Преподаватель профессии «Мастер растениеводства» Орловского спец. ПУ Лаптева Марина Василь- евна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСТЕРОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОТИВОРЕЧИЯ Требования ФГОС Реальный уровень обученности и обучаемости учащихся Дидактические условия формирования ПК Недостаточность дидактического инструментария и методического обеспечения этого процесса Высокие требования современной системы образования к профессиональному обучению Высокие требования современной системы образования к профессиональному обучению Недостаточное обеспечение приоритетного права учащегося на сознательный самостоятельный выбор не только содержания, но и уровня обучения Проблема Дидактические условия повышения качество профподготовки учащихся с проблемами в развитии через дифференцирование и отсутствие дидактического инструментария и методического обеспечения этого процесса
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Работы: *Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.И. Щукиной и др. по проблемам мотивации деятельности, *дифференциации обучаемых по характеру мотивации (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев), *по качественным характеристикам внешних и внутренних позиций (Л.И. Божович, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина, Л.С. Славинова), *индивидуально-личностным характеристикам деятельности (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн), *возможностям восприятия обучаемыми учебного материала (Д.Н. Богоявленский, И.В. Дубровина, З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская) и т.д.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ 1. Дифференциация обучения - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности. Педагогический энциклопедический словарь 2. Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения. Унт И. 3. Дифференциация – это средство индивидуализации обучения. Монахов В., Орлов В., Фирсов В. 4. Дифференциация обучения – это группировка учащихся на основе учета их индивидуальных способностей для обучения по несколько иным учебным планам, программам, технологиям. Елисеев В.В. 5. Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам. Митин С. Маслов Н.С. 6. Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения. Осмоловская И. 7. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Селевко К.Г.
Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологический особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. Андреев В.И. Мастер п/о Комплекс дидактических условий Цели Содер- жание Формы Методы Обучен- ность Работоспо- собность Обучаемость Качество профессионального образования учащихся
ИДЕЯ ОПЫТА Обеспечение мастером комплекса дидактических условий по обеспечению дифференцированного подхода на уроках является одним из средств повышения качества профессионального образования
ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся, подобранной по случайным признакам основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях учащихся предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны мастера возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри учебной группы с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность на детей, испытывающих и большие, и небольшие трудности
ВНУТРЕННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ Дифференц ированного подхода к учащимся Уровневой дифференциации применение форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого- педагогических особенностей ведут подростков к одному и тому же уровню овладения программным материалом организация обучения, при которой учащиеся, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований * вариативности темпа изучения материала; *дифференциации учебных заданий; *выбора различных видов деятельности; *определения характера и степени дозировки помощи со стороны мастера * вариативности темпа изучения материала; *дифференциации учебных заданий; *выбора различных видов деятельности; *определения характера и степени дозировки помощи со стороны мастера в форме ПОСРЕДСТВОМПОСРЕДСТВОМ
ВНЕДРЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ДОСТИЧЬ выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого удовлетворения познавательных потребностей, совершенствования мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявления способностей и задатков, формирования профессиональных качеств удовлетворения познавательных потребностей, совершенствования мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявления способностей и задатков, формирования профессиональных качеств целенаправленного воздействия на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом решения назревших проблем училища путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе
РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всей учебной группы; развить способности и интересы учащихся; повысить качество знаний и умений; более рационально использовать учебное время каждого; вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную и практическую деятельность; устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний и умений, проф компетенций
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Уточняю и конкретизирую критерии, способности, знания и умения Разрабатываю или использую уже готовые задачи, задания, тесты Использую дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся; Перевожу ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу; Создала, систематизировала и непрерывно совершенствую «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, тесты и т.д.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ПРОФПОДГОТОВКИ
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ Выравнялась степень подготовки учащихся, Разнообразились формы и методы работы Произошло развитие интереса учащихся к учебе и к профессии. Повысилось качество профессиональной подготовки.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-н/Д., Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // Вопросы психологии , 4 3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., «Академия», Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. Мн., «Народная асвета», Кульневич С.В. Педагогика личности. От концепций до технологий. Ростов-н/Д., Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. М., Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // Адукацыя i выхаванне. 1992, Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. Мн., Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. Мн., Академия последипломного образования, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: 12. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. Педагогика, Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. Мн., Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., Журнал «Профильное обучение» г. 17.pedsovet.org/ Чалкина Л.Н. Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования».
Наши руки садят, рыхлят, полют и поливают! Осенью тонны урожая снимают! Профессия- нравится! Мастер- тоже! Будем на мастера мы похожи !