Симметрия в живописи и поэзии Работу выполнили: Бессонова Кристина Тымкив Ольга Капитонова Ольга 2007-2008 уч. г. 10 класс МОУ СОШ п. Рощинский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила: Пехенько Надежда Вячеславовна. Гипотеза: В о всём есть симметрия!
Advertisements

«СИММЕТРИЯ ВОКРУГ НАС». Автор проекта: Ученица 6 «А» класса МБОУ СОШ 9 Воротникова Анастасия Викторовна. Воронеж 2014 год.
Движение Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. Г. Вейль.
Симметрия. Презентацию выполнила ученица 6 «А» класса Школы 12 Насибова Айтекин.
Cимметрия Cимметрия Презентацию подготовила ученица 5 «А» класса Ковалёва Светлана.
Урок математики по теме «Осевая симметрия» 6 класс Учитель математики Яблочкина Ольга Анатольевна МБОУ «СОШ 24» г Северодвинска.
История симметрии. Симметрия ( от греческого symmetria - « соразмерность ») - понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, « инвариантность » каких.
Симметрия в окружающем пространстве Работа Кочубей Виктории и Гришиной Людмилы, учениц 7 «В» класса ГОУ СОШ 164 Учитель Морозова Н.А.
Осевая и центральная симметрия Мотохиной Т. 8 класс Б Учитель:Халтурина Е.Ю. МБОУ «СОШ 97»
Симметрия вокруг нас. Симметрия свойственна бабочке, автомобилю, самолёту и орнаменту. «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении.
Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны. Платон.
Симметрия вокруг нас «...быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным.» Платон.
Симметрия вокруг нас Работу выполнил: ученик 10 Б класса Цой Владислав.
Это интересно Высказывания о симметрии Простейшие виды симметрии Симметричность точек относительно прямой Симметричность двух точек относительно третьей.
Работу выполнила: ученица 7 класса МОУ «Восходская ООШ» Душева Елена Олеговна Руководитель: учитель математики МОУ «Восходская ООШ» Зайнетдинова Нина Дмитриевна.
Симметрия вокруг нас Авторы: Дуйсенов Жанат, Башаров Науан,8 Б класс.
Симметрия в нашей жизни Геометрия Симметрия в нашей жизни Геометрия.
Симметрия в искусстве, архитектуре, музыке, литературе Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Человеку необходим порядок:
Симметрия – вокруг нас Геометрия Симметрия – вокруг нас Геометрия ВЫПОЛНИЛИ: Ученики 11 класса СОШ 2 Горюнов Кирилл, Самышев Богдан.
Презентация на тему: Работу выполнили: Мельничук Людмила 9 «Б» Гусакова Елена 9 «Б»
Транксрипт:

Симметрия в живописи и поэзии Работу выполнили: Бессонова Кристина Тымкив Ольга Капитонова Ольга уч. г. 10 класс МОУ СОШ п. Рощинский

Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. Л.Н. Толстой.

Выяснить, почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир, увидеть проявления симметрии в искусстве.

Математика- инструмент в познании гармонии и красоты окружающего мира!

1. Собрать информацию о симметрии в литературе и живописи. 2. Проанализировать найденные примеры из литературы и произведений художников с точки зрения симметрии. 3. Убедиться в том, что симметрия - широко распространенное явление не только в природе, но и в искусстве. 4. Проследить за видимой симметрией внешних форм невидимую внутреннюю симметрию построения, пространственного расположения элементов, равновесие.

С симметрией мы встречаемся всюду - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров, симметрия атомной структуры молекул и кристаллов.

Палиндром - это абсолютное проявление симметрии в литературе. Например: «А луна канула», "топот ", "казак", "шалаш". Палиндромическими могут быть фразы, стихотворения, рассказы. Например. "Я иду с мечом судия" (Т. Державин), "А роза упала на лапу Азора" (А. Фет); "Аргентина манит негра" (Булгаков). Палиндром В.Набокова: Я ел мясо лося, млея... Рвал Эол алоэ, лавр.

Поэзию отличает от прозы симметричность слогов, строк, ударных и безударных звуков. Отрывок из стихотворения А. Фета: Какая грусть! Конец аллеи А Опять с утра исчез в пыли, В Опять серебряные змеи А Через сугробы поползли. В Здесь имеется элемент повторяемости - это симметрия. Этот стихотворный элемент называют ямбом.

Симметрией обладают так называемые фигурные стихи, текст которых имеет очертание какого - либо предмета-звезды, креста, треугольника, пирамиды… "О, где же те мечты? Где радости, печали, Светившие нам столько долгих лет? От их огней в туманной дали Чуть виден слабый свет И те пропали, Их нет". (А. Апухтин).

Симметрия в искусстве вообще и в изобразительном в частности берет свое начало в реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере нарушает идеальное равновесие.

В картине «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» Леонардо да Винчи компонует три фигуры в заостренный кверху треугольник. В правом нижнем углу он дает фигурку агнца, которого держит маленький Христос. Все скомпоновано таким образом, что этот треугольник только угадывается под объемно- пространственной группой фигур.

Среди произведений, демонстрирующих возможности симметрии, можно также назвать «Обручение Марии» Рафаэля, где нашли наиболее полное выражение приемы композиции, характерные для эпохи Возрождения.

Картина В. М. Васнецова «Богатыри» также построена на основе правила симметрии. Центром композиции является фигура Ильи Муромца. Слева и справа, как бы в зеркальном отражении, размещены Алеша Попович и Добрыня Никитич. Фигуры расположены вдоль картинной плоскости спокойно сидящими на конях. Симметричное построение композиции передает состояние относительного покоя. Левая и правая фигуры по массам не одинаковы, что обусловлено идейным замыслом автора. Но обе они менее мощные по сравнению с фигурой Муромца и в целом придают полное равновесие композиции. Устойчивость композиции вызывает у зрителя чувство уверенности в непобедимости богатырей, защитников земли русской. Мало того, в «Богатырях» передано состояние напряженного покоя на грани перехода в действие. А это значит, что и симметрия несет в себе зародыш динамического движения во времени и пространстве.

Картина с более простой композицией. Можно обратиться к хранящейся в Эрмитаже картине гениального итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи «Мадонна Лита». Обратите внимание: фигуры мадонны и ребенка вписываются в правильный треугольник, который вследствие своей симметричности особенно ясно воспринимается глазом зрителя. Благодаря этому мать и ребенок сразу же оказываются в центре внимания, как бы выдвигается на передний план. Голова мадонны совершено точно, но в то же время естественно помещается между двумя симметричными окнами на заднем плане картины. Все это создает ощущение покоя и умиротворенности.

О своей работе над картиной «Боярыня Морозова» В. И. Суриков писал : «А какое время надо, чтобы картина утряслась так, чтобы переменить ничего нельзя было. Действительные размеры каждого предмета найти нужно. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Это – математика». Конечно, трудно анализировать симметрию такой сложной картины, как «Боярыня Морозова». Однако можно проделать простой опыт, обнаруживающий наличие в картине некоей скрытой симметрии. Надо посмотреть на изображение этой картины в зеркале, то есть поменять в картине левое на правое (и наоборот). Оказывается, что при этом загадочный эффект движения саней исчезает!

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. Г. Вейль. Симметрию можно обнаружить почти везде, если знать, как ее искать. Многие народы с древнейших времен владели представлением о симметрии в широком смысле – как об уравновешенности и гармонии. Творчество людей во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии.

Всякий раз, когда мы, восхищаясь тем или иным произведением искусства, говорим о гармонии, красоте, эмоциональности воздействия, мы видим, что симметрия играет определяющую роль не только в процессе научного познания мира, но также и в процессе его чувственного эмоционального восприятия.

1. Лотман М. Ю. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, – 352 с. 2. Боголепов П. К. изучение комедии Гоголя «Ревизор»: пособие для учителя. – М.: Учпедгиз, – 120 с. 3. Флоринский С. М. Русская литература: пособие для средней школы. – М.: Просвещение, – 226 с. 4. Крупина Л. Н. Литература в школе: научно-методический журнал 6. – М.: Чеховский полиграфический комбинат, – 96 с. 5. Буслакова Т. П. Русская литература XIX века: учебный минимум для абитуриента. М.: Высшая школа, – 570 с. 6. Коровина В. Я. Произведения А. С. Пушкина в школе. – М.: Классикс стиль, – 312 с. 7. Львова С. И. Уроки словесности: 5-9 классы. – М.: Дрофа, – 416 с. 8. Бурдина И. Ю. Чехов в школе: книга для учителя. – М.: Дрофа, – 320 с. 9. Рудакова Т. М. Учебный справочник школьника: литература. – М.: Дрофа, – 1664 с.