Презентация к уроку развития речи по теме «Лингвистическая сказка» Автор: учитель русского языка и литературы Оберная Наталья Станиславовна 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказки Лингвистические сказки Лингвистика Разделы науки о языке Грамматика.
Advertisements

Урок- обобщение изученного по теме «Морфологические признаки причастия». Творческая мастерская по созданию лингвистической сказки «Биография Причастия».
1.Название темы одним словом (существительное или местоимение). 2.Определение темы в двух прилагательных или причастиях. 3.Три глагола, показывающих действие.
Классов Усвоение грамматических норм русского языка через развитие творческого потенциала у учащихся.
Части речи Знаменательные части речи Существительное Прилагательное Глагол Наречие Числительное Местоимение.
Мастер-класс на тему: «Лингвистическая сказка как способ развития творческих способностей учащихся»
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Тема: Создание волшебной сказки. «В гостях у сестёр-присказок, братьев-зачинов и подружек- концовок». Урок литературы в 5 классе МБОУ СОШ 42 г. Владимира.
Как строится сказка Интерактивный плакат для урока литературы 5 класс.
УМК « Гармония » Урок русского языка Тема урока « И у слов – помощников есть названия » Учитель : Самойлова Н. А.
РЕПОРТАЖ КАК жанр публицистики. ЦЕЛИ занятия: знакомство с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельному написанию репортажа;
Трудные вопросы морфологии Элективный курс по русскому языку. Учитель: Перфильева О.С.
Реализация ФГОС в завершенной предметной линии учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) для 2–4 классов общеобразовательных.
Развитие коммуникативных умений и навыков через говорение на уроках русского языка Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому М.В.
Литература 7 класс Урок 3 Вольга и Микула Селянинович.
Сказка про Причастие Жили-были… …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол.
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
Сказка на уроке Работу выполнили: Андреева Вика, Болатаева Оксана, Неустроева Настя, Шатрова Кристина, учащиеся 7А класса МОУ «СОШ 80» Руководитель: Кузнецова.
О.В. Елисеева. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. СОЧИНЕНИЕ (ЧАСТЬ С)
Транксрипт:

Презентация к уроку развития речи по теме «Лингвистическая сказка» Автор: учитель русского языка и литературы Оберная Наталья Станиславовна 2008

Сказки с языковой начинкой Цель: знакомство с лингвистической сказкой (ЛС), формирование умения выводить правила, определения с помощью ЛС.

Лингвистическая сказка Лингвистическая (от лат. –язык) предметная сказка Лингвистические герои – очеловеченные термины (корни- захватчики, глаголы-оборотни, капризные шипящие) живут по законам языка и общества В ЛС выводится правило, определение, оцениваются поступки героев.

Сказочный эталон Образец ЛС – текст, в котором происходит гармоничное слияние эмоционального и рационального

Виды сказок Лингвистическая сказка Историческая (основанная на исторических фактах Собственно лингвистическая Сказка-мотивировка («мотивировать» -привести жизненные мотивы, доводы в пользу чего-либо)

Лингвистический герой (ЛГ) Художники древности создавали наглядные образы отвлеченных понятий и явлений языка. В средние века грамматика (мать всех наук) изображалась в виде царицы

Характеристика ЛГ Прилагательное – дружелюбная часть речи Частица НЕ – гордая и упрямая Предлоги – драчуны и забияки Местоимение – достойный заместитель Инфинитив – лентяй и лежебока Глаголы-исключения – оборотни

Зачем нужна ЛС? Цель ЛС – разъяснить суть определенных языковых понятий и явлений, доступно изложить какие-либо лингвистические сведения.

Структура ЛС Присказка (зачин, интригующая завязка) Сказочное действие Концовка ЛС

Присказка может содержать вопрос для слушателя, на который ему предстоит дать ответ после завершения сказочного повествования. «Полцарства за сказку» А как ты напишешь «полцарства»? Как строится ЛС?

Зачин В зачине определяются лингвистические герои, время и место действия Жила в стране Морфология и Орфография,среди особых частей речи, особая форма глагола. Испокон веков звалась она Причастием.

Интригующая завязка ЛС начинается с описания действий Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное…

Сказочное действие ЛС Каждый сюжет оригинален и развивается неповторимым путем Основная цель ЛС – сообщить определенные знания по языку ЛГ вступают во взаимодействии друг с другом или в конфликт, который заканчивается чаще всего разрешением проблемы.

Концовка ЛС Дает ответ на поставленные задачи Или содержит вопрос, на который только еще предстоит ответить Догадались, о каких частях речи шла речь на собрании?

Как написать ЛС? Определите коммуникативную задачу и адресат (Для чего? В какой ситуации?) Внимательно изучите научную информацию (правило) Выберите вид сказки (мотивировка, историческая, лингвистическая) Продумайте структуру, сюжет сказки, ее героев Не забудьте про соотнесение рационального и эмоционального в сказке Убедитесь, что сказка логически завершена В ЛС не должно быть фактических ошибок, искажений

Придумай продолжение сказки Когда в корнях с чередованием Е/И пишется буква И? Чтоб ответить без подсказки, слушай, мил дружочек, сказку. На море-океане, на острове Буяне, стоял дворец белокаменный. И жили в нем маленькие принцы: Е И