21.04.2009г. Реализация программы библиотеки ООШ 3 «Информационно – библиографическая грамотность младших школьников»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор Мерзлякова Л.А. (ИМО) ББЗ - школьникам Методическое пособие для библиотекарей.
Advertisements

Программа «Формирование информационной культуры личности» МОУ Идринская СОШ Школьная библиотека Заведующая библиотекой Склизкова Т.Н.
МОУ-СОШ 33 Основы информационной грамотности Библиотечно- библиографические занятия.
Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Работа библиотеки Работа библиотеки Библиотекарь: Перепелицына Т.М. МОУ «Первомайская сош»
Конкурс школьных библиотек Информационная культура школьника.
Библиотечные уроки. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина» Педагог – библиотекарь Туманина И.П.
Твоя информационная корзина. Информационное самообслуживание. Выполнила зав.библиотекой МОУ детского дома г.Советская Гавань Минеева А.А.
Библиотека- тихий дом души… Здесь жизнь в ином - духовном измерении. Страничный шелест- путь на пик вершин, С которых лишь рукой до озарений… Библиотека-
Библиотечный урок Знакомство с различными видами справочной литературы. Говорит она беззвучно Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Будешь лучше.
LOGO Презентация педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Гимназии 79 ЧАБАНОВОЙ Татьяны Алексеевны.
Информационно - библиографический урок Твои незаменимые помощники - словари Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Анапская Централизованная библиотечная.
Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры Творческое название проекта: «Язык мой – друг или враг?» Автор: учитель.
Путь к книге. Путешествие в страну книг Знакомство с «Книжкиным домом» Что такое библиотека? Кто такой читатель библиотеки? Как самому записаться в библиотеку?
Эта презентация предназначена для вас, читателей-ребят, любителей чтения!
Современный подход к методическому сопровождению библиотек области Система непрерывного библиотечного образования: получение специального образования,
МОУ «СОШ 19 г. Чебоксары» была построена в 1973 г. Количество обучающихся было Педагогических работников -77. В учебном году в школе 619.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Познакомить со структурой книги и ее основными элементами. Научить пользоваться справочным аппаратом книги, при выборе литературы Приобщение школьников.
Структура книги Структура книги «Основы книжной культуры»
Транксрипт:

г. Реализация программы библиотеки ООШ 3 «Информационно – библиографическая грамотность младших школьников»

Выполняет функции: -Образовательную - информационную - культурно-просветительскую Библиотека ориентирована на культурно- просветительскую деятельность и совершенствование информационной и массовой работы с читателями Библиотека - культурно-просветительский центр школы

Состояние фонда библиотеки на г.

Программой «Русский язык» на г.г. «Программой развития библиотеки на г.г.» Программой «Информационно-библиографических знаний младших школьников» В работе библиотеки в 2005/2008г.г. мы руководствовались: Роль библиотеки заключалась в оказании информационной и просветительской поддержки школы

Библиотечные уроки основной вид деятельности по формированию информационной культуры личности учащегося. При проведении библиотечных уроков мы соблюдали определенные требования: Принцип системного подхода; Принцип преемственности; Последовательное усложнение при подаче материала уроков; Ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся. Реализация программы «Информационно – библиографическая грамотность младших школьников»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ УРОКОВ Цель занятий сформировать и развить базовые умения и навыки по основам информационно-библиографической грамотности. К таковым умениям и навыкам относятся: Умение правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги); Знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие); Умение определять по ним примерное содержание книги; Умение самостоятельно выбирать научно-популярные и художественные книги; Использовать справочную литературу, периодическую печать. А также: Осознание учащегося личной потребности в информации; Знание различных источников информации; Умение грамотно формулировать свои вопросы и запросы; Умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках; Умение правильно применить найденную информацию; Умение критически оценить информацию.

2005/ / /2008 Кузина В.И. 123 Чиркова И.А. 234 Тропина О.А. 341 Пенина Н.Н. 412 Классы, задействованные в программе «Информационно – библиографическая грамотность младших школьников»

Инсценировки Конкурсы Устные журналы Беседы Мониторинг Анкетирование Книжные выставки Шоу-программы Уроки- презентации Информационные листки Обзоры книг Праздники книги Формы работы по информационно- библиографической грамотности

«Экскурсия в библиотеку» 1 класс 2005/2006г. Кузина В.И. Праздник книги: «Путешествие в Книгоград» Санькова А.А. Цели: Знакомство с библиотекой, познакомить с правилами поведения в библиотеке. Тема Тропина О.А. Литературный праздник «Великан по имени Чукоша»

«Элементы Книги» Уроки информационно-библиографической грамотности 2005/2006г. Кузина В.И. Урок – игра «Элементы книги» Цели: Дать понятие основных элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, иллюстрация. 2007/2008г. Тропина О.А. - «Средь умных книг, хранящихся на полке» - « Дружные сестрицы - книжкины страницы» Практическое занятие - элементы книги Тема 1 класс

Информационная шоу – программа по журналу «Тошка» - «Пушистые домочадцы» 2007/2008г. Тропина О.А. Цели: Познакомить детей с понятием « периодическое издание», видами этих изданий, их многообразием. « Периодика для младших школьников» Тема 1 класс

Цели: Воспитание у детей бережного отношения к книге. 2005/2006г. Кузина В.И. Инсценировка – « Суд книжки над неряхой мальчишкой» «Основные правила обращения с книгой» Тема 1 класс

« Знакомство с библиотекой» 2 класс 2005/2006г. Чиркова И.А. 2006/2007г. Кузина В.И. Библиографический урок: «Знакомство с библиотекой» Цели: Дать базовые понятия: абонемент, читальный зал, библиотека, читательский формуляр, расстановка книг на полках, пользование закладкой. Права и обязанности читателя. 2007/2008г. Пенина Н.Н. Информационная шоу – программа по журналу «Тошка» - «Пушистые домочадцы Тема

«Основные правила обращения с книгой» 2005/2006г. Чиркова И.А. Инсценировка: «Суд книжки над неряхой мальчишкой» Итоги рейда по проверке учебников Практическое занятие: « Как отремонтировать книгу» Цели: Воспитание у детей бережного отношения к книге. 2007/2008г. Пенина Н.Н. Беседа «Береги книгу». Громкое чтение по книге С.Маршака «Про Скворцова Гришку» Тема 2 класс

« Посвящение в читатели» 2005/2006г. Чиркова И.А. Праздник книги «Посвящение в читатели» «Все ли мы знаем о книге?» - «Элементы книги» - «История книги» Цели: Воспитание культуры чтения и любви к книге, библиотеке. Тема 2 класс

« Дружные сестрицы – книжкины страницы» Цели: Умение характеризовать книгу, опираясь на основные ее элементы. Информационно – библиографический урок «Дружные сестрицы – книжкины страницы» (Структура книги) - Практическое задание:«Сложи книгу» - Игра – задание «Что я знаю о книге?» - «Мой личный словарик» Тема 2 класс

« Структура книги» 2 класс 2005/2006г. Чиркова И.А. Библиографический урок: «Структура книги» (урок – игра) Практическое занятие: игра « Что ты знаешь о книге?» Цели: Умение характеризовать книгу, опираясь на основные ее элементы. Тема

Цели: Воспитание культуры чтения и любви к книге, библиотеке. Знакомство с историей книги. « Книга есть учение всякому доброму умению» 2007/2008г. Пенина Н.Н. Информационно-библиографический урок « Книга есть учение всякому доброму умению» 2006/2007г. Кузина В.И. Беседа : «Кто владеет информацией, тот владеет миром» Тема 2 класс

Цели: Умение характеризовать книгу, опираясь на основные ее элементы. Практическое занятие: игра « Что ты знаешь о книге?». « Все ли мы знаем о книге?» 2007/2008г. Пенина Н.Н. Конкурс «Книжки-малышки о серой мышке» 2007/2008г. Пенина Н.Н. Информационно-библиографический урок « Все ли мы знаем о книге?» с практическим занятием (урок-игра) Тема 2 класс

2005/2006г. Тропина О.А. Библиографический урок «Твои первые энциклопедии» - «Структура книги. Справочники, словари, энциклопедии» (Подготовка читателей к самостоятельному выбору) Практическое занятие: Информационный поиск нужных сведений по энциклопедиям, словарям, справочникам « Твои первые энциклопедии» Цели: Познакомить детей с понятиями: энциклопедия, справочник, словарь, рассказать об их структуре, научить ими пользоваться. 2007/2008г. Кузина В.И. Информационно-библиографический урок « Твои первые энциклопедии» 3 класс Тема

Цели: Рассказать о роли книги в развитии цивилизации. Познакомить детей с одной из древнейших библиотек мира. Объяснить детям, что такое лубок, для чего писали летописи. «История книг и библиотек» 2005/2006г. Тропина О.А. Библиографический урок: «История книги» - устный журнал 2007/2008г. Кузина В.И. Информационно библиографический урок «Древние книги и библиотеки» Тема 3 класс

«Строение книги. Как рождается книга, из чего сделана книга?» 2005/2006г. Тропина О.А. Библиографический урок «Строение книги. Как рождается книга, из чего сделана книга?» (Подготовка читателей к самостоятельному выбору книг) Практическое занятие: Информационный поиск сведений об авторе, об издательстве, поиск аннотаций Цели: Дать более углубленные знания об элементах книги. Формирование навыков информационного поиска. Тема 3 класс

Цели: Познакомить детей с понятием « периодическое издание», видами этих изданий, их многообразием. « Периодика для младших школьников» (обзор периодики) 2005/2006г. Тропина О.А. Обзор детских журналов «Периодика для младших школьников» 2006/2007г. Чиркова И.А. Библиографический урок: «Периодика – детям 1 – 4х классов» Тема 3 класс 2007/2008г. Кузина В.И. Информационная шоу – программа по журналу «Тошка» - «Пушистые домочадцы» Устный журнал «Новогодний серпантин» (по страницам детских журналов)

Цели: Овладение навыками информационного поиска. 2006/2007г.Чиркова И.А. Библиографический урок: «Где разыскать Вселенную?» « Где разыскать Вселенную?» Практическое занятие: Информационный поиск нужных сведений по энциклопедиям, словарям, справочникам Тема 3 класс

2007/2008г. Кузина В.И. Информационно-библиографический урок :«Незаменимые помощники-словари» Путешествие по словарям русского языка « Незаменимые помощники – словари» (урок презентация) Цели: Знакомство со словарями. Тема 3 класс

2007/2008г. Кузина В.И. «Я учусь писать слова» - занятие по словарям русского языка « Слово за слово» - занятие по фразеологическим словарям Практические занятия Цели: Закрепить знания по поиску информации. Тема 3 класс

1. Формирование запроса 2. Анкета: «Мое расследование» « Информационный запрос. Что это такое?» 2006/2007г. Чиркова И.А. Информационно-библиографический урок «Информационный запрос. Что это такое?» с практическими занятиями: 3 класс Цели: Научить правильно сформулировать конкретный запрос. Тема

Анкета «Мое расследование» Анкета, (она поможет вам вести информационный поиск, не утонуть в информационном море, верно приложить фарватер и пристать к намеченному берегу) ИМЯ__________________________________ Класс - Я хочу найти информацию о __________________ - Как еще может писаться это слово?______________ - Связана ли моя тема с какими-нибудь другими?____ - По каким ключевым словам я могу вести поиск?____ - Нужен ли мне иллюстрированный материал? Какой? -Какие источники я могу использовать? В том числе: Книги_____________________________________ Журналы и газеты__________________________ Видео_____________________________________ ROM______________________________________ Интернет__________________________________ - Кому предназначена моя информация?____________ - Как я оформлю полученные результаты?__________ 2006/2007г. Чиркова И.А. Информационный запрос 1. Что вы хотите узнать?___________________ 2. Что вы уже знаете по данной теме? (необходимо определить собственный «информационный багаж», на котором в дальнейшем будет строиться изучение нового)__________________________ 3. Как вы предполагаете искать информацию? Какие ресурсы могут быть использованы (книги, журналы, каталоги, электронные базы данных, CD-ROM, телефон)?_________________ 4. Можно ли доверять конкретным источникам? Насколько достоверна в них информация?____ 5. Необходимо ли использовать при выполнении задания несколько источников? Почему?___________________________________ 6. Кому будут представлены полученные результаты?________________________________ Тема 3 класс

4 класс « Справочные издания. Информационный запрос. Что это такое?» 2005/2006г. Пенина Н.Н. Библиографический урок: «Справочные издания. Словари, справочники, энциклопедии» Практическое занятие: - информационный поиск по справочным изданиям -формулирование информационного запроса Практическое занятие «Информационный запрос, что это такое?» Цели: Познакомить с разнообразными справочниками, их структурой, назначением, пользованием. Формирование информационного запроса. Тема

Цели: Знакомство с информационным поиском по каталогам с основными принципами их построения. « Путешествие в мир каталогов» 2006/2007г. Тропина О.А. Библиографический урок: «Путешествие по каталогам». 2007/2008г. Чиркова И.А. Информационно-библиографический урок «Путешествие по каталогам» Практическое занятие: «Поиск и локализация информации по каталогам» Тема 4 класс

Городской семинар «Формирование навыков культурного пользователя в современном информационном пространстве» 2006/2007г. Тропина О.А. Опыт библиотеки СОШ 3 - Презентация программы: «Информационно-библиографическая грамотность младших школьников» Тема 4 класс

«Незаменимые помощники-словари» (урок-презентация ) 4 класс Цели: Знакомство со словарями. Поиск и локализация информации по каталогам. 2006/2007г. Тропина О.А. 1я группа Информационно-библиографический урок: «Незаменимые помощники – словари» Тема

«Незаменимые помощники - словари» 2006/2007г. Тропина О.А. 2я группа Урок - презентация: «Незаменимые помощники – словари» 4 класс Цели: Знакомство со словарями. Поиск и локализация информации по каталогам. Тема

2007/2008г. Чиркова И.А. Акция «Напиши письмо Дедушке Морозу» по страницам журнала «Лапландский заповедник – почта круглый год». Викторина. Акция «Напиши письмо Дедушке Морозу» Цели: Знакомство с журналом «Лапландский заповедник». Тема 4 класс

Цели: Знакомство с энциклопедией « Космонавтика». Путешествие по энциклопедии « Космонавтика» 2005/2006г. Пенина Н.Н. Библиографический урок «Созвездие Гагарина» по энциклопедии «Космонавтика» Тема 4 класс Цели: Формирование навыков самостоятельного чтения на примере книг о природе. « Структура книги. Углубленное знакомство с книгой» 2005/2006г. Пенина Н.Н. Библиографический урок «Структура книги» Практическое занятие: « Из чего состоит книга?» Тема

2007/2008г. Чиркова И.А. Информационно библиографический урок «Даль В.И. – великий собиратель слов» Знакомство со словарем В.И.Даля Тема 4 класс

Цели: Научить работе с книгой, привить культуру чтения и любовь к книге. « Учись быть читателем» 4 класс 2005/2006г. Пенина Н.Н. Устный журнал: «Учись быть читателем» Тема

Информационное сопровождение проекта « Домашние питомцы» 2007/2008г. Чиркова И.А. Информационно-библиографический урок «Твои первые энциклопедии – «Домашние питомцы», «Звери и птицы»» Тема 4 класс

Цели: Познакомить с периодическими изданиями о животных « Свирель», « Свирелька», «Друг», « Тошка». Периодика « О братьях наших меньших» 2006/2007г. Тропина О.А. Библиографический урок: «Периодика – детям 1 – 4х классов» 4 класс 2007/2008г. Чиркова И.А. Устный журнал «Новогодний серпантин» (по страницам детских журналов) Тема

Работа над проектом « Домашние питомцы» Тема 4 класс 1. « Тошка и компания» - поиск информации о домашних питомцах по картотеке « Мир вокруг нас»; 2. « Путешествие с Почемучкой» -поиск информации по энциклопедии « Домашние питомцы», «Звери и птицы»; 3. « Хочу все знать!»- поиск информации по каталогам библиотеки. 1.Определение информационного запроса; 2.Поиск и локализация информации; 3.Критическая оценка полученной информации; 4.Сравнение информации, полученной из различных источников; 5.Проект «Домашние питомцы» под руководством Чирковой И.А.. Практическое занятие: Информационный поиск велся по этапам:

Цели: Сравнение информации по разным информационным ресурсам. «Заключительное занятие» 2007/2008г. Чиркова И.А. Заключительное занятие. Повторение изученного. Практическое занятие – поиск информации по различным источникам. Тема 4 класс

- Беседы у книжной выставки: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Энциклопедии, словари русского языка) - Обзоры у книжной выставки: «Подружись с новой книгой» - Путеводитель по журналу «Читайка» - Информационный проспект «Незаменимые помощники – словари» (Путешествие по словарям русского языка 3-4 класс) - Информационный проспект «Неделя детской книги и театра», посвященная 95 летию С.Михалкова - Информационный стенд: «Если ты в библиотеке хочешь книги почитать» 1-4 классы 4 класс Выставки, беседы, проспекты, конкурсы 1 класс2 класс3 класс

Мониторинг читательской активности за 2005/2008 г.г. Эффективность нашей работы определяют мониторинги читательской активности Проанализировано 265 формуляров, из них активных читателей – 222 человека (84%). Наибольший % активно читающих школьников составляет: 2 – 4 классы на 5% больше, чем в 2005/2006г. 5 – 9 классы на 30% больше, чем в 2005/2006г

Доля пассивных читателей уменьшилась по сравнению с 2005/2006г. на 15% 2 – 4 классы на 9% меньше, чем в 2005/2006г. 5 – 9 классы на 25% меньше, чем в 2005/2006г. 10 – 11классы на 28% больше, чем в 2005/2006г. С целью привлечения в библиотеку старшеклассников проводились мероприятия: поэтические часы, вечера встречи, уроки мужества, беседы о книгах, библиографические уроки. Рекламировались на информационных стендах периодические издания для старшеклассников. Поэтому на 25% сократилось пассивных читателей в 5-9 классах.

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса. Обновляется образование, вводятся новые программы. Но главным остаётся умение детей учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. При оценки развития информационной грамотности ученика нас больше интересовал ход работы над поиском информации и самостоятельность выводов, чем конечный результат в виде верной или неверной, полной и неполной информации. В этом и заключалась роль библиотеки. Программа успешно завершена. Работу в этом направлении будем продолжать совместно с педагогами.

Наши задачи на будущее Продолжение реализации Национальной программы по поддержке и развитию чтения Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды Совершенствование работы по информационной культуре личности младших школьников

Информационно - библиографический урок Незаменимые помощники - словари Путешествие по словарям русского языка « Словарь – это вся Вселенная в алфавите» А.Франц

« Я очень даже много знаю и на вопросы отвечаю – что есть сейчас, что было встарь. Ну, а зовут меня - Словарь…» Словарь – это сборник слов по алфавиту. С пояснениями,толкованиями или переводом значения слов с одного языка на другой.

Словари подразделяются на 2 основных типа: 1. Энциклопедические – описывают мир, объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, о войнах и революциях.

2. Языковые (лингвистические) – содержат информацию о морфологических и синтетических свойствах слова.

Словари Картинный Словарь русского языка Толковый словарик русского языка Орфографический словарик Фразеологический словарь русского языка Этимологический словарь Словарик синонимов и антонимов

Среди них: Орфографические – в них показано, как слова пишутся; Словообразовательные – в них показано, как слова образуются ; Толковые – в них истолковываются, объясняются значения слов; Этимологические – объясняют значение и происхождения слов; Орфоэпические – (словари ударений) показывают, как правильно выговаривать слова; Фразеологические – объясняют образные выражения; Словари синонимов – слова близкие по значению, но не совпадающие; Словари антонимов – противоположные слова.

Энциклопедические издания для младших школьников Лингвистические словари для младших школьников

Орфографический словарик В нем показано, как слова пишутся Например: Абажур, Абрикос, Авария, Авиация. Мужские имена и отчества: Александр, Александрович. Женские имена: Алевтина, Виктория, Елизавета. Города: Алма – Ата, Архангельск, Ереван.

Картинный словарь русского языка В словарь включены наиболее употребительные и необходимые для общения слова. Каждое слово представлено цветным рисунком.

« Русской речи государь, по прозванию словарь»

Владимир Иванович Даль собрал за свою жизнь более слов, пословиц и поговорок. Пословицы, посвященные русскому языку: «Язык до Киева доведет» « Не спеши языком – торопись делом» « Что написано пером, не вырубишь топором» « Без языка и колокол нем» « Ласковым словом и камень растопишь»

Толковый словарик русского языка В словаре кратко и доступно раскрываются лексические значения общеупотребительных слов, сообщаются сведения об их происхождении и грамматических признаках, указаны основные синонимы и антонимы.

« Какого роду – племени»

Этимологический словарь Этимология ( в переводе с греческого) – наука о значении и происхождении слов. Основные разделы: В мире животных В мире растений Во саду ли, в огороде У самовара Наш гардероб Шапочное знакомство Кое - что о школе Стыд и позор!

« К словам разнообразным близким, но чуточку разным» « Антонимы – слова противники»

Словарик синонимов и антонимов Синонимы – это слова близкие по значению, но не совпадающие. Например: Азбука - Алфавит Азбука - Букварь Буря - Ураган - Тайфун – Шторм Антонимы - противоположные слова. Например: Белый – Черный Высокий - Низкий

« Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком, Вот почему всем близок чистый, ясный, Народа русского язык прекрасный»

Уроки информационной грамотности Путешествие по энциклопедии «Космонавтика» 6-7 класс «Словари-сокровищница языка» для 7-8 класов

Устный журнал «Чародейка-зима» по страницам детских журналов В рамках «Зимних чтений» ООШ 3 Библиотека г. Полярные Зори