1 Руководитель: Ефремова Людмила Петровна – зам. директора по ВР Работали над проектом: Ольховская Надежда Максимовна – школьный библиотекарь Ковалева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Advertisements

Цель проекта: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества.
Духовно-нравственное воспитание. Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности и духовности. От него зависит наша внутренняя устойчивость.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
МБОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ П.Г.Т. КУЙБЫШЕВСКИЙ ЗАТОН представляет А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание успешного человека,
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
СЕМЬЯ И ШКОЛА: ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила: учитель физической культуры ГБОУ шк. 476 Третьякова Е.О.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Концепция воспитательной деятельности классного руководителя 11 б класса МОУ СОШ 1 ШИЛОВСКОЙ Анны Стефановны.
ФГОС Внеурочная деятельность ГБОУ СОШ 396. Цель внеурочной деятельности создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС как фактор социально - гражданского личностного самоопределения обучающегося.
Дополнительная образовательная программа социально - педагогической направленности «Добровольчество» деятельности детской подростковой организации «Юная.
Новое – это хорошо забытое старое Муниципальное общеобразовательное учреждение Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Константиновский район Амурская.
Транксрипт:

1 Руководитель: Ефремова Людмила Петровна – зам. директора по ВР Работали над проектом: Ольховская Надежда Максимовна – школьный библиотекарь Ковалева Оксана - ученица 10 класса Лаптева Анастасия – ученица 11 класса Ивакина Алина – ученица 9 класса Малыхин Евгений – ученик 10 класса Дмитриев Леонид – ученик 9 класса с. Лобаниха 2007 г. ПРОЕКТ Школа - центр возрождения и утверждения жизнеспособности окружающего социума

2

3 Оглавление Целеполагание. стр. 3 Задачи проекта. 4 Актуальность темы. 5 Словарь понятий. 11 Основное содержание программы. 12 Выводы и рекомендации по использованию проекта. 21 Список использованной литературы. 22 Лист самооценки и рефлексии. 23 Приложения.

4 Создать условия для максимального эффективного использования социокультурных возможностей школы в создании новых взаимоотношений в сельском обществе. Создать условия для максимального эффективного использования социокультурных возможностей школы в создании новых взаимоотношений в сельском обществе. Цель проекта:

5 Задачи проекта: 1. Формировать новые взаимоотношения в окружающем социуме. 2. Создать условия для плодотворного сотрудничества разных слоёв населения. 3. Активизировать деятельность организаций (школы, сельского дома культуры, сельской библиотеки, родительского комитета, общественности, ФАПа, администрации села) по налаживанию сотрудничества в области просвещения и образования в микрорайоне школы. 4. Организовать разностороннюю деятельность детей и взрослых по формированию у населения позитивного образа жизни.

6 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ «Школа – центр возрождения и утверждения жизнеспособности окружающего социума». Тема выбранного проекта не нова, но авторы проекта представляют решение данной проблемы в виде разработанной комплексно – целевой программы «Русский дом», предлагают применение новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания личности, компетентной в социуме, воспитать гражданина, любящего свой край, Россию. Программа будет способствовать созданию мотивационно - целостной системы развития личности, через приобщение к истокам народной культуры, истории села, изучение исторического прошлого и настоящего родного края, исторических судеб земляков. Программа ориентирована на необходимости создания таких реальных условий в социуме, в которых появится возможность разносторонней деятельности всех слоев населения. Социальное окружение образовательного учреждения: Сельский дом культуры; Сельская библиотека; Амбулатория; Почта; Частные предприниматели Взаимодействие школы с внешкольными учреждениями «выстраивается» таким образом, что «партнерами» школы становятся субъекты воспитательного пространства «регионального ранга» и местного окружения, причем взаимоотношения школы с социальными партнерами построены таким образом, что в силу объективных причин, нетрадиционно, партнеры «регионального ранга» становятся более интересны школе во взаимодействии с ней. Кроме того, за счет этого взаимодействия школа становится более сильной и оказывает действенное влияние на окружающий социум и учреждения местного окружения.

7 Схема взаимодействия школы с внешкольными учреждениями. Администрация с. Новичиха Администрация Лобанихинского сельского округа Управление образованием с.Новичиха Центр занятости населения ШКОЛА Амбулатория Центр социальной защиты Сельский дом культуры семьи и детства. Сельская библиотека Детская спортивная школа Почта Дом пионеров Предприниматели Отдел внутренних дел

8 СЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО Достигнутые школой успехи отражают, главным образом внутренний план развития школы, который пришел в противоречие с качеством взаимодействия школы и окружающего социума. Во многом эти противоречия объясняются изменениями, произошедшими в социально- экономической ситуации на селе. Самое негативное последствие экономического кризиса - это отсутствие рабочих мест на селе и неясность перспектив социализации школьников. В этих условиях школа становится единственным доминирующим и системообразующим фактором обогащения социально- образовательной среды взрослых и детей. Школа, становясь доминирующим звеном в социокультурном комплексе, способна интегрировать воспитательные условия школы и социума, организовывать разностороннюю деятельность детей и взрослых, формировать у детей и взрослого населения позитивный образ жизни. Изучению социальной и образовательной ситуации на селе, выявлению проблем школы, потребностей участников образовательного процесса были посвящены последние три года Результаты исследований легли в основу Проекта. С 2006 года образовательное учреждение берет на себя сложные функции инициатора «возрождения сломанной деревни» в измененных условиях жизни, активизации общественных ресурсов.

9 Статистические данные по жителям Лобанихинского сельского округа Главная проблема села – отсутствие предприятий со стабильными рабочими местами Количество населения ( 911 Численность населения Трудоспособного населения Экономически активного населения Люди пенсионного возраста Женщин Мужчин Молодежь от 14 до

10 Мнение сельских жителей о школе: Является ли школа центром культуры и образования на селе? Сможет ли школа самостоятельно решать проблемы социокультурного развития села? - «да» – 48 % - «не может»- 32 % - «затрудняюсь ответить» - 20 % Готовность социальных партнеров к участию в реализации Проекта: Уровень НизкийСредний Высокий Сентябрь 2006 г.47 %41 %12 %. Сентябрь 2007 г.30 %50 %20 % Сентябрь 2006 г.Группы респондентов Сентябрь 2007 г. 67 % Работники сферы образования, культуры, здравоохранения, сельская интеллигенция. 75 % 58,3 %Родители 69 % 62,1 %Сельские жители 74 % 83 %Пенсионеры 85 %

11 Вывод: Социальные партнеры готовы к участию в осуществлении Проекта, но преобладающей является «наблюдательная позиция», инициатива со стороны социальных партнеров возросла незначительно. В учебном году Лобанихинская средняя общеобразовательная школа, находилась в режиме развития. Школа готова к продолжению преобразований на основе социального партнерства. Сроки реализации проекта 2007 – 2012 гг.

12 Словарь понятий Социальный проект-это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Традиция - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Посиделки (вечёрки)- в дореволюционной России обычай крестьянской молодёжи собираться осенними и зимними вечерами в избе для работы и развлечений. Обычай – способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе и является привычкой. Отечество – страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми) Масленица - (масляная неделя, сырная неделя)- неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древне - славянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Колядка – обрядовая песня с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялась на Рождество. Коляда – славянорусский мифологический персонаж, связанный с весенним циклом плодородия. Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный согласно церковному вероучению, в честь рождения Христа. Отмечается 25 декабря ( по новому стилю) или 7 января ( по старому стилю).

13 Основное содержание программы Статья 14 Закона «Об образовании РФ» ориентирует школу, в первую очередь, «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», - а это, естественно, всемерное развитие творческого потенциала каждого ребенка, расширение сферы его личностных возможностей. Изучение и приобщение к русской культуре позволяет привить учащимся любовь к литературе, живописи, устному народному творчеству, которому свойственны целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной. Идея русской школы, возрождение духовности, народной культуры, традиций, обрядов возникла не случайно. Общество подошло к пониманию того, что каким школа и общество воспитают подрастающее поколение зависит будущее России и наших детей. Идеи русской школы имеют свою тысячелетнюю историю. Еще Павел Флоренский отмечал, что «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души», именно поэтому одним из основных приоритетов программы мы видим стремление объединить современный уровень образования и нравственно-патриотическую направленность воспитания через лучшие образцы и традиции русского народа. Поскольку воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности, главное в нем - создать условия для систематического целенаправленного саморазвития человека как субъекта деятельности как личности, как индивидуальности в условиях окружающего социума. Поскольку сегодня наше общество, социально-экономические условия жизни страны не могут предоставить возможности, чтобы каждый без исключения мог максимально развить свои умственные, художественные способности, таланты, а также действительно овладел физической и духовной культурой, чтобы трудился в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и, где он мог бы раскрыть свой творческий потенциал, мы решили попытаться встать на реальную почву. Изучив потребности социума, проанализировав условия, возможности школы, педагогического коллектива, родителей, учащихся, считаем, что реальной целью программы является формирование и развитие у школьников основополагающих качеств личности, т.е. воспитание человека с чувством собственного достоинства, потребностью к непрерывному саморазвитию, способностью адаптироваться в изменяющейся социальной среде. Выпускников, вступающих в самостоятельную жизнь, после обучения по данной программе (мы очень надеемся на это), будет отличать: - умение жить в гармонии с окружающими людьми и природной средой; - осознание святости России, края, гордости за свою принадлежность к великому русскому народу; - умение использовать полученные знания в профессиональной деятельности, самостоятельно развивать и совершенствовать их; - умение включаться в процесс творческой деятельности; - стремление к организации здорового образа жизни.

14 Формы реализации программы через учебные предметы история литература русский язык ИЗО через внеклассную работу школьные кружки посиделки конкурсы русские народные игры изодеятельность экскурсии через коллективные дела творческие дела фольклорные и календарные праздники, декады, посвященные юбилеям края, творческие выставки, праздник Победы.

15 Основные направления в работе Семья - важнейший институт социализации личности Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого- то времени семья вообще является для ребёнка единственным местом получения такого опыта. Даже когда в жизни человека появляются детский сад, школа, улица, семья остаётся одним из важнейших факторов адаптации в сложных условиях жизни общества. С самого раннего детства ребёнок соприкасается с русской культурой: колыбельные, прибаутки, заклички, сказки, песенки, которые поёт ему мама. Она же даёт первые представления о прошлом своей семьи: о бабушках, дедушках. Именно родители знакомят нас с навыками народного рукоделия, традициями хозяйственной деятельности, исторически сложившимися моделями взаимоотношений в семье. Поэтому на семье лежит забота о сохранении и содействии развитию тех знаний, умений, которые даёт детям программа в ходе реализации. КТД «Масленица», Никольщина» знакомство с устройством крестьянского дома и подворья, вещи, окружающие человека, деревня, село оформление альбомов «Моя родословная», «Трудовые династии»- всё это включено в программу. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

16 Воспитание культуры Сейчас много пишется и говорится о, так называемом «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменения материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации, расширение «дистанционного общения»- всё это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека и культуры его речевого поведения. Нужно отметить, что культура общения является одной из составляющих нравственного воспитания человека, показателем его общей культуры, она включает в себя культуру речи, языка, мышления, речевого поведения (этикета), эмоциональную и соматическую культуру. Коммуникативная культура определяет принципы поведения, она отражает систему ценностей, идеалы, нормы, следовательно, культура общения помогает организации общения по установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей личности в творческой деятельности. Этому способствует разучивание русских обрядов и традиций, где культура общения представлена в полном объёме и с сохранением обусловленных жизненной необходимостью взаимоотношений между людьми. Во время проведения праздников дети развивают свои коммуникативные умения, помогающие им адекватно воспринимать людей и эффективно взаимодействовать с ними. Совместный с детьми анализ проведённого мероприятия развивает у младших школьников умение занимать адекватную ролевую позицию, проявлять гибкость, понимать и учитывать индивидуальные особенности партнёра в общении.

17 Краеведческая работа Изучение исторического прошлого и настоящего родного села, исторических судеб земляков, воспитание личности через приобщение к истокам народной культуры – одна из составных частей нашей программы. Большую помощь в этом нам оказывает школьный музей, при котором работает кружок «Юный краевед», односельчане, которые являются частыми гостями в школе и участниками многих мероприятий. Искусство быть здоровым Сегодня на первый план для образовательных учреждений выходит валеологизация образования и создания условий для охраны и укрепления здоровья детей. К решению этой проблемы надо подходить системно и комплексно, так как стране, обществу, каждой семье – нужна не легенда о здоровье гражданина, а здоровый гражданин. С этой целью планируется проведение классных часов «Мы за здоровый образ жизни», тренингов, ток-шоу, беседы педагогов и медицинских работников, конференции «Сделай свой выбор», Старты надежд, школьные спортивные олимпиады. Работа спортивных кружков и секций под руководством учителя физкультуры и общественности.

18 Патриотическое воспитание детей в контексте программы Ещё несколько лет назад из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения насильственно изымался огромный пласт- уклад народной жизни, носитель неповторимой русской ментальности. В последние годы положение несколько изменилось. Теперь стало очевидным, что уважение к культурному наследию своего народа - это одна из форм проявления патриотизма. Сегодня мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно- эмоциональные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основу русского национального самосознания. Заочное путешествие по разным городам и областям России, разучивание игр, песен, чтение сказок, стихов, КТД «Велика святорусская земля, а всюду солнышко», уроки мужества, чествование ветеранов, Вахта памяти - вот короткий перечень дел, направленных на воспитание у ребят любви к Родине.

19 Воспитания нравственно- эстетических качеств личности Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, что требует от обращения человека " внутрь себя ", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я ? как я живу ? зачем так поступать ? чего хочу от жизни ? от себя ? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей. В статье " Всех начал начало " народный учитель Галина Данилова пишет: " В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память об умерших, быть благодарным людям за их труд". Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры. К. Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. " Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил ; физических, умственных и нравственных. Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а также духовного развития человека. Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Много внимания должно уделяться развитию гуманных, нравственных и эстетических чувств человека. Л. С. Володарский говорил: "... Акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций, но если самое важное в искусстве сводится к бессознательному и к творческому - значит ли это, что всякие сознательные моменты и силы вовсе из него устранены? "

20 Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению. В соответствии с современными представлениями об эстетическом воспитании, как обеспечивающем в конечном счете участие человека в социально-культурных процессах искусства, воздействие на все компоненты личности особым образом связывает его с миром. В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии - требование понимания. Соответственно в ходе создания концепций обязательно нужно учитывать субъективные " свойства " молодых людей. Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в наше время уделено много внимания, появляются специализированные школы, детские сады, гимназии, колледжи и прочее, многие педагоги забыли, что целью является воспитание не физика, а человека. Обучение не есть ценность, а есть средство. Формирование навыков экологической деятельности Экологическое воспитание школьников – одна из составных частей общего воспитания. Задача педагогов, родителей, общественности научить детей видеть и понимать, что человек не царь природы, а всего лишь ее часть, все, что создано природой, имеет право на существование. Все мероприятия, проводимые в школе, призваны расширять представление о многомерности мира, формировать бережное отношение к природе, развивать потребности с ней: операции «Лесная аптека», «Покорми птиц зимой», рисунки «Я и природа», поделки из природного материала, беседы и викторины.

21

22 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ Используя данные мониторинга можно сделать вывод: Создана команда единомышленников по реализации Проекта. Школа готова к продолжению преобразований, так как от реализации Проекта в социуме идет совершенствование форм и методов работы, повышения уровня воспитанности учащихся. Школа расширяет свое образовательное пространство. Диагностико-прогностический этап экспериментальной работы в школе завершен с положительным результатом, хотя были определенные объективные трудности. Школа прошла на организационный этап эксперимента ( учебный год) В школе созданы условия для всестороннего развития каждого ребенка. Учащимся предоставлены разнообразные возможности для самореализации. В школе организована работа факультативов, кружков в соответствии с выявленными образовательными и развивающими потребностями учащихся. Внутри проекта найдена нетрадиционная интересная форма сотрудничества детей и взрослых, соединения воспитания с обучением и развитием через реализацию семи направлений: семья, нравственно – эстетическое воспитание, культурное воспитание, патриотическое воспитание, экологическое воспитание, здоровый образ жизни, краеведение. Школа вступает в диалог с родителями, с окружающими учреждениями, с сельским сообществом, то есть появляется возможность активного участия в жизни школы местной власти, бывших выпускников, работодателей, сельского сообщества в целом. В году предприняты только робкие шаги в целенаправленном привлечении местной общественности к принятию решений, касающихся жизни школы и ее проблем. Эти «шаги» дали следующие позитивные результаты: началось развитие инициативы «снизу»; начался диалог на всех уровнях образовательного пространства; произошло осмысление целей и задач образования не только педагогами и школьниками, но и родителями и общественностью. Ожидаемый результат: создание социокультурного комплекса «Семейный очаг» ; разработка пакета нормативно-правовых документов социокультурного комплекса; разработка и реализация совместных социальных проектов; формирование нового мышления по изменению жизненных позиций; поднятие рейтинга образования взрослых; позитивное влияние социокультурного комплекса на изменение социокультурной ситуации на селе.

23 Список литературы Закон РФ об образовании Афанасьева Т.М.Семья. М.,1985. Беспалова Г.М.Виноградова Н.М. Шаги социального проекта. Рабочая тетрадь. М.,2003. Воспитательная система сельской школы/под ред. Е.Н. Степанова. Псков,1997. Воспитание личности на культуре и традициях своего народа. Брюзова Т.А. ж. Методист Новицкая М.Ю.Введение в народоведение. М.:ДРОФА,2001 Русские обряды и традиции/автор- составитель Н.А.Юдина. М.,2005. Основы художественного ремесла./Под ред. В.А. Барадулиной. М.,1979. Русские обряды и традиции/автор- составитель Н.А.Юдина. М.,2005. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.

24 Лист самооценки и рефлексии. Группа работала слажено, дружно. Каждый внёс посильный вклад в разработку проекта. Искали материал, формулировали цели и задачи, спорили. В результате можем оценить работу группы на отлично. Нам было легко, работалось творчески, мы ближе узнали друг друга, все щедро делились опытом и наработками. Каждый унёс с собой что-то нужное и полезное. Ф.И. учащегосясамооценкаоценка группы итог 1Ковалева Оксана 555 2Лаптева Анастасия 555 3Ивакина Алина 555 4Малыхин Евгений 455 5Кривошеева Антонина 555 6Дмитриев Леонид 455