Экономический механизм природопользования ЛЕКЦИЯ
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Содержание и структура экономического механизма природопользования. 2. Основные структурные элементы экономического механизма природопользования. 3. Нормативное природопользование. 4. Организационная структура экологического управления.
Слово «механизм» (машина) в одном из своих значений переводится как система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Кратко хозяйственный механизм определяют как систему, приводящую в движение экономику. В целом, хозяйственный механизм как социально-экономическая категория шире понятия «экономический механизм». Структурно в систему хозяйственного механизма входят три подсистемы (блока).
правовая подсистема (блок хозяйственных законов): закон «О собственности», «О земле», «О предприятии» экономическая подсистема: государственное регулирование; рынок подсистема социальных гарантий (социальной защиты): реализация права на труд, индексация уровня жизни, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень Состав хозяйственного механизма
Экономическая подсистема (экономический механизм) является органической частью более крупной системы, которая включает, помимо чисто экономических отношений, правовые отношения и отношения социальной гарантии. В этом принципиальное отличие хозяйственного механизма от экономического. Однако на практике между ними не проводят существенных различий и чаще всего они употребляются как синонимы.
Экономический механизм природопользования – это система взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения экономических и экологических целей использования и воспроизводства природных ресурсов. Ключевыми словами в вышеприведенном определении являются: «метод», инструмент», «условие». Смысловое значение (семантика) слов «метод» и «инструмент» весьма близко и во многих случаях употребляются как синонимы.
Метод – это прием, способ или образ действия. Инструмент – орудие, средство, прием, применяемые для достижения цели. Метод есть процесс, а инструмент – выражение этого процесса, действие. Например, ценообразование – это процесс формирования цен, а цена есть конкретное выражение ценности (значимости) конкретного блага или услуги. Условие – основа, предпосылка, обеспечивающая функционирование механизма. В качестве условий эффективного функционирования экономического механизма выступают нормативная база и организационная структура природопользования. Отсутствие одного из его структурных элементов свидетельствуют об отсутствии системы, т. е. самого экономического механизма.
Социально-экономические и экологические потребности Цели природопользования Принципы устойчивого природопользования Закономерности устойчивого природопользования Природоресурсная сфера Природоохранная сфера Нормативное природопользование Методы Ценообразова- ние Нормирование Кредитование Налогообложе -ние Финансирова- ние Квотирование Инструменты Цена Нормы Кредиты Налоги Финансы Квоты Система платного природопользования Организационная структура природопользования Лимитирование Лимиты Структурная схема построения экономического механизма природопользования
Две системы (система платного и система нормативного природопользования) пронизывают основные структурные элементы экономического механизма, его методы и инструменты функционирования.
2. В структуре экономического механизма природопользования выделяются две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные между собой подсистемы: организационно-экономический и финансово-экономический механизмы Экономический механизм природопользования Организационно- экономический механизм Финансово-экономический механизм Экологическая статистика Экологический учет Экологическая экспертиза Прогнозирование и планирование природопользования Нормативы, лимиты, стандарты природопользования Экологический аудит Экологический маркетинг Государственные капитальные вложения, кредиты, ссуды, иные инвестиции Налоги и пошлины, сборы, налоговые льготы Компенсационные платежи за выбытие материальных богатств из хозяйственного оборота Ценообразование Финансирование Материально-техническое обеспечение Экологическое страхование Возмещение вреда и ущерба в области природопользования Структурные элементы экономического механизма природопользования
Законом «Об охране окружающей среды» предписывается финансирование природоохранных мероприятий за счет: республиканского и местного бюджетов; целевых бюджетных и общественных фондов; кредитов банков; средств юридических лиц, добровольных взносов граждан, иных не запрещенных законодательством источников.
3. Нормирование является исходным элементом в построении системы экономического механизма природопользования. В основе нормативного природополь-зования лежит признание субъектами хозяйствования, обществом, государством, каждым человеком норм поведения (моральных, экологических, технических и пр.), содействующих достижению целей устойчивого развития.
Экологическое нормирование – деятельность, направленная на установление системы научно обоснованных показателей (норм и нормативов) предельно допустимых воздействий на природную среду. Экологическая (природоохранная) норма – это максимально допустимая величина, установленная мера абсолютного использования (потребления) природного (экологического) ресурса, обеспечивающая необходимое качество окружающей природной среды и минимальный расход природного сырья на производство единицы определенной продукции (работ). Экологический (природоохранный) норматив – это расчетный показатель, характеризующий степень относительности использования природных ресурсов, обеспечивающих удовлетворение сырьевых и (или) экологических потребностей общества (человека).
Нормы и нормативы выступают в качестве: 1. средства нормативного метода экологического управления в целях достижения сбалансированности, пропорциональности и оптимизации во взаимодействии общества и природы; 2. элемента организации природопользования и производства, являясь основой определения лимита использования природных ресурсов и одновременно воздействия на окружающую среду; 3. средства учета требований режима экономии природных ресурсов и экологизации материального производства; 4. инструмента экологического контроля за использованием сырья, материалов, топлива и энергии в процессе природопользования; 5. стимула прогрессивных наукоемких производств. В практике экологического нормирования выделяют три основных направления: санитарно-гигиеническое, производственно-ресурсное и экосистемное.
Нормативная база экологического управления в первую очередь должна включать: нормы и нормативы использования природных ресурсов; нормы и нормативы качества окружающей природной среды (ограничения содержания загрязняющих веществ в сбросах и выбросах предприятий). Наиболее актуальными нормами являются: норма водоотведения – установленное количество отводимых сточных вод на одного человека или на условную единицу продукции, характерную для данного производства; норма водопотребления – установленное количество воды на одного жителя или условную единицу производимой продукции;
норма выброса – суммарное количество газообразных и жидких отходов, разрешаемое предприятию для сброса в окружающую среду. Нормативный объем выброса определяется из расчета, что кумуляция вредных выбросов от всех предприятий данного региона не создает в нем концентраций загрязнителей, превышающих ПДК; норма улавливания и обезвреживания вредных веществ, под которой понимается количество улавливаемых и обезвреживаемых веществ и отходящих газов при производстве единицы продукции (работ, услуг), обеспечивающих выполнение требований по соблюдению качества атмосферного воздуха; норма земле емкости – оптимальная величина площади земель, отводимых для хозяйственных целей (разработка месторождений полезных ископаемых), приходящихся на единицу производства продукции, работ, услуг, капитальных вложений; норма экологической емкости территории – максимально допустимая антропогенная нагрузка на ассимиляционный потенциал территории.
Норма изъятия (добычи) ресурса – научно обоснованный лимит добываемых природных ресурсов, обеспечивающий их самовосстановление или рациональное использование, который представляет собой качественно-количественное ограничение, предотвращающее нарушение структуры и функционирования популяций и экосистем – их половозрастного состава, внутренних взаимоотношений и т. д. В случае невозобновляемых объектов эксплуатации (минеральные и другие подобные ресурсы) норма изъятия устанавливает социально-экономически обоснованный режим расходования ресурса.
В экологическом нормировании и стандартизации важную роль играет процедура сертификации, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция или иной объект сертификации соответствует установленным требованиям. Успешный опыт использования экологической сертификации (или сертификации по экологическим требованиям) во многих странах свидетельствует о том, что она является одним из наиболее мягких нетарифных торговых барьеров, который способствует постепенному (причем добровольному) отказу от использования ресурсорасточительных и опасных технологий и продукции, произведенной по таким технологиям, инструментом контроля (в большей степени общественного) за природоохранной деятельностью субъектов хозяйствования.
4. 4. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организацией. Организационная структура экологического управления это система органов власти и управления, выполняющих функции, связанные с достижением экологических целей социально- экономического развития общества и функционирования субъектов хозяйствования.
К органам общего государственного экологического управления в республике относятся Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы. Органами специального государственного экологического управления, осуществляющими специальные надведомственные управленческие функции, являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственный комитет Республики Беларусь по гидрометеорологии, Государственный комитет Республики Беларусь по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. В качестве органов специального государственного управления природоохранной деятельностью выступают органы санитарного, ветеринарного и пожарного надзора, некоторые другие государственные службы, надзорные полномочия которых распространяются на всех природопользователей независимо от их подчиненности, форм собственности и хозяйствования.
Ведомственное отраслевое управление земельными, лесными, другими природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства, Министерство архитектуры и строительств, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, органы жилищно- коммунального хозяйства, водного хозяйства, рыбного хозяйства и некоторые другие отраслевые ведомства. К этим органам следует отнести Управление делами Президента Республики Беларусь, в ведении которого находятся заповедники, национальные парки и ряд заказников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ