Мастер-класс "Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Advertisements

Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка.
Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише» Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 31 – Асеева Е.Г. МБОУ СОШ 31 – Асеева.
Мастер-класс «Подготовка учащихся классов к работе с частью «С». Написание сочинения- рассуждения» учитель русского языка МБОУ «Первомайская СОШ»
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Тема педагогического опыта: « Формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенции на уроках русского языка при написании сочинения-
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Транксрипт:

Мастер-класс "Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише"

Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент. Литературный аргумент. 7. Заключение.

Вступление. Вопросно-ответное единство. Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных предложений. Цепочка вопросительных предложений. Риторический вопрос. Риторический вопрос. Цитата. Цитата. Краткая справка об авторе текста. Краткая справка об авторе текста. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

Можно начать: Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что... Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что... 3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). 3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли... Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...

Критерии оценивания ответа на задание С1 БаллыI Содержание сочинения К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

В данном тексте В данном тексте - анализируется проблема... - анализируется проблема... - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему... - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему... - даётся – истолкование, описание, критическая оценка… - даётся – истолкование, описание, критическая оценка… - исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… - исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… - показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… - показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… - подвергается – критике, рассмотрению, анализу… - подвергается – критике, рассмотрению, анализу… - рассматривается – вопрос, пример… - рассматривается – вопрос, пример… - (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие? - (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие? -(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое... -(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое...

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы: - Насколько актуально то, о чем пишет автор? - Насколько актуально то, о чем пишет автор? - На чем заостряет внимание? - На чем заостряет внимание? - На каком материале автор раскрывает проблему? - На каком материале автор раскрывает проблему? - К каким выводам приводит читателя? - К каким выводам приводит читателя?

- То, о чем пишет (Автор), очень актуально. Так как… - (Автор) заостряет свое внимание на… - (Автор раскрывает проблему на материале… -Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему проблему... - Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...

К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0

- Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». - (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)». - Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием). - Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… - обращает внимание на то, что… - выражает тревогу… - верно (тонко) замечает…

Построение текста- рассуждения. 1. Тезис. 2. Аргументация. 3. Вывод.

- Я полностью согласен___ с автором текста. Ведь... Потому что... - По-моему... - Автор абсолютно прав, утверждая, что… - Трудно не согласениться с автором в том, что…

Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргументы. 7. Заключение.

Жизненныйопыт Реальные факты из жизни Собственные наблюдения и выводы Традиционно- исторический опыт

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы): Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы): - Мне не раз приходилось сталкиваться с... - Помню, как-то... - Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. - Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с... Ссылка на авторитет Ссылка на авторитет - Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил... - Любой историк скажет, что... - Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

Читательскийопыт Художественная литература Историческая литература Научно- популярная литература

-Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)... -В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за... -Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласенившись или не согласенившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласенившись или не согласенившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласенившись или не согласенившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласенившись или не согласенившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласенен / не согласенен с автором»), или вообще не отражено в работе. 0

1. Обобщение основных мыслей автора. 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 4. Использование цитаты. 5. Концовка-ответ. 6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Итак,... Итак,... Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что... Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что... В заключение хочется заметить, что... В заключение хочется заметить, что... И, в конце концов, следует заметить, что... И, в конце концов, следует заметить, что Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь.... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что... Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что... Я не могу предложить сейчас решение проблемы достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить это уже бог знает!» Я не могу предложить сейчас решение проблемы достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить это уже бог знает!»

Образец сочинения ученика Способны ли люди к состраданию? Об этой проблеме невозможно не задуматься, прочитав текст В. Розова. Способны ли люди к состраданию? Об этой проблеме невозможно не задуматься, прочитав текст В. Розова. Автор, размышляя над данной проблемой, рассказывает о случае, произошедшем с бойцами на фронте. Сидя на берегу реки, они «чуть не скулили» от голода. Когда Борис принёс живую утку и предложил её зажарить, сослуживцы залюбовались красотой птицы и отвергли эту идею. Автор, размышляя над данной проблемой, рассказывает о случае, произошедшем с бойцами на фронте. Сидя на берегу реки, они «чуть не скулили» от голода. Когда Борис принёс живую утку и предложил её зажарить, сослуживцы залюбовались красотой птицы и отвергли эту идею. Позиция автора по данной проблеме очевидна. Он убеждён в существовании гуманных, с остро развитым чувством жалости людей, не утрачивающих даже в самые тяжёлые минуты жизни способности сострадать. В. Розов обращает внимание читателей и на то, что даже люди, «выпущенные из тюрьмы», способны на великодушные поступки. Автор, поведав нам эту историю, призывает не верить тем, кто утверждает обратное. Позиция автора по данной проблеме очевидна. Он убеждён в существовании гуманных, с остро развитым чувством жалости людей, не утрачивающих даже в самые тяжёлые минуты жизни способности сострадать. В. Розов обращает внимание читателей и на то, что даже люди, «выпущенные из тюрьмы», способны на великодушные поступки. Автор, поведав нам эту историю, призывает не верить тем, кто утверждает обратное. Мне близка позиция В. Розова, так как я уверен в том, что на нашей прекрасной планете живёт немало людей, в которых гуманные черты личности, «борясь» с заложенными природой инстинктами, одерживают победу. Мне близка позиция В. Розова, так как я уверен в том, что на нашей прекрасной планете живёт немало людей, в которых гуманные черты личности, «борясь» с заложенными природой инстинктами, одерживают победу. Доказывая свою точку зрения, приведу пример. Знакомые, современники А.И. Куприна, вспоминали, как писатель, сам живущий впроголодь, приютил голодную собаку, выпрашивал для неё кости в ресторане городского сада. Это ли не пример для подражания нам, людям, живущим в XXI веке? Доказывая свою точку зрения, приведу пример. Знакомые, современники А.И. Куприна, вспоминали, как писатель, сам живущий впроголодь, приютил голодную собаку, выпрашивал для неё кости в ресторане городского сада. Это ли не пример для подражания нам, людям, живущим в XXI веке? А в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв отдал заячий тулуп Пугачёву, хотя Савельич, его слуга, не одобрил этот поступок. Пётр Гринёв, несомненно, предстаёт перед нами в этом эпизоде как человек, который способен сопереживать и оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. А в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв отдал заячий тулуп Пугачёву, хотя Савельич, его слуга, не одобрил этот поступок. Пётр Гринёв, несомненно, предстаёт перед нами в этом эпизоде как человек, который способен сопереживать и оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. В заключение хочется подчеркнуть, что никогда не нужно терять веру в людей, так как они могут сострадать. В заключение хочется подчеркнуть, что никогда не нужно терять веру в людей, так как они могут сострадать.