствие обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам.

Изучение УУДЛичностные УУДРегулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 4 класс Стартовая диагностика Диагностика школьной мотивации «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой). Модифицированный вариант Предметная педагогическая диагностика. Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г. В. Репкина). Предметная педагогическая диагностика Диагностика коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Задание «Совместная сортировка»(Бурменска я Г. В.) Промежуточная диагностика Усвоение моральных норм. Задание на норму справедливого распределения. Предметная педагогическая диагностика. Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г. В. Репкина). Предметная педагогическая диагностика Методика «Коммуникативная компетентность»( тест Л. Михельсона, в модификации Ю. З. Гильбуха) Итоговая диагностика Опросник школьной тревожности Предметная педагогическая диагностика. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Предметная педагогическая диагностика Опросный лист для учителя «Коммуникативные умения и навыки» (М. Ступницкая)

Темы для обсуждения с педагогами и родителями: Конфликты и пути выходы из конфликтов Индивидуальные различия детей. Особенности возраста ребенка. Регулятивные компетенции ребенка: Самоконтроль. Самоорганизация. Произвольность. Коммуникативные компетенции ребенка: Навыки общения. Умение слушать. Навыки сотрудничества. Навыки разрешения конфликтов. Навыки совместной деятельности. Толерантность. Когнитивные компетенции учащихся: (умение учиться) Работа с детьми с индивидуальными психологическими особенностями (тревожность, агрессивность, СДВГ, леворукость, медлительность) Как привлечь родителей на собрание? Формы и методы работы с родителями. Работа с диадой «ребенок - родитель» (Совместные занятия с родителями).

Список литературы: 1. Еделева Е. Г., Еременко Н. А., Шилова О. В. «Методы изучения УУД младших школьников. Методические рекомендации для педагогов- психологов и учителей начальных классов/Нижегородский институт развития образования.Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научно. степ.канд. пед. наук. Барнаул, Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий Школа для всех»