«Литература изучается в школе не для того, чтобы сдать ее. Она должна выйти в духовный мир каждого человека на всю жизнь как повседневное общение с красотой».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Advertisements

Теоретический вопрос Что такое педагогическая мастерская? МОУ лицей 1 Г. Пролетарск Презентация руководителя МО по воспитательной работе: Доля Е.А.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
описание ситуации, содержательный материал, где необходимо предложить варианты действий по проблеме. описание ситуации, содержательный материал, где необходимо.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогическая мастерская технология обучения ЦельЦель Научны е идеи Системы действий учителя и учащихся РезультатыРезультаты Технологичес кие этапы Критерии.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Подготовила: Мариняк Е. В., учитель начальных классов ЛГ МБОУ «СОШ 4»
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Транксрипт:

«Литература изучается в школе не для того, чтобы сдать ее. Она должна выйти в духовный мир каждого человека на всю жизнь как повседневное общение с красотой». В.А. Сухомлинский Преподавание литературы – тернистый путь. Ведь жизнь требует от словесника владения огромным объемом информации, анализа, хранения, систематизации, ее постоянного совершенствования, педагогического мастерства через самопознание и саморазвитие, знания тончайших изменений внутреннего мира ученика, высокой нравственной чистоты. Сегодня учитель – словесник должен понять, принять и суметь сориентироваться в ситуации кризиса культуры, выражающейся в ее коммерциализации, в жестокой языковой агрессии.

Становление культурного читателя Направлена на (цель) Опирается на (принципы) Историко- культурологический диалогичности Экзистенциально -личностный креативности

Достигается через Опору на жизненную литературы и эмоционально- чувственное переживание Технологии активного обучения интеграцию предметов культурологического цикла коммуникативно- творческую деятельность Приводит к (результату) Личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве. Проявления: 1. Видение художественной картины мира. 2. Потребность в эстетическом и этическом самовыражении. 3. Диалогичность мышления. 4. Грамотное и свободное владение литературной речью. 5. Наличие читательского вкуса. 6. Творческое самовыражение.

Достижение данных целей в обучении литературы способствует приобретению учащимися следующих компетентностей: Общекультурная литературная Ценностно- мировоззренческая Речевая Читательская

1. Интеграция курса русского языка и литературы с выходом на проблемы философии, психологии, МХК. 2. Ценностно-смысловое равенство всех участников образовательного процесса. Мнение мастера (т.е. учителя) не является единственно правильным, оно одно из многих. 3. Право каждого участника на ошибку, самостоятельное ее преодоление. 4. Принцип безотметочности и без оценочности. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника процесса, создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. 5. Обязательный учет индивидуально-личностных смыслов участников процесса. 6. Принцип нелинейности, который подразумевает непредсказуемость педагогического такта, присутствие элемента неопределенности, импровизации. 7. Предоставление свободы в рамках принятых правил (например, право действовать по своему усмотрению, без дополнительных инструкций учителя, выполняя то или иное задание). Возможность составить свою собственную программу изучения данной темы, выбрать уровень усвоения знаний, умений, навыков и соответствующую ему контрольную работу. 8. Принцип целостности. Реализуется на уровне вопроса лейтмотива, сверхзадачи мастера, которые связывают между собой отдельные задания, этапы мастерской. Участникам предоставляется возможность реализовать себя в разных видах деятельности. 9. Диалогичность как главный принцип взаимодействия и сотрудничества. Диалог участников мастерской друг с другом, диалог с научным или художественным авторитетом (автором текста), внутренний диалог и т.д. 10. Принцип рефлексивности. Рефлексия (как внешняя, так и внутренняя) направлена на осознание пройденного пути. Суждения рефлексивного характера сопровождают практически все этапы мастерской. Это позволяет связать воедино личные взгляды, мнения, впечатления, углубить собственное понимание в свете высказываний других, сделать свои открытия.

Технология развития критического мышления Технология критического мышления – это осознание учащимися процесса протекания познания (что знал, что узнал, что осталось непознанным); сочетание навыков работы с текстом и навыков общения по поводу текста; ориентация на сотрудничество ученика и учителя; повышение ответственности учащихся за собственное образование. Технология критического мышления – это осознание учащимися процесса протекания познания (что знал, что узнал, что осталось непознанным); сочетание навыков работы с текстом и навыков общения по поводу текста; ориентация на сотрудничество ученика и учителя; повышение ответственности учащихся за собственное образование. Данная методика позволяет развивать такие ключевые компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать, включаться в деятельность, адаптироваться. В сегодняшней жизни – это, пожалуй, самые важные компетенции. Данная методика позволяет развивать такие ключевые компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать, включаться в деятельность, адаптироваться. В сегодняшней жизни – это, пожалуй, самые важные компетенции.

Базовая модель технологии развития критического мышления. I. Стадия вызова Следует создавать проблемную ситуацию, вызывая у учащихся воспоминания о данной теме, обращаясь к из собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения II. Стадия осмысления новой информации (или смысловая стадия) Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь используется приём работы с текстом – инсерт. Этот приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Своеобразная «разминка текста». III. Стадия рефлексии Рефлексия означает размышление, осмысление. По существу рефлексия представляет не что инок, как обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно в процессе рефлексии и нам, и детям свойственно состояние сомнения, скепсиса, отчаяния и, наконец, озарения при рождении новой мысли.

Развитие рационального критического мышления характеризует оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомлённости, поиск альтернатив, выбор точки зрения, склонность к применению навыков критического мышления в жизни. Эта технология является удачным продолжением программы Л.В. Занкова, по которой обучаются дети в начальных классах нашей школы.

Групповая форма учебного взаимодействия. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений. Особенности организации деятельности учащихся. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность

Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них. Сотворчество мастера и ученика. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого). Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений. Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. Особенности организации деятельности учителя

Основная особенность УД заключается в делении учащихся на подвижные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности: Основная особенность УД заключается в делении учащихся на подвижные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности: Технология уровневой дифференциации репродуктивном конструктивном творческом

4. Оценка учениками их собственных возможностей и результатов учения. 3. Гуманизация межличностных отношений: 2. Природосообразность. 1. Личностно-развивающие ориентированный подход. 5. Уровни обучаемости: I-ый – осмысление и воспроизведение новой учебной информации II-ой – выполнение задания по образцу III-ий – выполнение задания в новой ситуации 7. уровни мотивации: I – ситуативный интерес II – учение по необходимости III – интерес к предмету IV – повышенный познавательный интерес 6. Уровни обученности – уровень реально усвоенных знаний (низкий, средний, высокий) Принципы развивающиего обучения:

В организации учебно-познавательного процесса предпочтение отдаётся парным, групповым, коллективным способам обучения. Методические приемы различные – однако степень самостоятельности учащихся в познании проблем должна неуклонно возрастать. Можно использовать «лестницу деятельности». I – этап: постановка цели, планирование деятельности учителей таким образом, чтобы идти от простого к сложному. II – этап: учащиеся самостоятельно выбирают задание. Виды учебно-познавательной деятельности. 1. Взаимообучение и взаимоконтроль в условиях работы пар 2. Работа с разноуровневыми тестами. З. Выполнение практических заданий. 4. Творческие групповые задания для подготовки к семинарам и деловым играм, урокам-конкурсам. 5. Оценка учащимися своей работы в условиях рейтингового контроля. 6. Зачет по проверке базовых знаний в различных формах.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Система творческих заданий строится на основе художественной деятельности учащихся, ее структура связана с фазами художественного восприятия и постижения произведения литературы, причем система предусматривает включение в нее заданий, в которых творчество выступает в двух функциях: эстетической и эвристической. Творческие задания должны стимулировать мышление учащихся, поэтому и строятся с учетом эвристической функции творчества. Эта группа заданий может включать в себя практически все виды творческой деятельности. Выбор того или иного вида задания связан с художественными особенностями изучаемого произведения.

Форма творческой работы Основные цели, задачи Результат речевой деятельности 1 Реферат Выработать и совершенствовать умения самостоятельно находить, изучать необходимые материалы по теме, планировать работу, делать выводы, защищать в устной форме владение монологической формой устной речи; - умение анализировать, составлять план, высказывать собственное суждение 2 Доклад на литературную тему Поделиться впечатлениями о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, изучить разные толкования данного произведения - изучение литературы, - систематизация добытых знаний, - изложение новых фактических сведений, - углубленное восприятие монографических тем, - устойчивость речевых умений и навыков

3 Творческий проект Создать и аргументировать систему взглядов на решение выдвинутой проблемы - поиск неординарных решений вопроса, - умение формулировать тему, -самореализация, - самоактуализация личности 4 Презентация Представить художественное произведение интерпретировать его; - умение представлять материал, - выбор вариантов в решении 5 Проблемно- ориентированное сочинение-миниатюра Выявить проблемы и аргументировано обосновать их решения - толкование текста, - видение художественного своеобразия текста 6 Рецензия Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения -умение комментировать сюжет произведения, высказывать свое отношение к героям, проблемам, определять главную мысль

Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно- изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?», «Моя собака обо мне», «Что думает обо мне мой кот» Я первый весенний цветок. Посмотрите на меня, какой я красивый! Как чудесно вокруг! Как весело светит солнышко! А вот и моя подружка бабочка. Она аккуратно усаживается на мои лепестки и мы беседует о том, как же чудесно жить на этом свете. Но вот что-то серое, тёмное закрыло от нас солнце. Моя подружка в ужасе улетела. Что это?! О, нет! Чей- то здоровый башмак навис надо мной. Как больно! Пощадите! Я погибаю! Таранина Маша 5 класс

Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье», «совесть», «жизнь», «дружба»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д. Месть похожа на ненастье или какое- нибудь стихийное бедствие. Например, смерч начинается из-за крошечной пылинки, а в итоге разрушает города и губит множество людей. (Костеева Саша 6 класс) Месть похожа на взрыв, потому что она ослепляет человека, не даёт ему мыслить. В порыве ярости он не жалеет никого. Но вскоре дым от взрыва рассеивается, к человеку вновь возвращается сознание, но, увы, уже поздно…. Взрыв разрушил всё.(Веревейко Алина)

Метод символического видения Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символикой. Я предлагаю ученикам наблюдать какой- либо объект или проанализировать философское понятие, связанное с литературным произведением, с целью увидеть и изобразить его символ в графической, словесной или иной форме. «Поэтический герб Б. Пастернака»: «Символом поэзии Бориса Пастернака я избрала сердце, потому что его стихи переполнены чувствами, в них ощущается какой-то необыкновенный заряд человеческой энергии. Поэтому под изображением сердца вы видите нечто вроде кардио­граммы, олицетворяющей постоянную пульсацию его поэзии и в то же время не всегда ровный ритм стихов. (Бостриков Михаил 11 класс)

Рефлексия учащихся на прочитанное произведение Результаты рефлексии могут быть самыми неожиданными. Одни, прочитав произведение писателя или поэта, сами берутся за перо, и в результате складываются строчки письма, философского размышления и стихотворения. Другие садятся за фортепиано, и рождается музыка. Третьи рисуют картины. Главное, дать ребятам возможность свободного размышления. Создание синквейна В. Белов «Крутой берег реки» Петрович, Несчастный, старый. Любит, ожидает, умирает. Ложь во спасение. Надежда. (Кусиков Рома 7 а класс) В. Распутин «Уроки французского» Жизнь. Трудная, бесценная. Учит, помогает, воодушевляет. Жизнь даётся один раз. Урок. (Давыдова Юлия 6 а класс) Ю. Нагибин «Мой первый друг…» Друг, Первый, бесценный Любит, защищает, погибает. Не мил и свет, когда друга нет! Память. (Рубцова В. 6 а класс) В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Конь Бесценный, любимый Ссорит, обманывает, манит Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Стыд. (Рубцова В. 6 а класс)

Рисуночный глоссарий На рисунке можно нарисовать зиму, лето и весну, ситуации по сюжету произведения. Для раскрытия этих понятий используются символы, отражающие их наиболее характерные черты с точки зрения художника. Это основное требование при составлении глоссария. Конечно, всегда легче нарисовать какой-нибудь конкретный предмет или объект. Поэтому можно начать составление глоссария с них. В зависимости от возраста задание может быть усложнено: придумать символы для обозначения этих понятий. «Радуга чувств»

1. На стадии рефлексии важен не только результат, но и сам процесс. Так, процесс дискуссии, корректность ее участников, аргументированность высказываний, разумность задаваемых вопросов не менее важны для развития мышления ребенка, чем само содержаниедискуссии. Знания могут забыться по прошествии времени, а умение действовать в определенных ситуациях остается надолго. Хорошо, еслиформа и содержание проводимой рефлексии не перевешивают друг друга.2. Рефлексия у каждого из нас происходит с различной скоростью. Поэтому необходимо дать достаточное количество времени для размышления,что увеличит его эффективность. Задавая вопрос, желательно сделать небольшую паузу, прежде чем требовать у ребенка ответ на него.Это правило касается и письменных заданий. Слишком быстрый темп может привести к поверхностным размышлениям, в то же время слишкоммедленный темп часто вызывает у ребят потерю интереса к работе.3. Задействуйте и разум, и чувства ребят. Представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания.Эмоционально окрашенный ответ свидетельствует об искренней заинтересованности ученика к изучаемой теме.4. Желательно использовать как устные, так и письменные формы проведения рефлексии. Это позволит ребятам четчеформулировать свои мысли, лучше запомнить изученный материал.5. Не стоит навязывать ученику свою точку зрения. Помните, что вы являетесь авторитетом для своих учеников. Вашевмешательство может затормозить их собственные размышления, в результате чего они побоятся высказать свою точку зрения.6. В процессе рефлексии ученикам важно помнить о ее предмете. Фраза «Если помните, речь идет о...» поможет вам мягко вернуть их к необходимой теме разговора.7. Фиксируйте наиболее интересные высказывания (лучше всего на доске или на пленке для кадаскопа), акцентируйте на них внимание класса.8. Поощряйте к участию в рефлексии всех школьников в классе. Рекомендации по наиболее эффективному проведению стадии рефлексии.

МЕСТО УРОКА-СЕМИНАРА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ 1. Роль семинаров в системе уроков: 2. Признаки семинара: Самостоятельное добывание учащимися новой информации из первоисточников (художественная, научная, мемуарная литература и т. д.) Развитие индивидуальных способностей учащихся в процессе овладения ими опытом учебно-познавательной деятельности 3. Виды cеминаров: Изучение нового материала. Работа с первоисточником. Обобщение изученного материала проводится с использованием результатов предыдущих семинаров и дополнительной литературы.

е) провести консультации по вопросам, выносимым на обсуждение со всеми участниками семинара; а) ознакомить учащихся с темами для семинаров в начале учебного года. Темы необходимо ориентировать на получение новых знаний, на исследовательскую работу с текстом, на самостоятельное решение проблемы, на поиск интересного материала; д) организовать чтение художественного произведения и другой необходимой литературы; г) ознакомить учащихся с вопросами и заданиями;в) за 1-2 недели до проведения семинара сообщить учащимся тему семинара; б) дать учащимся список литературы (обязательной / дополнительной) к каждой теме; Подготовка семинара (общие требования):

. Особенности подготовки и проведения семинаров различных видов.

2. Учащиеся составляют планы, краткие тезисы и записывают общие выводы. 1. Учащиеся получают задание и изучают необходимые источники (учебник, научные труды, мемуары и т.д.). 5. В конце семинара обобщается материал и намечаются перспективы развития темы в самостоятельной работе учащихся. 4. На семинаре учащиеся отвечают на вопросы, зачитывают необходимые цитаты из изученной литературы, делают промежуточные выводы, ведут записи, (возможна дискуссия). 3. Учитель проводит вступительное занятие. Семинар по изучению новой темы:

1. Самостоятельное чтение художественного произведения, статьи, книги и выделение главных частей. 4. Подготовка ответов на конкретные вопросы с использованием изучаемого первоисточника. 2. Составление плана по выделенным частям. 3. Написание тезисов или конспектов. 5. Объяснение / толкование изученного (прочитанного, увиденного) материала. Семинар, посвященный изучению первоисточника: 6. На семинаре ученики отвечают на вопросы, используя текст первоисточника, затем делаются выводы и подводятся итоги.

1. Проводятся после того, как тема изучена. 4. На семинаре проводится работа по устранению пробелов, по подведению итогов по изученной теме. 3. Учащиеся пишут планы и тезисы на отдельные разделы изученной темы. 2. Ученикам предлагаются вопросы обобщающего характера и называются дополнительные источники. Семинары по обобщению изученного материала:

В процессе подготовки к семинару учащиеся овладевают новыми знаниями и умениями: работа с библиотечным каталогом; работа с книгой; аналитическая работа с текстом (художественным и научным); выделение главного, конспектирование и составление тезисов; формирование собственного взгляда на проблему; аргументация в доказательстве своей точки зрения; постижение разных точек зрения; приближение к авторской позиции; конструктивное участие в диалоге (полилоге).

Вопрос о роли литературы в нашей жизни чрезвычайно важен. Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, читатель формирует свой взгляд на мир, свою жизненную позицию. Переживая трагические конфликты, приходит к духовному очищению. Русская литература – литература высоких требований к человеку, обостренной совестливости, неуспокоенности, исканий смысла жизни. Главный ее предмет – человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу, к природе. В.А. Сухомлинский писал: «Есть такая опасная вещь – лень души… Это равнодушие к человеку… Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек…» Литература – самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, это могучая ограда от зла. Это искусство слова, освещенное духовным и нравственным смыслом, передающимся читателю.