Правовое обеспечение государственного и муниципального управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Advertisements

0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Сравнительная характеристика (по организации бюджетного и налогового учёта) 4-ПОБ-УДО-вз Милиной Ирины МОСКВА 2016.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Правовое регулирование права собственности публичные и гражданско- правовые аспекты.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Земельное право Тема 6 Право собственности на землю Право собственности на землю.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» СОБСТВЕННОСТЬ § 13 8 класс. Обществознание по учебнику.
Юридическое лицо. Юридическое лицо - правовая форма коллективного участия лиц в гражданском обороте В 20 веке родилась потребность юридического оформления.
Право собственности на землю.. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. ФОРМЫ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ. Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения,
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. План лекции: 1.Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы 2.Объекты права собственности.
Гражданское законодательство основывается на: 1. признании равенства участников регулируемых им отношений, 2.неприкосновенности собственности, 3.свободы.
Транксрипт:

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления

Тема. 5. Особенности правового статуса государственного и муниципального имущества

1. Понятие и виды имущества. Общие правила учета имущества. 2. Понятие государственной и муниципальной собственности 3. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности 4. Государственные и муниципальные учреждения 5. Правовой режим имущества государственных (муниципальных) учреждений 6. Степень свободы государственных (муниципальных) учреждений в распоряжении имуществом, находящимся в их оперативном управлении 7. Финансовое обеспечение основной деятельности государственных (муниципальных) учреждений в рамках государственных (муниципальных) заданий 8. Пределы имущественной ответственности государственных (муниципальных) учреждений по своим обязательствам; степень участия собственников имущества таких учреждений в их имущественной ответственности 4. Вопросы темы

Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, в том числе деньги и ценные бумаги. В таком понимании термин «имущество» применяется в законодательстве наиболее часто. Оно может быть обозначено как материальное понимание имущества. Под имуществом понимается совокупность вещей и имущественных прав. Это понимание можно условно назвать обязательственным, не противопоставляя его материальному. Оно следует, например, из ст. 128 ГК РФ. Под имуществом понимается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителя. Так, бухгалтерский баланс, состоящий из актива и пассива, характеризует имущественное положение организации на отчетную дату. Это широкое понимание категории «имущество» является наиболее адекватным для предпринимательской деятельности. Правовой режим имущества означает совокупность требований, предъявляемых к имуществу при его приобретении, использовании в процессе предпринимательской деятельности, выбытии. Правовой режим имущества не следует воспринимать только с позиций распорядительных возможностей субъекта. В хозяйственной деятельности он проявляется в установлении особых правил учета имущества, порядка погашения его стоимости, отнесения стоимости имущества на себестоимость выпускаемой продукции, переоценки и др. 1. Понятие и виды имущества. Общие правила учета имущества

Классификацию имущества можно провести по различным основаниям, выделив: 1) движимое и недвижимое имущество; 2) имущество, участвующее в производственной деятельности, и имущество непроизводственного назначения. Помимо экономического значения, данная классификация учитывается при решении вопроса о начислении амортизационных отчислений по основным средствам, погашении стоимости нематериальных активов; 3) по виду обороноспособности - имущество изъятое из оборота, ограниченно оборотоспособное и то, которое может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому; 4) основные и оборотные средства - в зависимости от участия в производственном процессе, порядка перенесения их стоимости на стоимость выпускаемой продукции (по частям или в одном производственном цикле), длительности использования, ценности объектов; 5) материальные активы (основные и оборотные средства), нематериальные активы. Отличительным признаком является материальное содержание первых и невещественная форма последних. Вместе с тем основные средства и нематериальные активы имеют и общие признаки, например возможность длительного использования, наличие определенной стоимости и способности приносить доход. Можно провести и иные классификации, например разделив вещи на индивидуально- определенные и определенные родовыми признаками, равно как использовав иные гражданско-правовые критерии 1. Понятие и виды имущества. Общие правила учета имущества

Учет имущества осуществляется главным образом в форме бухгалтерского учета. Основные требования и правила его ведения закреплены Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 г. 123-ФЗ, от 28 марта 2002 г. 32-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г 34, Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. 94 н (вступившим в действие с 1 января 2001 г.) Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению и иными актами. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. ФЗ О бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ. Исходным положением ведения бухгалтерского учета является его обязательность для организаций. Это мера возможного и должного поведения, которая может быть охарактеризована как абсолютное право и обязанность вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственных операций по установленным правилам. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета. 1. Понятие и виды имущества. Общие правила учета имущества

Обороноспособность - свойство объектов гражданских прав, заключающееся в возможности их перехода от одного лица к другому по договору купли-продажи, мены или дарения либо в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица). Статья 129 ГК РФ делит объекты гражданских прав на три группы, приняв за основу деления их обороноспособности. К первой относятся свободно обращающиеся объекты, ко второй - ограниченные в обращении к третьей - полностью изъятые из оборота. Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом, а ограничение и тем более полное изъятие из оборота - исключением. Ограничение выражается в том, что соответствующие виды объектов могут либо принадлежать только государственным организациям или только гражданам и юридическим лицам РФ, либо находиться в обороте только по специальным разрешений (напр., оружие, право пользования природными ресурсами территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ). Режим объектов государственной и муниципальной собственности определяется отдельными законами. Представляется важным введение в российское гражданское законодательство особого статуса муниципального имущества, базирующегося на концепции права публичной собственности. Сердцевина данной концепции предполагает, что небольшая часть имущества, принадлежащего публичным образованиям, может участвовать в гражданско- правовом обороте, большая же его часть (находящаяся в публичной собственности) из него изъята или участвует в нем в очень ограниченных законом рамках.

Государство и местное самоуправление не может уподобляться хозяйствующему субъекту, так как это ведет к монополизации и ограничению конкуренции, распространению неэффективных форм хозяйственной деятельности. По меткому замечанию немецкого экономиста Р. Лифмана, общественные образования не должны заботиться о своей рентабельности и функционируют вне зависимости от экономических императивов. Предназначение органов государства и местного самоуправления - управленческая, а не хозяйственная деятельность. По точному выражению М.В. Жабреева, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования такую цель, как получение прибыли, ставить не могут и все доходы должны получать через налоги и сборы. Во избежание неограниченного вовлечения государства и местного самоуправления в предпринимательскую деятельность и необходим исчерпывающий перечень объектов собственности. Особенность объектного состава права муниципальной собственности состоит в том, что исчерпывающий перечень объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности, определяется не собственником в лице органов местного самоуправления, а федеральными органами государственной власти с учетом предусмотренного ими же перечня вопросов местного значения муниципальных образований. Таким образом, возможности муниципальных образований определять виды имущества, которые могут находиться у них на праве собственности, ограничены. 2. Понятие государственной и муниципальной собственности

Государственная собственность – это совокупность норм закрепляющих и охраняющих принадлежность имущества государству, и право владения, пользования и распоряжения в пределах установленных законом. Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения. В субъективном смысле право государственной собственности включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом составляют содержание права государственной собственности. Государство само устанавливает для себя объём правомочий и осуществляет их в пределах, установленных законом. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению. 2. Понятие государственной и муниципальной собственности

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов. Государство как собственник совершает в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц. Право муниципальной собственности в объективном смысле есть совокупность юридических норм, закрепляющих общественные отношения по присвоению материальных благ, средств производства и предметов потребления. Право муниципальной собственности в субъективном смысле есть реальная возможность субъектов муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом в пределах, установленных законом. Содержанием права муниципальной собственности являются правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Свои правомочия собственник осуществляет в соответствии с законом, не нарушая прав и законных интересов других лиц и государства, не причиняя вреда окружающей среде. Так как органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, осуществление правомочий собственника муниципального образования органами государственной власти и должностными лицами не допускается. 2. Понятие государственной и муниципальной собственности

Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает либо РФ в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Федерации). Круг объектов права государственной собственности неограничен. В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд. Существует возможность нахождения в совместном ведении РФ и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (ст. 72 Конституции РФ). Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает, прежде всего, решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга. Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две группы. 3. Субъекты и объекты права государственной собственности

К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов РФ осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ по их специальному поручению и от их имени. Объекты исключительной государственной собственности функционируют в особом правовом режиме, который на законодательном уровне до конца не определен. Режим имущества, составляющего исключительную государственную собственность, связан с монополией государства на это имущество, ограничением его обороноспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. Перечень имущества, которое может находиться в исключительной государственной собственности, должен стать определяющим и по отношению к перечню имущества, не подлежащего приватизации. 3. Субъекты и объекты права государственной собственности

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно, к ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны, Вооруженных Сил; объекты оборонного производства, ядерной энергетики; расщепляющиеся материалы; ядовитые и наркотические вещества; другие объекты и имущества. (Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность«) Данный перечень объектов исключительной государственной собственности не является исчерпывающим. Он может дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты. Стремление к сохранению устойчивого статуса объектов с режимом исключительной государственной собственности не должно противоречить основным принципам осуществления права собственности: максимального использования полезных свойств имущества и извлечения наибольшей прибыли. Намерением достичь наибольшего экономического эффекта от их использования продиктованы изменения отношений собственности на природные ресурсы. Однако расширение сферы частной собственности на природные ресурсы нуждается в глубоком анализе возможных негативных экономических, экологических последствий. Решение вопроса об отнесении природных объектов к объектам частной собственности возможно в том случае, когда прибыль, доход от использования объекта прежде всего зависят от наиболее эффективного и рационального его использования. Данная зависимость наблюдается при использовании земли.

Что касается других объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную собственность неоправданно (по крайней мере сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование этих объектов частными лицами в режиме иных прав не исключается (например, на условиях аренды). Наряду с категорией "исключительная государственная собственность" имеет место и другая категория объектов государственной собственности, отнесенных к "неотъемлемому достоянию народов". По мнению некоторых ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность. Согласно точке зрения других ученых, категория "достояние народов" употребляется по отношению к имуществу, установление права собственности на которое вообще невозможно (оно не может быть объектом права собственности). Государство как юридический собственник (фактическим собственником является народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает лишь компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим). Иными словами, на правомочие распоряжаться этим имуществом налагаются строжайшие запреты. Право распоряжаться имуществом, объявленным достоянием народов, настолько ограничено, что позволяет сравнить его с правомочиями распоряжения в иных ограниченных вещных правах. Отсюда делается вывод о том, что данное имущество не имеет собственника. Оно находится в ведении избранных народом органов государственной власти 3. Субъекты и объекты права государственной собственности

Субъектом муниципальной собственности - является население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти. Объектом права муниципальной собственности - может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Права собственника в отношении муниципального имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником, а значит и субъектом права остается все население муниципального образования. 3. Субъекты и объекты права государственной собственности

В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. Так, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности также поступают в полном объеме в местный бюджет. Объектами права муниципальной собственности являются: - средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; - имущество органов местного самоуправления; - муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; - муниципальные предприятия и организации; - муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; - муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; - муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; 3. Субъекты и объекты права государственной собственности

Федеральное законодательство определяет три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Определение автономного учреждения дается в ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года), бюджетного учреждения – в ст.9 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года), казенного учреждения – в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года). Сравнив определения типов государственных (муниципальных) учреждений, можно прийти к выводу, что и автономные, и бюджетные, и казенные учреждения являются некоммерческими организациями, создаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления. Но просто сравнивая определения этих учреждений, невозможно выяснить, в чем же заключаются принципиальные отличия между ними. Чтобы установить общее и различия в правовом статусе автономного, бюджетного и казенного учреждения, их можно сравнить по следующим ключевым признакам: 4. Государственные и муниципальные учреждения

Сферы деятельности, в которых допускается создание государственных (муниципальных) учреждений Автономные учреждения (как государственные, так и муниципальные) создавались, в первую очередь, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона от 8 мая 2010 года, допускалось создание таких учреждений и в иных сферах. Названный Федеральный закон сокращает сферы деятельности, в которых могут быть созданы автономные учреждения. Теперь они смогут создаваться только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Создание автономных учреждений в иных сферах допускается лишь в случаях, установленных федеральными законами. Ограничивая сферы деятельности автономных учреждений, Федеральный закон от 8 мая 2010 года предписывает реорганизовать или ликвидировать в течении одного года со дня его официального опубликования автономные учреждения, созданные (в том числе и путем изменения типа) не в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а в иных сферах. Для создания бюджетных учреждений подобных запретов не существует, и они могут быть созданы как в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, так и в иных сферах. Федеральный закон от 8 мая 2010 года не содержит каких-либо ограничений по созданию казенных учреждений в той или иной сфере деятельности, следовательно, они могут быть созданы в любой из сфер, в которой органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют свои полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 4. Государственные и муниципальные учреждения

Порядок создания (в том числе путем изменения типа) государственных (муниципальных) учреждений Государственные и муниципальные учреждения всех типов могут быть созданы двумя способами: первым, когда государственное или муниципальное учреждение создается путем его непосредственного учреждения, вторым, когда государственное или муниципальное учреждение образуется в результате изменения типа другого действующего государственного или муниципального учреждения. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. Государственные и муниципальные учреждения (всех трех типов) могут быть созданы на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальной собственности. В соответствии с этим будут различаться федеральные (автономные, бюджетные, казенные) учреждения, автономные, бюджетные, казенные учреждения субъекта Российской Федерации и муниципальные (автономные, бюджетные, казенные) учреждения. Решение о создании государственных или муниципальных учреждений (всех типов) первым из указанных способов (путем непосредственного учреждения) принимается их учредителями. Учредителями в зависимости от формы собственности, на которой основано государственное (муниципальное) учреждение любого типа, признаются, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. У государственного (муниципального) учреждения любого типа может быть только один учредитель. 4. Государственные и муниципальные учреждения

Следует отметить, что нередко в текстах нормативных правовых актов (а также в юридической литературе) в зависимости от контекста вместо выражения «учредитель государственного (муниципального) учреждения» употребляется словосочетание «собственник имущества государственного (муниципального) учреждения», а иногда просто – «собственник государственного (муниципального) учреждения». Никакого противоречия между названными определениями не имеется, они обозначают один и тот же предмет. Учредитель государственного (муниципального) учреждения любого типа всегда одновременно является собственником его имущества. От учредителей государственных (муниципальных) учреждений нужно отличать органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) учреждений. Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) учреждений, это, соответственно, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Эти органы не являются ни учредителями, ни собственниками имущества государственных (муниципальных) учреждений, а лишь осуществляют в отношении этих учреждений от имени учредителя его функции и полномочия, например, проводят мероприятия по созданию государственного (муниципального) учреждения, формируют и утверждают для него государственное (муниципальное) задание, осуществляют контроль за его деятельностью, принимают решение об изменении типа государственного (муниципального) учреждения и т.п. 4. Государственные и муниципальные учреждения

Инициатива о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, первым из вышеуказанных способов, путем его непосредственного учреждения, должна исходить от соответствующего федерального органа исполнительной власти, который направляет по этому поводу предложение в Правительство Российской Федерации, в компетенцию которого входит право принимать решения о создании автономных учреждений федерального уровня. Решение о создании автономного учреждения первым способом на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, – местной администрацией муниципального образования. Изменение типа действующего государственного или муниципального учреждения с целью преобразования его в автономное учреждение возможно только в том случае, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в частности, права на получение бесплатного образования и права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Инициатором изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения и преобразования его в автономное учреждение может быть или само подлежащее преобразованию государственное (муниципальное) учреждение, или исполнительный орган государственной власти (федеральный либо субъекта Российской Федерации), или орган местного самоуправления, в чьем ведении находится государственное (муниципальное) учреждение, тип которого подлежит изменению. Если инициатива о создании автономного учреждения указанным способом исходит от исполнительного органа государственной власти (федерального либо субъекта Российской Федерации) или органа местного самоуправления, то решение этих органов об изменении типа действующего государственного или муниципального учреждения принимается с согласия этого государственного или муниципального учреждения. 4. Государственные и муниципальные учреждения

Решение об изменении типа действующего государственного или муниципального учреждения и преобразовании его в автономное учреждение принимается, соответственно, федеральным органом исполнительной власти, в чьем ведении находится государственное учреждение, тип которого изменяется, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Решения о создании бюджетных и казенных учреждений (и федеральных, и субъекта Российской Федерации, и муниципальных) первым из вышеуказанных способов, путем непосредственного учреждения, принимаются их учредителями. Такие решения принимаются в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации – в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений – в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования. Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации – в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений – в порядке, устанавливаемом местной администрацией муниципального образования. 4. Государственные и муниципальные учреждения

Федеральный закон от 8 мая 2010 года предписывает изменить тип некоторых действующих на день официального опубликования этого закона федеральных учреждений с целью преобразования их в федеральные казенные учреждения, тем самым приводя примеры учреждений, которые в соответствии с новым законодательством будут относиться к категории казенных учреждений. Так, в федеральные казенные учреждения преобразуются: воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, учреждения, исполняющие наказание, учреждения МВД, ФСБ Российской Федерации и иные подобные федеральные структуры. Бюджетное или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом: Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. 4. Государственные и муниципальные учреждения

Имущество государственных (муниципальных) учреждений всех типов, необходимое для осуществления их уставной деятельности, закрепляется за этими учреждениями собственниками их имущества (учредителями) на праве оперативного управления. Следует отметить, что Федеральный закон от 8 мая 2010 года несколько изменяет определение права оперативного управления, содержащееся в ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации. Теперь закрепление имущества на праве оперативного управления означает, что государственное (муниципальное) учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Прямо указывая на то, что имущество за автономным и бюджетным учреждением закрепляется на праве оперативного управления, Федеральный закон от 8 мая 2010 года в то же время не говорит определенно о том, что за казенным учреждением имущество закрепляется на том же праве. Подтверждением же тому, что имущество казенного учреждения находится у него на праве оперативного управления, служит ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года), которая является общей для всех учреждений и которая определяет, что имущество за всяким учреждением (в том числе и за казенным) закрепляется на праве оперативного управления. 5. Правовой режим имущества государственных (муниципальных) учреждений

Среди имущества, закрепляемого за автономными и бюджетными учреждениями, законодатель выделяет особо ценное движимое имущество. Законодательством о государственных и муниципальных учреждениях особо ценное движимое имущество определяется как имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Отнесение имущества автономных и бюджетных учреждений к категории особо ценного движимого имущества осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Виды особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений могут определяться: федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении автономных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных и бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных и бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. 5. Правовой режим имущества государственных (муниципальных) учреждений

Перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются: федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Для казенных учреждений категория особо ценного движимого имущества не предусмотрена. Говоря об имуществе государственных (муниципальных) учреждений, законодатель употребляет следующие понятия – «имущество, закрепленное за государственным (муниципальным) учреждением», «имущество, закрепленное за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления», «имущество, находящееся у государственного (муниципального) учреждения на праве оперативного управления». Анализируя Федеральный закон от 8 мая 2010 года, можно прийти к выводу, что названные словосочетания различаются по смыслу и обозначают разные категории имущества государственных (муниципальных) учреждений. 5. Правовой режим имущества государственных (муниципальных) учреждений

Определение «имущество, закрепленное за государственным (муниципальным) учреждением» употребляется в новом федеральном законодательстве о государственных (муниципальных) учреждениях для обозначения, как правило, недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепляемого собственником имущества за государственным (муниципальным) учреждением первоначально, при создании такого учреждения. Под «имуществом, закрепленным за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления» подразумевается уже не только недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепляемое собственником имущества за государственным (муниципальным) учреждением, но и иное имущество, закрепляемое собственником за названным учреждением также при его создании. «Имущество, находящееся у государственного (муниципального) учреждения на праве оперативного управления» – это недвижимое, особо ценное движимое и иное имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества при его создании, а также иное имущество, приобретенное учреждением по различным основаниям (для автономных и бюджетных учреждений, в том числе полученное от деятельности, приносящей доходы) в ходе осуществления им своей уставной деятельности. Таким образом, словосочетанием «имущество, находящееся у государственного (муниципального) учреждения на праве оперативного управления» охватывается все имущество государственного (муниципального) учреждения. 5. Правовой режим имущества государственных (муниципальных) учреждений

Степень свободы государственных (муниципальных) учреждений в распоряжении имуществом, находящимся в их оперативном управлении Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Следует обратить внимание на то, что степень свободы автономного учреждения в распоряжении недвижимым имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, выше чем у бюджетного учреждения. Так, бюджетное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться любым своим недвижимым имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а автономное – только недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением в ходе осуществления своей уставной деятельности (в частности, приобретенным за счет доходов, полученных от деятельности, их приносящей), автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Деятельность, которую могут осуществлять государственные (муниципальные) учреждения Федеральные законы «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года) называют два вида деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждений – основная деятельность и деятельность, не относимая к таковой. Основной деятельностью государственных (муниципальных) учреждений всех типов признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых такие учреждения созданы. Иной (не относящейся к основной) деятельностью государственных (муниципальных) учреждений следует считать деятельность, которая хотя прямо и не направлена на достижение целей, ради которых такие учреждения созданы, но соответствует этим целям и служит их достижению. В учредительных документах (уставах) государственных (муниципальных) учреждений всех типов должны содержаться исчерпывающие перечни видов деятельности (как относящихся, так и не относящихся к основной деятельности), которые вправе осуществлять такие учреждения. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года) выделяет три направления деятельности автономного учреждения.

Во-первых, это основная деятельность автономного учреждения, то есть деятельность, связанная с выполнением работ и оказанием услуг, непосредственно направленных на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Основная уставная деятельность автономного учреждения осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, формируемым и утверждаемым его учредителем с учетом видов деятельности, отнесенных уставом такого учреждения к его основной деятельности, и в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Во-вторых, автономное учреждение может осуществлять основную уставную деятельность по выполнению работ и оказанию услуг гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Отличие этой основной деятельности от первого направления деятельности автономного учреждения, описанного выше, состоит в том, что эта деятельность осуществляется автономным учреждением по своему усмотрению, сверх государственного (муниципального) задания и (или) обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Из смысла Федерального закона «Об автономных учреждениях» следует, что данная деятельность автономного учреждения не может быть произвольной, а должна служить достижению целей, ради которых создавалось автономное учреждение, соответствовать им и входить в перечень видов деятельности, которыми автономное учреждение вправе заниматься в соответствии со своим уставом.

И, в-третьих, автономное учреждение может осуществлять и иную (не являющуюся основной) деятельность, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что виды такой деятельности предусмотрены уставом автономного учреждения. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года) бюджетное учреждение осуществляет свою основную уставную деятельность по выполнению работ и оказанию услуг в соответствии с сформированным и утвержденным для него органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, государственным (муниципальным) заданием и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. По всей видимости, указания закона на обязательства перед страховщиком по обязательному социальному страхованию относятся к автономным и бюджетным учреждениям, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а в случаях, определенных федеральными законами, и в пределах государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к предусмотренным его уставом основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Как и автономное учреждение, бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не относимые к основными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года) определяет, что казенное учреждение осуществляет деятельность по оказанию государственных (муниципальных) услуг, выполнению работ и (или) исполнению государственных (муниципальных) функций в целях реализации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Кроме того, казенное учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, при условии, что такая деятельность предусмотрена его учредительным документом (уставом).

Финансовое обеспечение основной деятельности государственных (муниципальных) учреждений в рамках государственных (муниципальных) заданий В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года учредителями (собственниками имущества) финансово обеспечивается не всякая деятельность государственных (муниципальных) учреждений, а только виды деятельности, относимые их учредительными документами (уставами) к основной деятельности, и только в пределах сформированных и утвержденных для этих учреждений их учредителями государственных (муниципальных) заданий. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение основной деятельности автономных и бюджетных учреждений в рамках государственных (муниципальных) заданий осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (а для автономных учреждений и из иных, не запрещенных федеральными законами источников) с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным или бюджетным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным или бюджетным учреждением учредителем или приобретенных автономным или бюджетным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания автономному или бюджетному учреждению, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: Правительством Российской Федерации в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; местной администрацией в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Как автономное, так и бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения как учреждения, находящегося в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, производится за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

Пределы имущественной ответственности государственных (муниципальных) учреждений по своим обязательствам; степень участия собственников имущества таких учреждений в их имущественной ответственности В соответствии с нормами ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», действовавшими до принятия Федерального закона от 8 мая 2010 года, автономное учреждение могло отвечать по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Согласно названным нормам автономное учреждение могло отвечать по своим обязательствам только имуществом (за исключением названного недвижимого и особо ценного движимого имущества), закрепленным за автономным учреждением при его создании; обратить взыскание на имущество, плоды, доходы, приобретенные и полученные таким учреждением в процессе своей деятельности, закон не позволял. Федеральный закона от 8 мая 2010 года изменил указанный порядок. Теперь автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (а не только закрепленным учредителем при создании учреждения), за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, а оно, в свою очередь, не отвечает по обязательствам указанного собственника имущества. Бюджетное учреждение до изменения его правового статуса новым федеральным законодательством могло отвечать по своим обязательствам только лишь находившимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности таковых средств дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам бюджетного учреждения должен был нести собственник его имущества. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года, пределы имущественной ответственности бюджетного учреждения по своим обязательствам значительно расширены. Теперь бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Имеется существенное различие в имущественной ответственности автономного учреждения и бюджетного учреждения. Обратить взыскание можно на любое недвижимое имущество автономного учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления (кроме недвижимости, закрепленной за автономным учреждением собственником его имущества или приобретенной за счет выделенных им средств). Обращать же взыскание на любое недвижимое имущество бюджетного учреждения, в соответствии с новым федеральным законодательством о государственных (муниципальных) учреждениях, запрещено. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности таких денежных средств дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Право государственных (муниципальных) учреждений заниматься деятельностью, приносящей доходы; степень свободы таких учреждений в распоряжении полученными доходами Автономное и бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если эта деятельность соответствует названным целям, при условии, что такая деятельность разрешена их учредительными документами (уставами). Доходы, полученные автономным или бюджетным учреждением от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение названных учреждений и находятся у них на праве оперативного управления. Федеральный закон «Об автономных учреждениях», кроме того, оговаривает, что полученные автономным учреждением доходы должны использоваться им для достижения целей, ради которых оно создано; собственник имущества автономного учреждения не имеет права на доходы, полученные автономным учреждением от деятельности, их приносящей, и от использования закрепленного за автономным учреждением имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом (уставом). Доходы, полученные казенным учреждением от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на приносящую доход деятельность и на источники доходов любого из типов государственных (муниципальных) учреждений.

Право государственных (муниципальных) учреждений быть учредителями или участниками других юридических лиц Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Установлен запрет на передачу автономным учреждением другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника имущества, отнесенного к объектам культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда. Бюджетное учреждение вправе с согласия своего собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества). Бюджетное учреждение в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, может вносить в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им в качестве их учредителя или участника денежные средства или иное имущество (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества). Казенное учреждение не вправе выступать учредителем или участником других юридических лиц.

Порядок и условия реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) учреждений Автономное учреждение может быть реорганизовано в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Реорганизация автономного учреждения возможна, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни. Ликвидация автономного учреждения производится по основаниям и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Имущество автономного учреждения, оставшееся после проведения всех ликвидационных процедур, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения. Реорганизация бюджетного или казенного учреждения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года). Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации; местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

При реорганизации казенного учреждения его кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства такого учреждения, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Бюджетное или казенное учреждение может быть ликвидировано на основании и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года). Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации – в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации; местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения. Имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам такого учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику этого имущества. При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Таковы основные отличия и общие черты правового статуса автономного, бюджетного и казенного учреждения.