Пунктуационный практикум 2 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Подготовила Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык 11 класс Учитель Кумпинь Светлана Николаевна БОУ г. Омска «Гимназия139» ( Слайд 17)
Advertisements

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Выполнила Корсакова Виктория, ученица 8 « Б » класса МБОУ города Костромы СОШ 38.
Тема урока: «Предложение с однородными членами» Тип урока: обобщение и систематизация знаний Подготовка к ЕГЭ.
Тема: Однородные члены предложения. Однородные члены предложения Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну.
Тема урока: «Предложения с однородными членами» Класс 8 УМК В.В. Бабайцева.
ОТВЕТ А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов.
Однородные члены предложения Повторительно-обобщающий урок в 8 классе Учитель Лубкова Валентина Ивановна Бобровская СОШ 2.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Однородные члены предложения Урок объяснения нового материала. 8 класс. Учитель: Никулина Г.Б. МОУ «СОШ 24»
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Однородные члены предложения
Сложное предложение Союзное СложносочиненноеСложноподчиненное Бессоюзное.
Урок русского языка Предложения с однородными членами. Составил Бозин Виталий, ученик 8 класса МОУ «Киртелинская СОШ»
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Однородными членами предложения называются одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую функцию в предложении.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Что изучает синтаксис? Что такое словосочетание? Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры. Назовите типы связи. Объясните, приведите примеры.
Урок 18 Тире в бессоюзном сложном предложении. Теоретический материал Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: Тире.
Однородные члены предложения Отметьте предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинании в предложениях отсутствуют). 1. Среди рек есть.
Сложносочиненные предложения Сложносочиненное предложение – это сложное предложение в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами.
Транксрипт:

Пунктуационный практикум 2 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Подготовила Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 12» г. Ноябрьска, ЯНАО

Однородными называются члены предложения (главные и второстепенные), отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию: И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней. (А.П.Чехов)

Разделяются запятыми однородные члены Правила и схемы Примеры 1. Не соединённые союзами [О,О,О] Он [Пушкин] оставлял наброски, заметки, краткие указания... (В.Я. Брюсов)

Разделяются запятыми однородные члены 2. Соединённые противительными союзами а, но, да (=но), зато, однако, хотя (с уступительным значением); [О, а О], но и др. Утро было солнечное, но не жаркое.

3. Соединённые двойными (сопоставительными) союзами как... так и; не только... но и; не столько... сколько; хотя и... но; если не... то и др. Запятая ставится только перед второй частью союза; [как О, так и О]. [не только О, но и О]. [не столько О, сколько О]. К тишине ожидания уже примешивался не столько слышимый, сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда. (В.П.Катаев)

4. Соединённые повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, то...то, не то...не то и др., если однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них или перед частью; [О, и О, и О]. [и О, и О, и О]. [О, и О, и О, О, О]. В словах звучит укор, и гнев, и совесть. (С.Я. Маршак) В словах звучит и укор, и гнев, и совесть.

5. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами. [О и О, О и О]. Укор и гнев, совесть и страдание звучали в его словах.

Не разделяются запятой Правила и схемы Примеры 1. Глаголы в одинаковой форме, указывающие на движение и его цель или образующие единое смысловое целое. Такие сочетания не являются однородными членами (сядь отдохни, сядь посиди, пойду посмотрю, жду не дождусь и т.п.); Возьми почитай последний номер «Нового мира».

2. Устойчивые выражения о том о сём, за всё про всё, то сё, про то про сё и т.п.; За всё про всё тебя благодарю. 3. Фразеологизмы ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни пуха ни пера и т.п.; Встала ни свет ни заря и принялась за работу.

4. Однородные члены, соединённые одиночными соединительными и разделительными союзами; [О и О], или либо Воздух весны приносит ласку и пробуждает душу к нежности. (Д.С. Самойлов) Отличайте от соединительных союзов присоединительные и, да, да и - перед ними запятая ставится! Говорить на эту тему не хочется, да и не нужно.

5. Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство; [и О и О]. И поступь и голос у времени тише всех шорохов, всех голосов. (С.Я. Маршак) 6. Однородные члены, соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися. Запятая перед или не ставится; [Оли...или О]? Думает ли он о будущем или не думает?

7. Разные ряды однородных членов; [О и О О и О]. [О и О и О и О]. [О и О или (либо) О и О]. Он молча тронул лошадь и погнал её в ледяную тьму ночи и тумана... (И.А. Бунин) Усадьба и деревня казались безнадёж­но бедны и грубы. (И.А. Бунин) Запомните! Каждый ряд однородных членов необходимо рассматривать отдельно.

Разделяются тире Правила и схемы Примеры 1. однородные сказуемые, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (=и) и второе сказуемое обозначает противопоставление, указывает на быструю смену событий, следствие; [О, О - и О]. В бездонной высоте, сереющей над полянами, парами налетают вальдшнепы, на мгновение останавливаются - и летят дальше. (И.А. Бунин)

2. При пропуске союзов а, но [О - О]. Не чужую судьбу - свою я читала во сне беспокойном. (А.А. Ахматова)

Обобщающие слова при однородных членах Правила и схемы Примеры 1. [О : О, и О, и О]. Всё обещало мне его: край неба, тусклый и червонный, и милый сон под Рождество, и Пасхи ветер многозвенный... (А.А. Ахматова)

[О, а именно: О, и О, и О]. как-то например Всё вокруг сияло от низкого вечернего солнца, а именно: и жнивьё, и дорога, и воздух. 2. [О, О, О - О].И жнивьё, и дорога, и воздух - всё вокруг сияло от низкого вечернего солнца. [О, О, О – словом, О].И жнивьё, и дорога, и воздух - словом, всё вокруг сияло от низкого вечернего солнца.

3. [О : О, О, О - …].И всё вокруг: и жнивьё, и дорога, и воздух - сияло от низкого вечернего солнца. (И.А. Бунин) 4. [О : О, О, О].На собрании присутствовали:... На заседании постановили:... Роли озвучивали: …

УПРАЖНЕНИЯ

Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами 1. Вечерний воздух к тому же и сладостен и свеж после грозы. 2. Поэт и шагу прибавлял, и рысцой начинал бежать, толкая прохожих, и ни на сантиметр не приблизился к профессору. 3. Пропал отягощённый розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень.

4. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафчики... Были кресла необыкновенно сложного устройства, какие-то пузатые лампы с сияющими колпаками, множество склянок, и газовые горелки, и электрические провода, и совершенно никому не известные приборы. 5. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.

6. Вот и лес отвалился, остался где-то сзади, и река ушла куда-то в сторону, навстречу грузовику сыпала разная разность: какие-то заборы с караульными будками и штабеля дров, высоченные столбы и какие-то мачты, а на мачтах нанизанные катушки, груды щебня, земля, исполосованная каналами, - словом, чувствовалось, что вот-вот она, Москва, тут же, вон за поворотом, и сейчас навалится и схватит. (М.А. Булгаков)

7. Комната Чинарикова была замечательна тем, что тут находилось множество полезных и красивых вещей, подобранных на помойке, а именно: канапе с причудливой спинкой и подозрительными разводами по обивке, гипсовый бюст поэта Апухтина, несколько аккуратно склеенных фарфоровых чашек с портретами маршалов Бонапарта... (В.А. Пьецух)

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки 1 вариант 2 вариант 1. Спорт, музыка, чтение книг - всегда увлекали меня. 1. На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи, и овса. 2. А звезды неожиданно в тумане блеснули и свет холодный под липами льют. 2. Я стал посещать музеи и театры, и читать книги. 3. В лесу и на полях всё было занесено снегом. 3. Лоси и медведи, волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

4. Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо. 4. Май леса наряжает и лето в гости приглашает. 5. Боры и дубравы, березняки с живописными озерами все больше привлекают горожан. 5. Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух. 6. Гимнастика, обтирание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека. 6. Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

7. Синицы, скворцы, живущие в наших лесах – истребители вредных насекомых. 7. Эта мельница, и кустарник, и запах листьев – всё было ново, необычно. 8. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, - все радовало глаз. 8. Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы. 9. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы. 9. И кажется, что всё: железо, камни, вода – полно протеста против жизни без солнца. 10. Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах,- декоративные кустарники. 10. Она хорошо знала языки: немецкий, французский и английский и учила этому своих детей.

ОТВЕТЫ

1 вариант 2 вариант 1, 4, 6, 7, 92, 3, 5, 8,10

Литература 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. – М.: Баласс, 2007.