Меркушенкова Людмила Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 9 имени К.Э. Циолковского» города Калуги.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды грамматических ошибок Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Advertisements

Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
Автор : Иванова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 г. Москвы Классификация ошибок в русском языке. Грамматические и речевые.
Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
Вид ошибки Примеры Ошибочное словообразование Трудолюбимый Ошибочное словообразование формы существительного Не хватает время Ошибочное образование формы.
Типы речевых ошибок. Речевая ошибка - ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только.
Урок -практикум. Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это.
Язык. Речь. Слово. Секреты хорошей речи.. «Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весенней грозы, меткий, как стрела, певучий и богатый,
Речевое оформление сочинения. ТИПЫ ОШИБОК грамматические речевые логические фактические.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
Тема урокаЦели урокаХарактер деятельности Тип урока Речевые и грамматичес- кие нормы 1. Пополнить знания о нормах русского литературного языка 2. Развивать.
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Согласование определительного оборота с сочетанием слов («По письмам и мемуарам, написанными современниками А.С. Пушкина, историкам литературы с точностью.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Разработка Просвирниной А.А., МБОУ «Мурманский международный лицей» г. Мурманска.
Транксрипт:

Меркушенкова Людмила Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 9 имени К.Э. Циолковского» города Калуги

Нормы – принятые в обществсенно- языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений. Норма – единствсенно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции.

НОРМЫ Орфоэпи- ческие Лексические Стилисти- ческие Граммати- ческие Словообразо- вательные Морфологи- ческие Синтакси- ческие Пунктуаци- онные Орфогра фи- ческие Правопи- сания

Нормы произношения ши[н']ель, а не ши[на]ль Нормы ударения дос Уг, а не д Осуг Интонационные нормы Нормы использования интонации Орфоэпические нормы устной речи изучает орфоэпия. Звуковые средства языка изучает фонетика.

1)ненадолго 2)проживший 3)прожитый 4)собралась отвсет: 2) проживший В каком словсе ударение падает на второй слог?

1)пространство конечно 2)это, конечно, шутка 3)полуночный час 4)послать письмо с нарочным отвсет: 2) это, коне [шон] о, шутка В каком примере в выделенном словсе произносится [шон]?

1)проект 2)проекция 3)кариес 4)всеер отвсет: 4) все[jь]р В каком словсе есть звук [j]?

1)побл..кла 2)оп..ка 3)быт и.. 4)а ф..ра отвсет: 1) поблёкла В каком словсе на месте пропуска пишется Ё?

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Мы были шокированы прекрасной игрой актеров

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Мы были шокированы прекрасной игрой актеров

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Были приняты эффектные меры

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Были приняты эффектные меры

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3В конечном предложении автор применяет градацию

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3В конечном предложении автор применяет градацию

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Автор увселичивает впечатление

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Автор увселичивает впечатление

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Молодой юноша, очень прекрасный. 6 7

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Молодой юноша, очень прекрасный. 6 7

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Употребление лишоних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный. 6 7

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Употребление лишоних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный. 6В этом рассказе рассказывается о реальных событ иях. 7

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Употребление лишоних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный. 6В этом рассказе рассказывается о реальных событ иях. 7

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Употребление лишоних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный. 6Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событ иях. 7

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Употребление лишоних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный. 6Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событ иях. 7Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Употребление лишоних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный. 6Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событ иях. 7Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Речевые ошибки Вид ошибок Примеры 1Употребление слова в несвойствсенном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры. 3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию. 4Нарушение лексической сочетаемости Автор увселичивает впечатление. 5Употребление лишоних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный. 6Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событ иях. 7Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

1)АФОРИЗМ – краткое выразительное изречение 2)ДОБЛЕСТЬ – мужество, отвага, самоотвсерженность 3)СКУДНЫЙ – недостаточный по количеству, бедный 4)ДЕКЛАРИРОВАТЬ – давать обещание отвсет: декларировать – выступать с программным заявлением, провозглашать что-либо Значение какого слова определено невсерно?

1. В парке было заложено тридцать два дерева. 2. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 3. Оратор говорил очень конспективно. 4. В поступившей в библиотеку партии книг оказалось несколько дефективных экземпляров. 5. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанных с употреблением слов в несвойствсенных им значениях. Исправьте ошибки.

Молодые люди удобно расположились на сиденьях и с показным пренебрежением посматривают на стоящих вокруг. 1)наглядным 2)показательным 3)демонстрационным 4)демонстративным Какое слово может быть использовано вместо выделенного в предложении?

1)Ежедневные прогулки по лесу сделались для нас потребностью. 2)Жизнь спортсмена – это прежде всего упорные, ежедневные тренировки. 3)Модельеры не очень любят работать над ежедневной одеждой, их больше интересуют всечерние туалеты. 4)В каждом большом городе издаются свои ежедневные газеты. В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ?

1)Ежедневные прогулки по лесу сделались для нас потребностью. 2)Жизнь спортсмена – это прежде всего упорные, ежедневные тренировки. 3)Модельеры не очень любят работать над ежедневной одеждой, их больше интересуют всечерние туалеты. 4)В каждом большом городе издаются свои ежедневные газеты. В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ?

1)превосходить 2)преобладать 3)доминировать 4)превалировать Какое слово лишонее в ряду синонимов?

1)Существсенный признак чего-либо 2)Обсуждение чего-либо с целью дать оценку, выявить достоинства 3)Принципы, убеждения какого-либо человсека 4)Основание для оценки Какое слово имеет значение КРИТЕРИЙ?

1)Существсенный признак чего-либо 2)Обсуждение чего-либо с целью дать оценку, выявить достоинства 3)Принципы, убеждения какого-либо человсека 4)Основание для оценки Какое слово имеет значение КРИТЕРИЙ?

1)дестабилизирующий 2)деградирующий 3)реакционный 4)резонёрствующий Какое слово имеет значение «приходящий в упадок»?

1)знаток 2)эксперт 3)профессионал 4)любитель Какое слово имеет значение, противоположное слову ДИЛЕТАНТ?

Пыль наводнила воздух, уделить серьезное значение, тяжелый поступок, представить слово для доклада, ухудшение уровня жизни, повысить кругозор. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости

Практическая работа по теме «Лексическая норма» Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте словосочетания. Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллегория, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация, баллотироваться, беллетристика, вираж, виртуоз, витраж, габарит, гамма, гарантия, гипотеза, глашатай, гравсер, гравюра. Задание 2. Правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в привседенных ниже предложениях? Исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1. Для свободных игр выносим на площадку много различных а т р и б у т о в: вожжи, санки, шапочки. 2. Обилие а к с е с с у а р о в отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного. 3. В классе нерегулярно в е н т и л и р у ю т помещение. 4. Выступающий о п е р и р у е т положительными примерами из жизни группы. 5. Важным ф а к т о р о м хорошего качества знаний являются систематические знания. Задание 3. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением. 1. Один поступок Чацкого привсел меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3. Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить свои мысли о Базаровсе. 5. Идея этого произвседения заключается в призывсе к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Все это и рисует представление о «Словсе о полку Игоревсе». 7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» - одно из самых подтвсерждающих произвседений Куприна.

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Стилистически нейтральные слова литературные книжные разговорные Стилистически окрашенные слова нелитературные просторечные диалектные жаргонные

Сгруппируйте привседенные слова по типу функционально- стилистической окраски (нейтр., книжн., разг.) Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, всещий, вкалывать, довсеренность, дефект, зачетка, иждивсение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, квартиросъемщик, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, работа, рот, трудиться, усыновитель, уста, эксперимент. Сгруппируйте привседенные слова по типу функционально- стилистической окраски (нейтр., книжн., разг.)

Богатей, горбач, промеж, смуглявый, супротивник, теперича, вдогон, спечь, убивсец, упредь, манатки, потра фить, сохатый, барахло, тутошоний, аккурат, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, брюхо, сдрейфить, зубодер, облапошить, расфуфыриться. Определите значение просторечных слов, замените их литературными

Работу начали с первыми кочетами. К всечеру ненадолго развседрилось. Ребята набрали целую корзину пуховок. Утирка осталась в кармане пальто. Отец с братьями охотились на всекшу. Найдите в предложениях диалектизмы, определите их значение. Укажите случаи неоправданного их употребления.

Высокие (торжествсенные) слова Сниженные слова Книжные слова литературного языка, употребляющиеся в публицистическом и художествсенных текстах, например: отечество, родина, дерзновсение, кончина Разговорные, просторечные и жаргонные слова, употребляющиеся в бытовой сфере общения и недопустимые в официальных ситуациях общения, например: старикашка, сыграть в ящик

Взывать, глазеть, головомойка, грядущий, дерзновсенный, легавый, мазила, мольба, нагоняй, начертать, лоботряс, почин, растянуться, содружество, соратник, чаять, нянчиться. Сгруппируйте данные ниже слова следующим образом: 1) высокие, торжествсенные слова; 2) просторечия.

Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения. 1. Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2. При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. 3. Эта история может стать самым смотрибельным сериалом. 4. У него был вспыхчивый характер. 5. Его предсмертельные слова произвсели большое впечатление. 6. Значение этого английского слова необходимо провсерить по двухязычному словарю.

В следующих парах слов найдите формы, не соотвсетствующие литературной норме. Клавиш – клавиша, ставсень – ставня, плацкарт – плацкарта, спазм – спазма, зал – зала, туфля – туфель, бронх – бронха, банкнот – банкнота, жира ф – жира фа, ката фалк – ката фалка, бакенбард - бакенбарда, ласт – ласта, скирд – скирда, рельс – рельса.

Найдите все неправильные формы степеней сравнения имен прилагательных. Более шире – более широко – шире – ширее – ширше. Кратчайший – самый кратчайший – самый короткий. Худший – самый худший. Лучший – самый хороший – очень хороший - лучше всех.

Исправьте ошибки в предложениях. 1. Главная бухгалтерия обслуживает сегодня тридцать два яслей. 2. Двадцать три суток прошло с момента отправки очередной научной экспедиции на станцию «Мир». 3. Трое бракованных плоскогубцев были проданы по сниженной цене. 4. За день торговый центр продал тридцать трое брюк. 5. В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Беспокоиться о ком Идентичный чему Надеть что на что Обращать внимание на что Отзыв о чем Превосходство над чем Предостеречь от чего Препятствовать чему Увсеренность в чем Уплатить за что Тревожиться за кого Сходный с чем Одеть кого во что Уделять внимание чему Рецензия на что Преимущество перед чем Предупредить о чем Тормозить что Вера во что Оплатить что

Найдите ошибки в употреблении следующих словосочетаний. Исправьте их. 1. Отчитаться в израсходовании полученного аванса. 2. Отзыв на статью. 3. Уделять внимание на каждую мелочь. 4. Превосходство новой техники перед старой. 5. Примириться перед неумолимой судьбой. 6. Рассержен за выходку приятеля. 7. Увсеренность в торжество справседливости.

Наблюдая за прыжком Павла Ольшанского, у вас может возникнуть вопрос… Жаль, что у меня нет просто возможности было полететь туда. Мы должны действовать вопреки тому, что действуют со стороны НАТО. Никому не секрет, что главные виновники в развале хозяйства – чиновники. Время слушать классику. На сей раз вашему вниманию ария тореадора из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Мы объявили о подорожании цен на метро. Россия будет совсершать рыночные, тем не менее, преобразования. Найдите случаи нарушения синтаксических норм. В чем, на ваш взгляд, ошибка? Обратите внимание на предложения, в которых нарушены лексические нормы современного русского языка.

Виды ошибок Примеры 1. Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться 2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время 3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше 4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями 5 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего па фоса, ихи дети 6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут 7Нарушение согласованияЯ знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом 8Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. 9Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. 10Ошибки в построении предложения с однородными членами предложения Страна любила и гордилась поэтом. 11Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 12Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство… 13Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детствсе. 14Смешение прямой и косвсенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. 15Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно. 16Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает не мгновсение сердце и вдруг застучит вновь. Грамматические ошибки

Правила расстановки знаков препинания Правила написания слов

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего повседения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С. Лихачев