КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ. Учитель Татьяна Александровна Менщикова, Почётный работник Общего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А 4-5. Грамматические нормы. Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный.
Advertisements

ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Виды грамматических ошибок Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Синтаксическая стилистика. Стилистика Стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от.
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
5. Синтаксические нормы. Порядок слов Прямой порядок слов в русском языке: тема (данное) + рема (новое) Рема + тема – обратный порядок слов / инверсия.
Учебный проект по русскому языку «Языковой, коммуникативный, этический компонент культуры речи» Заговори, чтоб я тебя узнал…… Заговори, чтоб я тебя узнал……
Блинов Андрей Иосифович. В связи с необходимостью дифференциации проверки содержания в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
1 План 1.Понятие языковой нормы. 2.Типы и виды норм русского языка. 3.Нормы ударения. 4.Нормы словоупотребления. 5.Морфологические нормы. 6.Синтаксические.
Работу выполнил Буликешев Данияр, учащийся 10 класса МОУ «Костинская средняя общеобразовательная школа» 2009 год.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в Магдагачинском районе При анализе использованы аналитические и статистические материалы.
Автор: Крестова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ Брейтовской СОШ Ярославской области Конкурс интерактивных презентаций.
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Задание А 6 экзамена в формате ЕГЭ Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043 Синтаксические нормы : замена придаточного.
Культура речи в рамках подготовки к ЕГЭ Г.Мегион, МБОУ «СОШ 2» Учитель русского языка и литературы Сидоренко Г.И.
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Вид ошибки Примеры Ошибочное словообразование Трудолюбимый Ошибочное словообразование формы существительного Не хватает время Ошибочное образование формы.
Транксрипт:

КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ. Учитель Татьяна Александровна Менщикова, Почётный работник Общего образования, Победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель России» в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» -2007, Победитель Краевого конкурса проектов классных руководителей по проблемам воспитания в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», Заслуженный учитель Красноярского края. НПК-2010

Проблема. Современные тесты по русскому языку и введённый в России Единый Государственный Экзамен включают в себя примерно третью часть вопросов, касающихся культуры речи ученика и оценивающих степень его речевой компетенции, причем именно они обычно вызывают затруднение.

Цель работы: определение разделов и подразделов языковых норм, подбор дидактических материалов по теме. Предмет исследования: разделы и подразделы языковых норм. Объект исследования: языковые нормы Задачи: проработать научную литературу по данной теме; сгруппировать правила по разделам ; Подобрать дидактический материал по теме. определить результативность использования данного дидактического материала. Методы исследования: работа с текстами, с научной литературой, сравнение, сопоставление, абстрагирование, анализ, синтез.

Содержание. I.Введение. II. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ. 1. Глава. Теоретическая. 1) Нормы ударения; 2) нормы словоупотребления; 3) морфологические нормы; 4) синтаксические нормы. 2. Глава. Практическая. 1)Дидактические материалы по культуре речи. III.Вывод.. V.Библиография.

Культура речи. Нормы ударения Синтаксические нормы Морфологические нормы Нормы словоупотребления

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? ц Емент б Алованный зв Онит пр Иняли

Орфоэпические нормы. Нормы ударения. КР. ПРИ ЛАГ. -ударные : первый слог - во всех формах, кроме Ж.Р. окончание – в Ж. Р. Прим. горек (горько, горьки) близок (близко, близки) весел (-о, -ы), молод (-о, -ы) голоден (голодно, голодны) горька, близка, весела, голодна, молода

ГЛАГОЛ прошедшего времени. ударные : первый слог, как правило, во всех формах, кроме ж.р. как правило, в ж.р. Прим: прибыл, прибыло, прибыли занял (-о, -и), понял (-о, -и), начал (-о, -и), но: включит прибыла, заняла, поняла, начала, взяла, дала, спала, но: послала, клала

НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ 1. Лишние слова (плеоназм), повтор (тавтология). Возвратился обратно; проливной ливень. 2. Пропуск слов. Может повлечь последствия... (пропущено «за собой») 3.Штампы.(выражения со стёртой экспрессивностью, потускневшим лексическим значением) Все дети в школе охвачены горячим питанием. 4. Стилевой разнобой. Надо торопиться, ибо мы опоздаем на поезд. 5. Неправильное употребление слова. Благодаря пожару сгорел лес (вместо «из-за пожара»). 6. Смешение паронимов. Отец Гринева - строгий домашний крепостной (вместо «крепостник»). 7. Нарушение лексической сочетаемости. Скоропостижный отъезд (вместо «внезапный») 8.Двусмысленность. Специалиста можно подобрать (?) в нашем районе основаны на знании лексического значения и лексической сочетаемости слова с другими словами в предложении

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 191 А2 В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ? Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках. Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг. Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы. Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ Другие Части речи Речи. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 191 A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1)четырьмястами строчками 2)кратчайший путь 3)все директора гимназий 4)более выше

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ ФОРМЫ ЧИСЛА: ы-и инженеры, шоферы,бухгалтеры, лекторы, тракторы, договоры... -а,-я директора, инспектора, доктора, профессора, сторожа, повара, катера. ФОРМЫ Р.П. МН.Ч.: - валенок, ботинок, сапог, чулок, погон, солдат, партизан, яблок, яблонь, нянь, плеч, полотенец, простынь.. -ов,-ей носков, килограммов, апельсинов, мандаринов, помидоров, узбеков, киргизов, заморозков, рельсов, свечей, граблей..

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ 1. Укажите, в каком случае допущена ошибка в образовании форм степеней сравнения. жидкий жиже 3) зеленый зеленее тонкий тоньше 4) горький горячее

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ Собирательные - не сочетаются с Ж.Р Сравни: два ученика - двое учеников (забияк, суток), но две ученицы -Дата: название месяца в Р.П.: к первому июля, с Девятым мая В сочетании типа «два и более» + сущ. управляет числительное, а не слово БОЛЕЕ: три и более недочета -В сочетании смешанного числа + сущ. управляет дробь, а не целое: 28,4 процента, 15,7 секунды.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 194 A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. с семи тысячами напои меня водой подбросить углей лягте на пол

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ Ошибки - в немотивированном дублировании подлежащего (сущ.) личным местоимением 3 л.: Кабаниха, она представительница «темного царства». -Ошибки - в образовании форм: ихний, тихий (вместо «их») должен за ее бороться (вместо «за неё»)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ и глагольных форм В РЕЧИ Ошибки - в образовании некоторых форм глаголов: хочут(хотят), ляжь(ляг), течет(течет), играться (играть), езжай (поезжай) Ошибки - в выборе вида, времени глаголов: Пугачев выходит из избы и сел в карету. (Следует: «вышел...и сел» или «выходит...и садится») - Ошибки - в образовании причастий, деепричастий: ученики, сумеющие решить,... (Следует: «которые сумеют» - буд.вр, или «сумевшие» - прош.вр.,); игрушки, выпускающие фабрикой,...(Вместо «выпускаемые»); жду известий (вместо «ожидая»...) Злоупотребление одинаковыми формами глагола: Нельзя допускать оставлять воду замерзать в трубах.

Использование служебных частей речи. -нельзя употреблять рядом два союза с одинаковым значением: Но однако, словно будто. -нельзя смешивать двойные союзы: Лишь тогда…если (следует: лишь тогда…когда) как..а также(следует: как..так и) Не только..а также(следует: не только..но и)

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 193 А5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). В исследовании известного лингвиста Г.О. Винокура «История русского литературного языка» охарактеризован деловой стиль Московской Руси. К сожалению, многим любителям музыки не удалось достать билеты на концерт виолончелиста. Рецензия критика на недавно появившуюся в продаже книгу содержала в основном положительную оценку произведения. А.Н. Островский создаёт в пьесах не только типичные, а также глубоко индивидуальные образы.

Синтаксические нормы. Нормы управления. Нормы согласования. Сочетания однородных членов. Построение предложений с причастным оборотом. Построение предложений с деепричастным оборотом. Построение предложений с чужой речью

Сложные случаи согласования Если подлежащее собирательное существительное (или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится только в форме единственно­го числа: крестьянство боролось; Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа (особенно если при нем нет зависимого слова или зависимое слово стоит в единственном числе: большинство ин­теллигенции не приняло; большая часть ауди­тории согласилась). Как правило, сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь. 3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто сказал, что любовь не бывает вечной? Кто-то из великих сказал... Никто, даже его ближайшие друзья, не догадывался о случившемся. (Никто... не догадывался.

4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзное, то сказуемое ставится во множественном числе, а если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то... то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. В это трудное время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов. Нас больше интересуют политические деятели, а не политика. 5. Для согласования определения или придаточного определительного предложения с определяемым словом важно правильно указать это слово и именно от него задать вопрос. Интерес к творчеству писателей, подвергшимся гонениям (писателей каких? подвергшихся гонениям). Кутузов предстает перед нами человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки (человеком каким? умеющим видеть и признавать). Запомните: прежде чем выбрать форму сказуемого, определите, чем выражено подлежащее.

Конструкции с деепричастным оборотом Укажите предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Глядя на эти места, меня посетили воспоминания о годах, проведенных в деревне. Попав в город, студенческая жизнь показалась мне прекрасной. Рассмотрев образ автора, я хочу дополнить мой анализ цитатой из критической статьи.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Применяя новый метод, 1)были достигнуты блестящие результаты. 2)язык усваивается очень быстро. 3)можно быстро овладеть любым языком. 4)сокращаются сроки овладения языком.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт. Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству. Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 195 А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделён на триместры. А.С. Пушкин говорит, что поэт рождён для «вдохновенья, для звуков чудных и молитв». Все, кто хорошо знает творчество Ф.М. Достоевского, читали романы «Подросток» и «Братья Карамазовы». Г. Гейне писал, что каждый человек - это мир, огромный и неповторимый.

Вывод. В предлагаемой работе сгруппированы основные нормы культуры речи, а также дан богатейший материал для практической деятельности, что сэкономит время у учителя при подготовке к урокам, к экзамену в новой форме в 9 классе и к ЕГЭ - в 11. Как показывает практика, результативность использования данного дидактического материала достаточно высока при условии систематической работы по культуре речи, и именно при этом условии данный материал обеспечит продуктивную деятельность педагогов и обучаемых.

Библиография. Русский язык. О.С. Иссерс, Н.А, Кузьмина Дрофа, М., 2005 Система работы по синтаксису и пунктуации в 5-8 классах. Просвещение, 1964 г. Русский язык. Г.С. Мисири, С.П. Габ. М., «Высшая школа»,1979 Русский язык. В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьёва. Челябинск, «Взгляд», 2008 Грамматико-стилистические упражнения при изучения синтаксиса.В.А. Мызина.М., Просвещение,1976 Второстепенные члены ripeдложения.. В. Ф. Гутенев Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь. Н.Е. Сулименко Обособленные второстепенные члены предложения. Т. И. Чижова.