Информатика в начальной школе, тема 2 О содержании информатике в 3-м классе и ожидаемые результаты обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатика в начальной школе О содержании информатики во 2-м классе и ожидаемые результаты обучения. 1.
Advertisements

Информатика в начальной школе 2. Общее знакомство с УМК по информатике и ИКТ для 2-4 классов издательства БИНОМ.
Информатика в начальной школе Информатика в начальной школе – первая ступень непрерывного курса информатики со второго по одиннадцатый класс 1.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
Информатика в начальной школе Тема 3: «Методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе: 4 класс»: 1.
Информатика в начальной школе Подведение итогов. Итоги видеоконференции Мы выяснили, почему информатика в начальной школе есть первая ступень непрерывного.
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Новые учебно-методические комплекты по информатике А.А. Кузнецова для 8 – 9 классов.
Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике.
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
« Основы компьютерной грамотности » Основное направление - общеинтеллектуальное.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
1.Личностные действия 2.Регулятивные действия 3.Познавательные универсальные действия 4.Коммуникативные действия.
Универсальные учебные действия УУД обеспечивают умение учиться. УУД – это умения и навыки, которые, с одной стороны, формируются в процессе изучения различных.
Горячев А.В. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 4-й класс. - М.: «Баласс», 2006.«Баласс» Учебник предназначен для школ, имеющих.
Транксрипт:

Информатика в начальной школе, тема 2 О содержании информатике в 3-м классе и ожидаемые результаты обучения

Регламент работы Тема Время Введение: о новом стандарте начального образования, роль естественнонаучного образования и информатики как естественнонаучной дисциплины в начальной школе 20 мин 1 О содержании информатики в 3-м классе и ожидаемые результаты обучения мин 2Методика и организация обучения информатике в 3-м классе, использование ЦОР издательства БИНОМ к учебнику (на компакт-диске). 20 мин 3Практическая часть – разработка занятия по представленному УМК для 3-го класса мин 4Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ для начальной школы на сайте Методической службы БИНОМ on-line консультации авторского коллектива мин Подведение итогов сегодняшней видеоконференции 3 мин 2

Главные моменты, которые мы обсудили в понедельник, 15 февраля Разобрались, почему информатика в начальной школе – первая ступень непрерывного курса информатики со 2-го по 11-й класс, познакомились с концепцией непрерывного обучения информатике со 2-го по 11-й класс, выяснили, что есть информатика в школе и каково ее содержание, а так же как это содержание можно четко и коротко себе представить. Обозначили основные моменты концепции и обсудили содержание УМК «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов, выяснили, как это содержание соотносится с содержанием информатики в старших классах. Особо отметили, какую роль играет обучение информатике по нашему комплекту в развитии интеллекта (учебных способностей) младших школьников 3

Главные моменты, которые мы обсудили в понедельник, 15 февраля Выяснили, каково содержание информатики во 2-м классе и каковы ожидаемые результаты обучения во втором классе, коротко отметили, каковы потери в знаниях и в развитии младшего школьника (в развитии его интеллекта, то есть способности воспринимать, обрабатывать и использовать разного рода информацию), если обучение информатике начинать в третьем классе. Познакомились с методикой и организацией обучения информатике во 2-м классе. Мы не успели выполнить все пункты нашего плана. На практическую часть нашей видеоконференции времени не хватило и не разработали занятие по одной из тем представленного вашему вниманию УМК для 2-го класса. 4

Главные моменты обсуждения, на которые мы сегодня обратим особое внимание : Начнем с короткого обсуждения нового стандарта начального образования, роли естественнонаучного образования и информатики как естественнонаучной дисциплины в начальной школе – поскольку этот важный вопрос был задан коллегами из Пертозаводстка. Выясним, каково содержание информатики в 3-м классе и каковы ожидаемые результаты обучения в третьем классе Познакомимся с методикой и организацией обучения информатике в 3-м классе В практической части нашей видеоконференции попробуем вместе разработать занятие по одной из тем представленного вашему вниманию УМК для 3-го класса, по сути сделаем то, что не успели 15 февраля, тем более, что тема «Носители информации» есть в первой четверти третьего класса, как важная с точки зрения формирования базовой системы понятий. 5

Содержание информатики в начальной школе коротко описывается тремя крупными разделами (содержательными линиями): 1. Информационные процессы и их автоматизация средствами ИКТ – основообразующая идея учебника для 2-го класса 2. Основы информационного моделирования – основообразующая идея учебника для 3-го класса 3. Основы информационного управления – основообразующая идея учебника для 4-го класса Так было задумано и изначально реализовано содержание информатики как первой ступени непрерывного обучения со 2 по 11 класс. После принятия административного решения ввести информатику с третьего класса, пришлось весь учебный материал второго класса «вместить» в первую главу учебника для третьего класса, неоправданно осуществив «сжатие» информации. Отсюда следует, что при изучении информатики с третьего класса значительно большая нагрузка ложится на плечи учителя, и увеличивается информационное и интеллектуальное напряжение детей при изучении курса. Но в данном случае – лучше хуже, чем никак! Содержание информатики в третьем классе 6

Содержание информатики в третьем классе строится в основном на первых двух содержательных линиях: 1. Информационные процессы и их автоматизация средствами ИКТ 2. Основы информационного моделирования 3. Основы информационного управления Содержание обучения информатике в третьем классе 7

Цель обучения информатике в третьем классе Стандарт школьного образования и выше изложенная авторская концепция обучения информатике в начальной школе определяют цель обучения информатике в третьем классе по нашему комплекту: 1. подготовить младшего школьника к восприятию учебных текстов при изучении информатики в основной школе на уровне понимания основных терминов 2. научить детей пользоваться современными средствами ИКТ на уровне начинающего пользователя, то есть на уровне, необходимом при обучении любым предметам в старших классах (оформить доклад/реферат, создать презентацию, найти необходимую информацию в Интернете и пр.) 3. способствовать формированию и развитию универсальных учебных умений и развитию интеллекта младшего школьника 8

В третьем классе важно Во третьем классе важно (особенно если информатика во втором классе не изучалась) – сфокусировать внимание ребенка на том, что он давно видит, слышит, делает, но делает это неосознанно, непроизвольно, интуитивно, перевести его неосознанную информационную активность в осознанную информационную деятельность, с тем, чтобы: 1. Формировать универсальные учебные умения и системное мышление. 2. Познакомить с терминологическим словарем по информатике и научить им пользоваться. 3. Научить его в целом понимать как устроен компьютер, включать и выключать компьютер, запускать нужную программу, в том числе игровую, создавать элементарные тексты и рисунки, соблюдая правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном классе, если есть такая возможность – научить осуществлять поиск информации в сети Интернет. 9

Дополнительные задачи при обучении информатике в третьем классе по нашему УМК научить выделять и формулировать познавательной цели извлекать необходимую информации из текстов, определять важную и второстепенную информацию применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютера научить осуществлять знаково-символические действия – моделировать; научить систематизировать и структурировать знания свои знания научить осуществлять рефлексию способов и условий действия (отвечать на вопросы: что я делаю?, зачем? и как?), подводить итоги своей деятельности, оценивать качество процесса и результаты своей деятельности

Средства достижения целей обучения информатике в начальной школе К средствам достижения целей обучения следует отнести: 1. Слово учителя и его личный пример 2. УМК «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов для учащихся 3. Компьютеры (компьютерный класс) для учащихся 4. Набор дополнительных дидактических материалов, в том числе набор из 12-ти плакатов 5. Методические пособия для учителя (для каждого класса) 11

Структура УМК для третьего класса Учебник – основа УМК Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Рабочая тетрадь 1 Рабочая тетрадь 2 Контрольные работы в двух вариантах Электронное пособие Методические рекомендации Плакаты - всего 12 12

Состав УМК для 3 го класса Состав УМК определяют цели обучения, содержание предмета и возрастные особенности младшего школьника. В УМК для 3-го входят: 1. Учебник – базовая основа УМКУчебник 2. Рабочие тетради по одной для каждого полугодия Рабочие тетради 3. Тетрадь контрольных работ контрольных работ 4. Электронное пособие для ученика Электронное пособие 5. Комплект плакатов для ученика Комплект плакатов

Функции каждого элемента УМК, предназначенного для ученика Важно осознавать функции каждого элемента УМК, чтобы осознанно и целенаправленно использовать каждый из них в соответствии с их назначением: 1. Учебник – базовая основа УМК – предназначен для развития памяти и знаний, важных составляющих интеллекта посредством усвоения фактов («интеллектуальных битов»)Учебник 2. Рабочие тетради – непосредственно предназначены для развития интеллекта школьников*)Рабочие тетради 3. Тетрадь контрольных работ – предназначена для подведения итогов определенного этапа теоретического обучения *),Тетрадь контрольных работ 4. Электронное пособие для ученика – предназначено для развития памяти, а также для развития декларативных и процедурных знаний, то есть – для развития интеллекта, поскольку в процессе работы на компьютере ребенок вынужден активно использовать накопленные в памяти факты и знания, полученные на теоретической части урока или иным непрактическим образом Электронное пособие для ученика 5. Комплект плакатов (таблиц) – предназначен для визуализации конкретных объектов информатики и формирования целостного представления о содержания изучаемого курса информатики Комплект плакатов *) интеллект – это чисто человеческая способность использовать знания, полученные не генетически или в результате личного жизненного опыта, а полученные в результате слушания, смотрения и чтения интеллект **)Но не для контроля знаний, поскольку знания – это лишь часть ожидаемого результата обучения. Выполняя задания в тетради для контрольных работ дети демонстрируют свой интеллект – способность использовать усвоенные факты и полученные знания!

Функции каждого элемента УМК, предназначенного для учителя 1. Методическое пособие для учителя – предназначено для облегчения подготовки к уроку в конкретном классе и для организации обучения конкретных детей с определенным начальным уровнем интеллекта*) 2. Дидактические материалы – предназначены для облегчения подготовки к уроку и создания специальных карточек – интеллектуальных битов. *) Уровень интеллекта IQ можно определить с помощью специальных тестов, если этого захотят дети и их родители, но лучше не определять его в начальной школе по этическим соображениям, ибо наша задача не определять IQ, а развивать интеллект, начиная с того уровня, который имеем здесь и сейчас! Уровень интеллекта Доказано, что основное развитие интеллекта происходит до 5-6 лет, но достаточно интенсивное развитие интеллекта продолжается до лет. При постоянном интеллектуальном напряжении, развитие интеллекта продолжается всю жизнь.развитие интеллекта

Структура учебника В состав УМК для каждого класса (2, 3 и 4-го) входит учебник, как базовая содержательная основа УМК, созданная в соответствии со Стандартом обучения информатике. Структуру учебников определяют: содержание предмета и возрастные особенности учащихся. Учебники в каждом из трех УМК (для 2-го, 3-го и 4-го классов) имеют общую структуру: 1. Введение 2.4 главы (по четвертям обучения) 3. В конце каждой главы учебника новые термины 4. Терминологический словарь

Структура каждого параграфа в учебниках Параграфы в каждом из трех УМК (для 2-го, 3-го и 4-го классов) имеют общую структуру, отражающую деятельностный ряд всех учебников по информатике для 2-11 классов: «понимать знать уметь применять» 1. понимать тексты и рисунки на тему урока 2. знать рубрика «Теперь мы знаем» 3. знать вопросы на повторение 4. уметь «Выполни упражнения в рабочей тетради» 5. применять «Выполни упражнения на компьютере» ! Строго соблюдаемая структура каждого параграфа в каждом из трех учебников УМК косвенно формирует системное и структурное мышление школьника, что чрезвычайно важно для развития интеллекта детей и формирования УУД.

С чего начинаем? Начинаем с активизации внимания школьника на том, что ему известно из личного житейского и учебного опыта, называя вещи терминами информатики: Глава 1. Знакомство с информацией Человек и информация Источники и приемники информации Искусственные и естественные источники информации Носители информации Что мы знаем о компьютере Подводим итог: новые слова и термины Все просто. Третьекласснику все понятно, особенно – если обучение информатике началось во втором классе. Ничего не надо объяснять. Надо лишь должным образом сфокусировать его внимание на известных явлениях действительности и его личном опыте получения и передачи информации различными способами 18

О чем говорим во второй четверти Продолжаем направлять внимание школьника на то, что ему известно из личного житейского и учебного опыта, называя вещи терминами информатики, понемногу добавляя новые знания: Глава 2. Действия с информацией Немного истории о действиях с информацией Сбор информации Представление информации Кодирование информации Хранение информации Обработка информации Подводим итог: новые слова и термины Все по прежнему просто и понятно. Постепенно выстраиваем определенную систему известного и нового. 19

О чем говорим в третьей четверти Продолжаем направлять внимание школьника на то, что ему известно из личного опыта, расширяем круг используемых терминов информатики, начинаем осваивать важное понятие информатики – «объект», готовим ребенка к восприятию понятия «система» и к принятию осознанного решения: Глава 3. Объект и его характеристика Объект Имя объекта Свойства объекта Общие и отличительные свойства Существенные свойства и принятие решения Элементный состав объекта Действия объекта Отношения между объектами Подводим итог: новые слова и термины 20

Чем заканчиваем учебный год Вводим важное понятие – «данные» и всю четвертую четверть работаем с этим понятием, «связывая» его с компьютером: Глава 4. Информационный объект и компьютер Информационный объект и смысл Документ как информационный объект Электронный документ и файл Текст и текстовый редактор Изображение и графический редактор Схема и карта Число и программный калькулятор Таблица и электронные таблицы Новые слова и термины Главное, что мы узнали в этом году 21

Чем заканчиваем учебный год Уже не так все просто и понятно, если бы с этого начинать. Но постепенное движение от простого к сложному, индукция и дедукция, позволяют преодолеть трудности и, как правило, большинство детей осваивает весь учебный материал третьего класса. В этом помогают: четкая и единообразна структура каждого параграфа, выполнение заданий в рабочей тетради и на компьютере, регулярная работа с новыми словами и терминами, плакаты. Особая организация уроков информатики помогает детям осознать и сформулировать цель своей учебно- познавательной деятельности и осуществить переход от обычной детской активности в осознанную и целенаправленную деятельность: 22

Рабочие тетради Рабочие тетради предназначены для работы головой и руками на бумаге. Во время работы в рабочей тетради происходит: 1. Закрепление пройденного теоретического материала в процессе выполнения заданий (ребенок пропускает теорию через себя, читая задание и выполняя его) 2. Развитие тактильных навыков и мелкой моторики руки, что непосредственно влияет на развитие двигательного интеллекта школьников – важной составляющей общего интеллекта 3. Развитие общего интеллекта за счет постоянного интеллектуального напряжения и освоения средств и методов работы с информацией, за счет необходимости работать с различными формами представления информации и реализации постоянной необходимости преобразовывать информацию из одной формы в другую. 23

Контрольные работы для третьего класса Контрольные для третьего класса выделены в отдельную «Тетрадь для контрольных работ» Контрольные для компьютерного практикума предусмотрены в диске для второго класса. В отличие от заданий и упражнений к уроку, которые можно выполнять в любом порядке и делать неоднократные попытки выполнить упражнение снова и снова до полного его освоения, в контрольных работах предусмотрено только последовательное выполнение все «связанных» между собой заданий с автоматическим подсчетом верно и неверно выполненных и выставлением соответствующих баллов. Особенностью работы на компьютере с помощью диска является перераспределение внимания между освоением компьютера и закреплением дважды пройденного теоретического материала: по учебнику и в рабочих тетрадях. Без особой теоретической нагрузки, ребенок с интересом выполняет упражнения, косвенно осваивая компьютер, как инструмент. 24

Электронное пособие для 3-го класса и ЦОР Для третьего класса существует два варианта электронной поддержки: 1. Электронное пособие на диске 2. Цифровые образовательные ресурсы в сети интернет Электронное пособие для второго класса на диске содержит разнообразные виды заданий, клавиатурный тренажер и тренажер мыши, развивающие упражнения и развивающие игры. Все задания и упражнения связаны между собой логикой и последовательностью предъявления содержания в учебнике. Иерархическая структура диска позволяет легко ориентироваться в его ресурсах. Работа с диском способствует развитию интеллекта и системного мышления школьников. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) отличается от электронного пособия на диске в том, что состоит из набора не связанных между собой заданий, тренажеров, упражнений, игр и так далее, размещенных на сайте … в сети Интернет и учитель может скачивать и использовать их при подготовке к уроку и на уроке. 25

Обязательные условия достижения УУД в третьем классе Информатика в начальной школе направлена на развитие общего и социального интеллекта*), памяти, логического, образного и деятельностного мышления и т.д.общегосоциального интеллекта Для успешного обучения информатике и развития интеллекта и УУД детей в третьем классе необходимо: 1. Любить детей и предмет – только от любимого учителя, которому ребенок доверяет, ему хочется «впустить» учителя в свой внутренний мир и присвоить сказанное им себе, то есть превратить информацию в знания и личностный багаж 2. Развивать интерес к предмету – так как в этом возрасте именно простой интерес есть главная движущая сила восприятия информации и перехода ее из кратковременной в долговременную память 3. Не контролировать знания, а подводить итога занятия – так как в этом возрасте контролировать еще нечего, можно только научить детей языку информатики и пониманию ими смысла новых слов (терминов информатики)! 4. Можно ставить отметки, но выявляя знания, то есть за ЗНАНИЯ, а не за незнание! Только при наличии этих трех составляющих каждый урок информатики в начальной школе будет способствовать гармоническому развитию личности младшего школьника и развитию его интеллекта и УУД! интеллекта *) Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности. 26

Ожидаемый интеллектуальный результат обучения в третьем классе К концу второго класса ребенок должен (если выполнены все условия и соблюдены принципы обучения): Понимать значения терминов информатики, таких как «текстовые данные», «числовые данные», «графические данные», «код», «кодирование», «декодирование», «объект», «элементный состав объекта», «существенные свойства объекта», «несущественные свойства объекта», «обработка данных» и некоторые другие. Узнавать объекты информатики в окружающей действительности и называть их в терминах информатики («источник информации», «приемник информации», «канал связи», «носитель информации», «средство обработки информации» и т.д.). Давать характеристику информационных объектов (описывать их устно и письменно) по схеме: имя объекта, назначение, форма, цвет, материал, элементный состав, общие и отличительные свойства, действия и отношения объекта Знать, что компьютер – это инструмент для хранения и обработки текстовых, числовых, графических, звуковых и мультимедиа данных, для их передачи. Создавать простые информационные модели объектов реальной действительности в виде текста, рисунка, схемы, таблицы на основе личного наблюдения за ними Приводить примеры сбора, хранения и обработки информации и данных из собственного жизненного опыта Решать простые логические задачи на принятие решения 27

Ожидаемый практический результат обучения в 3-м классе Выпускник третьего класса начальной школы должен освоить элементарные действия : с компьютером, папками и файлами включать/выключать компьютер запускать игру/программу открывать/закрывать папки и файлы создавать /удалять папки и файл, давать им имена копировать папки и файлы, сохранить файл как … находить нужный документ по имени файла на компьютере: создавать и редактировать простой текст, презентацию, рисунок пользоваться электронными пособиями для начальной школы Осуществлять поиск информации в Интернете 28

Какие универсальные общеучебные действия будут сформированы при обучении по нашему комплекту и нашей методике в третьем классе выделение и формулирование познавательной цели извлечение необходимой информации из текстов, определение основной и второстепенной информации применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств знаково-символические действия – моделирование; умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий рефлексия способов и условий действия (ответы на вопросы: что я делаю?, зачем? и как?), подведение итогов своей деятельности, оценка процесса и результатов своей деятельности

Какие универсальные логические действия будут сформированы при обучении по нашему комплекту и нашей методике анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство